Исакиевский собор вид. Исаакиевский собор

Исакиевский собор вид. Исаакиевский собор
Исакиевский собор вид. Исаакиевский собор

Сто пятьдесят лет из чуть более чем двухсотлетней истории имперского Петербурга строился и перестраивался . Ныне существующий грандиозный храм — четвертый по счету, он возводился несколько десятилетий.

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году и был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр I венчался со своей женой Екатериной I. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство было завершено уже после смерти Екатерины II к 1800 году. Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

Преподобный Исаакий Далматский

Святой Исаакий Далматский, которого Петр I почитал своим небесным покровителем, жил в IV веке, был монахом (в чине преподобных Церковь прославляет только монашествующих), подвизался в пустыне. Претерпел гонения в годы правления императора Валента (364—378), рьяного сторонника ереси Ария, отрицавшего единосущие Бога-Сына Богу-Отцу (Арий утверждал, что Бог-Сын сотворен Богом-Отцом и, следовательно, в сравнении с Ним является существом низшего порядка). После гибели Валента и восшествия на престол императора Феодосия Великого преподобный Исаакий основал близ Константинополя монастырь, где и скончался в 383 году. После смерти Исаакия игуменом этого монастыря сделался преподобный Далмат, по имени которого впоследствии стали называть и обитель, и самого ее основателя.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Проект архитектора предполагал использовать часть конструкций собора А. Ринальди: сохранение алтарной части и подкупольных пилонов.

Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора. Южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней. Здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон планировалось построить колонные портики. Сооружение должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам. Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство нового Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Было построено одно из высочайших купольных сооружений в мире.


Саша Митрахович 20.01.2016 12:14


Устройство в Петербурге первого храма во имя преподобного Исаакия Далматского, которого Петр I, появившийся на свет в день его памяти (30 мая по старому стилю), считал своим небесным покровителем, относится к самым ранним годам существования северной столицы.

Первый , очень скромный, назывался церковью и был на скорую руку переделан из деревянного чертежного амбара и находился приблизительно на том месте, где стоит сейчас главное здание Адмиралтейства.

Именно в этом храме в 1712 году состоялось венчание государя и Екатерины Алексеевны, бывшей «портомои», которой судьба уготовила русский трон и имя императрицы Екатерины I.


Саша Митрахович 27.12.2016 08:51


Деревянная Исаакиевская церковь быстро обветшала, и уже в 1717 году Петр I собственноручно заложил первый камень в основание второго храма во имя Исаакия Далматского.

Второй Исаакиевский храм, решенный в стилистике петровского барокко, строился десять лет и имел очень много общих черт с Петропавловским собором.

Второй храм стоял ближе к Неве, чем первый, почти на набережной, и это предрешило его недолгий век: река, еще не закованная в гранит, подмывала берег, разрушая церковь, и уже через несколько десятилетий она пришла, как сказали бы сейчас, в аварийное состояние. Вдобавок в 1735 году в шпиль колокольни попала молния, и храм сильно пострадал от пожара.

Исаакиевскую церковь отремонтировали, но произведенные работы не решили главной проблемы. Грунт продолжал давать осадку, разрушая фундамент храма. Новый Исаакиевский собор решено было отстраивать дальше от берега.


Саша Митрахович 27.12.2016 08:56


В 1761 году руководителем строительства назначили С. И. Чевакинского, создателя Никольского Морского собора, однако начало работ пришлось отложить из-за государственных «неустройств». В 1762 году в результате дворцового переворота на престол взошла Екатерина II, а вскоре Чевакинский подал в отставку. В итоге закладка третьего состоялась только в 1768 году. Проект храма подготовил талантливый итальянский зодчий Антонио Ринальди, много потрудившийся над архитектурным обликом Петербурга и его пригородов.

Согласно проекту Ринальди, Исаакиевский собор должен был быть великолепен. Пятикупольный, с высокой колокольней, облицованный мрамором, он полностью отвечал замыслу Екатерины II, желавшей почтить память Петра Великого. Но строительство двигалось медленно, и к моменту кончины государыни здание довели лишь до карниза. Павел I не вдохновился дорогостоящей задумкой матери и, нимало не огорчившись отъездом Ринальди за границу, поручил архитектору Винченцо Бренна как можно скорее достроить собор, приказав при этом мрамор, заготовленный для облицовки его верхней части, передать на строительство своей новой резиденции — Михайловского замка.

Бренна, торопясь окончить строительство, вынужден был исказить первоначальный замысел Ринальди, и собор вышел неказистым, кургузым. На мраморном основании, приготовленном для торжественного пятиглавия, Бренна выстроил кирпичное «нечто» с одной главой, дав повод насмешникам сложить эпиграмму: «Се, памятник двух царств,/ Обоим столь приличный./ На мраморном низу/ Воздвигнут верх кирпичный». В краткую павловскую эпоху за такие вирши вполне можно было переселиться из Петербурга в Сибирь. Но очевидное не спрячешь: третий Исаакиевский собор действительно не гармонировал с парадным обликом петербургского центра. Да и, при крайней экономии, проявленной при его завершении, очень быстро стал приходить в негодность: уже вскоре после освящения собора (в 1802 году) со стен начала кусками отваливаться штукатурка.


Саша Митрахович 27.12.2016 09:16


История возведения четвёртого, заключительного варианта, Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурга началась в 1809 году, когда Александр I объявил конкурс на проект приведения в надлежащий вид.

Поначалу существовала надежда, что удастся обойтись перестройкой лишь верхней его части, приискав «форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию», однако все архитекторы предлагали государю проекты новых соборов, и спустя несколько лет он оставил лишь одно требование к проекту: сохранить существующую алтарную часть.

Кончилась Отечественная война, был заключен Священный союз, а вопрос о перестройке Исаакиевского собора все еще оставался открытым. Только в 1818 году молодой французский , никому не известный не только в России, но и у себя на родине, представил Александру I проект, предусматривавший сохранение алтарной части Исаакиевского собора и подкупольных пилонов.

Проект Монферрана с самого начала вызывал недоверие специалистов, но 20 февраля 1818 года он все же был утвержден государем, а 26 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового Исаакиевского собора.

Не успела столичная публика восхититься гравированными видами будущего собора, выпущенными Монферраном, как у его проекта появился серьезный критик. Им оказался архитектор А. Модюи, являвшийся одним из членов Комитета по делам строений и гидравлических работ. В октябре 1820 года он представил в Академию художеств записку с замечаниями, сводившимися к тому, что по существующему проекту строить Исаакиевский собор не представляется возможным. Модюи справедливо указал на ошибку в расчетах, из-за которой диаметр огромного купола не вписывался в «квадрат» из четырех пилонов.

Строительство собора приостановили. Рассмотрением замечаний Модюи занялся специальный комитет, перед которым Монферрану пришлось оправдываться, «сваливая вину» на высочайшего заказчика. «Поскольку из нескольких проектов, — заявлял он, — которые я имел честь представить, предпочтение было отдано тому, который уже осуществляется, то... следует обсуждать этот вопрос не со мной; мне надлежит скрупулезно сохранить то, что приказано сохранить...»

Комитет подтвердил опасения Модюи, и проект 1818 года забраковали. Только к 1825 году Монферран представил новый проект, который и был утвержден 3 апреля, за несколько месяцев до кончины Александра I.

Исаакиевский Собор достраивал уже Николай I

Восшествие на престол совершалось при событиях смутных и нерадостных. Неудивительно, что об Исаакиевском соборе в первые месяцы нового царствования почти не вспоминали. Строительство приостановилось. Нужно было деятельное вмешательство императора, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки.

Чуть позже работы по возведению собора приобрели невиданный размах. Ежегодно строительная площадка поглощала до миллиона рублей из казны (для сравнения — вся постройка Троицкого собора на Измайловской площади обошлась в два миллиона рублей). Надо отметить, что Николай считал своим долгом не только выделять достаточные средства на строительство Исаакиевского собора, но и лично давать указания о том, как надлежит строить. Стремление императора возвести храм, равного которому не было бы по пышности, привели к утяжелению здания, его перегруженности декоративными элементами. К счастью, от самых неуместных предложений государя Монферрану удавалось отказываться: так, он убедил Николая переменить уже принятое им решение позолотить все наружные скульптуры Исаакиевского собора.

На строительство Исаакиевского собора не жалели ни денег ни человеческих жизней

«Стройка века», опекаемая государем, поражала воображение современников. Не останавливались ни перед затратами, ни перед жертвами. Чего стоит один только процесс вырубки и установки гранитных колонн! Их вырубали на каменоломне Петюрлакс неподалеку от Выборга, избранной благодаря большим запасам гранита и близости Финского залива. На отвесной гранитной скале отмечался контур заготовки, затем в отверстия, просверленные по контуру, вставляли железные клинья, и рабочие одновременно били по клиньям тяжелыми кувалдами. Удары повторяли до тех пор, пока в граните не появлялась трещина.


В трещину закладывали железные рычаги с кольцами, в которых были закреплены канаты. Каждый канат тянули сорок человек, отодвигая, таким образом, заготовку колонны от гранитной «основы». Затем в колонне пробивали отверстия и закрепляли в них крючья с канатами, соединенными со стоящими рядом воротами. При помощи этих нехитрых механизмов колонна окончательно отделялась от скалы и скатывалась на приготовленный заранее деревянный помост. И хотя Монферран отмечал, что подобные работы в России «не что иное суть, как ежедневное дело, которому никто не удивляется», все же они были чрезвычайно тяжелы.

Перевозили будущие колонны на плоскодонных судах, а с пристани в Петербурге их доставляли на строительную площадку по специально устроенному рельсовому пути (первому в России).

Для подъема колонн возвели леса, состоявшие из трех высоких пролетов, и установили 16 особых механизмов-кабестанов из чугуна. На каждом из таких кабестанов работало по восемь человек, а установка одной семнадцати метровой колонны (каждая из них весила 114 тонн) в вертикальное положение занимала приблизительно три четверти часа. Первая колонна была поднята 20 марта 1828 года в присутствии избранной публики (среди зрителей присутствовали и члены императорской фамилии), а к осени 1830 года все четыре колоссальных портика уже предстали изумленным взорам петербуржцев.

Мало кого из тех, кто любовался медленно, но неуклонно растущей громадой Исаакиевского собора, интересовали судьбы простых рабочих, принявших участие в сооружении главного храма империи. Согласно документам, таких «подневольных» творцов собора насчитывалось до полумиллиона. Были это государственные и крепостные крестьяне. Около четверти из них погибло на стройке из-за несчастных случаев или болезней. Только при позолоте купола собора, выполнявшейся в технике огневого золочения, умерли от отравления парами ртути 60 мастеров.

Смерть Монферрана

Говоря современным языком, Исаакиевский собор был «долгостроем». Сорок лет в центре Петербурга шла работа, сопоставимая, пожалуй, лишь с сооружением египетских пирамид. В 1840-е годы по городу уже позли слухи: Монферран-де не торопится достраивать храм, потому что ему нагадали смерть вскоре после окончания строительства. И действительно: не прошло месяца с торжественного освящения собора (30 мая 1858 года), как архитектор умер. Впрочем, был он уже не молод, так что дело, видимо, не в предсказании.

Монферран желал быть похороненным в отстроенном им соборе (неудивительно, ведь с ним была связана значительная часть его жизни), однако этому ожидаемо воспротивились и Святейший Синод, и император Александр II, поскольку Монферран являлся католиком. Поэтому вдове почившего пришлось везти его останки в Париж. Символическое прощание творца с его творением все же состоялось: погребальный кортеж с гробом Огюста Монферрана трижды объехал вокруг Исаакиевского собора.


Саша Митрахович 27.12.2016 09:27


Чудное зрелище представляла одна из величайших в мире площадей: направо от нас вздымал к небу свой золотой купол соборный храм; портики его были покрыты разнообразною толпою в блестящих мундирах; налево, за другой эстрадой, выстроенной у Адмиралтейского бульвара, блистала широкая лента Невы и развевались флаги судов; перед нами двигались пестрые массы войск, занимавших места свои. Большой колокол гудел торжественно...

Вскоре после того, как Государь Император, члены Августейшего Семейства и свита Их вошли в , где, в присутствии Их, совершен был обряд освящения храма, показался вдали крестный ход, предшествуемый певчими в разноцветных одеждах. Духовенство, в белых глазетовых ризах, с хоругвями, образами и святыми мощами, несомыми на главе архиереем, шествовало двумя рядами, впереди которых несли фонарь и крест.

По мере прохождения процессии мимо полков музыка играла гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта музыка, исполненная piano, производила удивительное впечатление: слышались не инструменты, а как будто несколько поющих в отдалении хоров. Все вместе — и эта трогательная музыка священного гимна, и эта тихая, торжественная, блестящая процессия, двигавшаяся посреди необозримой площади, уставленной войсками и обрамленной тысячами народа,— представляло зрелище, которого, конечно, не забудет во всю жизнь свою всякий, кому довелось видеть его.

По освящении собор святого Исаакия Далматского объявили кафедральным. Торжественность соборных богослужений в церковные праздники и царские дни привлекала сюда массу народа. Исаакиевские диаконы и певчие славились в городе, а среди них наипаче — диакон Василий Малинин, служивший в соборе в 1863-1905 годах и обладавший, по воспоминаниям современников, феноменальным басом. Особенно любили богомольцы бывать «у Исаакия» в Великий четверг на Страстной седмице Великого поста, когда совершался обряд умовения ног — в воспоминание Тайной вечери, во время которой Спаситель умыл ноги своим ученикам.

С 1879 года, по инициативе соборного старосты генерала Е.В. Богдановича, собор стал издавать и распространять брошюры и листки нравственно-религиозного содержания, обращенные к простому и имевшие большую популярность. С 1896 года при главном храме империи действовало братство, содержавшее на свой счет несколько благотворительных учреждений, с 1911 года — общество хоругвеносцев. В 1909 году в Исаакиевском соборе — впервые в Санкт-Петербурге — служилась литургия, сопровождаемая всенародным пением.

Перед революцией служение в кафедральном соборе несли пять священников. Последним его настоятелем (с 1917 года) был протоиерей Николай Григорьевич Смирягин.

Маятник Фуко в Исаакиевском Соборе

Изобретение маятника, наглядно демонстрирующего вращение Земли, принадлежит французскому физику и астроному Жаку Фуко (1819—1868). Впервые публичный эксперимент с маятником Фуко был проведен в Париже в 1851 году. Тогда Фуко подвесил под куполом Пантеона металлический шар массой 28 килограммов (с прикрепленным снизу острием) на стальной проволоке длиной 67 метров. Маятник был устроен таким образом, что мог качаться не в одной плоскости (как часовые маятники), а во всех направлениях. Под маятником сделали круговое ограждение радиусом 6 метров с центром прямо подточкой подвеса, а внутри ограждения насыпали песок. Острие, прикрепленное к шару, прочерчивало песок на своем пути, и вскоре стало видно, что плоскость качания маятника поворачивается по часовой стрелке относительно пола: при каждом следующем качании острие сметало песок приблизительно в трех миллиметрах от предыдущего места. Так зрители могли увидеть своими глазами вращение Земли.
Маятник Фуко, действовавший в Исаакиевском соборе с 1931 года, сейчас демонтирован, однако в России есть несколько других подобных маятников, хотя и меньшего размера (в Санкт-Петербургском и Волгоградском планетариях, а также в Алтайском университете).

«Торжество науки над религией»

После революции кафедральный собор не избег общей для всех храмов участи. В 1922 году его буквально ограбили — под благовидным предлогом помощи голодающим. Большевистская программа изъятия церковных ценностей обошлась Исаакиевскому собору в 48 килограммов золота и 2200 килограммов серебра.

Неоднократно (в 1923 и 1927 годах) власти пытались закрыть собор, но увенчались успехом эти попытки только в 1928 году. Еще через два года с соборной звонницы сняли все колокола (их отправили в переплавку), а в самом соборе открылся антирелигиозный музей, гордостью которого стал маятник Фуко на подвесе длиной 98 метров. Маятник запустили в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года, и тогдашние газеты преподносили это событие как «торжество науки над религией» — хотя, собственно говоря, Церковь никогда ничего не имела ни против Жака Фуко, ни против его маятника.

С началом Великой Отечественной войны Исаакиевский собор был приспособлен под хранение экспонатов из пригородных ленинградских музеев, а также из Летнего дворца Петра I и Музея истории города. О периоде блокады до сих пор напоминают следы вражеских снарядов, оставшиеся кое-где на колоннах.

В 1948 году в Исаакиевском соборе открылся одноименный музей, а после реставрационных работ 1950-1960-х годов на колоннаде собора была оборудована смотровая площадка для посетителей, подняться на которую — ради прекрасного вида на город — считают своим долгом почти все гости Петербурга.


Саша Митрахович 27.12.2016 09:53

В связи с передачей Исаакиевского собора РПЦ город буквально разделился на два лагеря: одни радуются, другие - подписывают петиции против этого решения. Поэтому выбрали для вас истории об Исаакии, которые помогут сложить собственное мнение о передаче собора, а также выяснить, при чём здесь инопланетяне, строил ли собор Монферран и как символ города на Неве чуть не перевезли в США.

Исаакиевский собор, одно из самых впечатляющих строений Петербурга, был освящён (30 мая) 11 июня 1858 года. Его история, которая ведёт своё начало практически со дня основания Северной столицы, полна неожиданных поворотов и удивительных фактов. Строительство собора задумал ещё Пётр І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил особенным образом почтить святого. Но завершилось строительство уже во время правления Александра II. В разные годы собор был укрытием для искусства и площадкой для физических опытов.


Первый Исаакиевский собор был создан в 1707 году по указу Петра I на месте чертёжного амбара рядом с Адмиралтейством. Собор четыре раза перестраивали - четвёртое воплощение мы видим сейчас.

В первой деревянной церкви Исаакия Далматского венчались Пётр I и Екатерина I. Вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 году: первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник. Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем.

Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно повреждён ударом молнии. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. При Екатерине II в строительстве начали использовать мрамор, но достроить успели едва ли до половины. Затем Павел I распорядился докончить стройку кирпичом, а мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно: кирпичные стены высились на мраморном основании. Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга». Александру I выстроенное предками не понравилось вовсе, и он велел здание сломать и построить новое - из гранита.


Архитектором Исаакия в том виде, в котором мы его знаем, был Огюст Монферран. Строительство продолжалось 40 лет. Легенда гласит, что некто нагадал Монферрану смерть после того, как собор будет возведён, поэтому тот и не спешил заканчивать процесс.

И всё же достроил: летом 1858 года митрополит Григорий освятил вновь построенный собор в честь преподобного Исаакия Далматского - покровителя Санкт-Петербурга. Скорее всего, это было случайным совпадением, однако через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран умер.

Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя - Александра II. То ли он сделал Монферрану замечание за ношение «военных» усов, то ли самодержцу не по нраву пришёлся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них и сам Монферран. Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние, поражённый подобным отношением императора, и через 27 дней умер. По легенде, когда время подходит к полуночи, призрак Монферрана появляется на смотровой площадке и обходит свои владения. Призрак его не злобный, к посетителям, задержавшимся на площадке, относится снисходительно.

Технические новшества и вмешательство инопланетян


На каменоломнях на острове Пютерлакс под Выборгом вырубали гранитные монолиты для колонн весом от 64 до 114 тонн, мрамор для облицовки интерьера и фасадов собора добывали на Рускольских и Тивдийских мраморных ломках.

Доставка огромных блоков к месту строительства, установка 112 монолитных колонн и возведение купола потребовали от строителей многих технических нововведений. Одним из инженеров, которые возводили Исаакиевский собор, был изобретён полезный рельсовый механизм, облегчавший труд строителей. Для создания статуй и барельефов применили новейшую технологию гальванопластики, что позволило впервые в мире разместить многометровые медные статуи на высоте.

Но некоторые утверждают, что возвести подобный собор было не под силу даже сотням человек, а потому без вмешательства инопланетян, как и при строительстве пирамид в Египте, тут не обошлось.


Исаакий - это сокровищница цветного камня. Здесь использованы бадахшанский лазурит, шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский, а также 16 тонн малахита. Еле уловимый запах благовоний, который можно уловить в соборе, источают пластинки из малахита, украшающие колонны у главного алтаря. Мастера их скрепляли специальным составом, сделанным на основе миро (особое благовонное масло).

Считается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.


Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За 50 лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией: считалось, что пока стоят леса, правит и династия Романовых.

Легенда, надо сказать, небезосновательная: постоянный ремонт требовал огромных затрат (собор был настоящим произведением искусства, и абы какие материалы для его восстановления не годились), а средства выделяла царская казна. Фактически леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

После революции храм подвергся разорению. В мае 1922 года на нужды голодающих Поволжья из него было изъято 48 килограммов золота и более двух тонн серебра.

В связи с политикой государства 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых в России антирелигиозных музеев. Это и спасло храм от разрушения: сюда стали водить экскурсии, на которых посетителям рассказывали о страданиях крепостных строителей здания и о вреде религии.

В том же году в Исаакиевском соборе установили гигантский маятник Фуко: благодаря своей длине он наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это называли триумфом науки над религией. В пасхальную ночь 1931 года семь тысяч ленинградцев набились в Исаакиевский собор, где слушали лекцию профессора Каменщикова, посвящённую опыту Фуко. Сейчас маятник демонтирован, в месте его крепления располагается фигурка голубя, символизирующая Святой Дух.


В 1930-е годы прошёл слух, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его. По легенде, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, коих в то время было немало. Судя по тому, что Исаакиевский собор и поныне стоит на своём месте, сделка сорвалась.

Во время Великой Отечественной войны собор пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I. Собор был заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола. Жители на свой страх и риск покрывали его литрами зелёной краски, чтобы сделать менее заметным, что позволило спасти множество произведений искусства накануне наступления фашистской армии.

Исаакий - музей или храм?


С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает исключительно как музей.

На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Здесь и сегодня можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней - всех, что использовали при строительстве храма.

В 1990 году впервые с 1922 года в храме совершил Божественную литургию патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником „Исаакиевский собор“ и Санкт-Петербургской епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.


Сейчас вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ и выселении музея считается решённым. Церковь неоднократно высказывала свои притязания на владение собором, но всегда получала отказы ввиду нецелесообразности подобного решения, ведь музей приносит доходы в городскую казну - 700-800 миллионов рублей ежегодно.

Что же изменилось теперь, кто будет являться собственником храма и платить за реставрацию и содержание объекта? Формальным собственником Исаакиевского собора останется Петербург, так как объект ЮНЕСКО должен по закону находиться в собственности государства. РПЦ будет пользоваться храмом на безвозмездной основе: Исаакий передают не в вечное пользование, а в аренду на 49 лет.

Оплачивать содержание и нужды собора будет митрополия. Сколько на это понадобится денег, тоже пока не ясно. Ранее озвучивалась цифра 200 миллионов рублей: столько тратил музей ежегодно и на содержание, и на реставрацию.

Кроме того, между РПЦ и Минкультом будет заключён договор о сохранности музейных ценностей, которые останутся в соборе. Представители патриархии уверяют, что все желающие могут посещать собор, как и прежде, и более того - обещают сделать бесплатный вход против нынешних 200 рублей, платными останутся подъём на колоннаду и экскурсии. Эти средства РПЦ будет тратить на содержание собора, за реконструкцию будет платить петербургская казна.

Как утверждают в РПЦ, для проведения экскурсий будет создано специальное церковное агентство, его работа будет оплачиваться за счёт пожертвований, не облагающихся налогом. Музей Исаакиевского собора переедет на Большую Морскую и Думскую улицы. Но пока не произойдёт передачи, музей будет управлять деятельностью собора. Сейчас в Исаакиевском соборе и Спасе на Крови работают 400 человек, часть сотрудников может ждать сокращение. Также свой пост может покинуть директор музея Николай Буров.

Фото: Visit Petersburg, pravme.ru, panevin.ru

Исаакиевский собор - одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Великое творение Огюста Монферрана. Строительство Собора преподобного Исаакия Далматского, а именно так он официально называется, было закончен в 1858 году, спустя 40 лет после начала. В настоящий момент богослужения в нём ведутся по особым праздникам, а всё остальное время он функционирует как музей. Можно посетить как сам собор, так и колоннаду на верху. Я выбрал второй вариант (обязательно загляну внутрь в следующий раз). Стоимость билета 150 руб. (музей работает с 10:30 до 18:00. в 17:30 вход посетителей прекращается).
Сейчас одна из колоколен собора на реставрации. Я заметил, что в Санкт-Петербурге не портят ремонтируемый фасад лесами, а укутывают объект полностью.


1. Собор очень красив и монументален.

2. Скульптуры и барельефы повсюду.

3. Одна из колоколен и один из порталов с огромными колоннами.

4.

5. Дверь, ведущяя внутрь собора. Снять её в таком виде крайне сложно, так как десятки туристов делают селфи в этом месте.

6. А это дверь, за которой начинается лестница, ведущая на колоннаду. Подъём за моей спиной)

7. На всём протяжении пути вверх мне встречались такие небольшие оконца.

8. Перила и стена

9. Старина.

10.

11. Как буд-то по замку идёшь.

12. Если бы ехал сутки на поезде, то наверное, подъём дался бы тяжело. А после прямого перелёта и спокойной ночи в хостеле, с утра чувствуешь себя бодрым и свежим.

13. Ближе к вершине лестница становится уже.

14. Ступеньки пронумерованы и можно следить за тем сколько уже прошёл.

15.

16. На самом верху лестница упирается вот в такую "подъездную" дверь. Надо отметить что проход узковат.

17. За дверью ещё одна лестница.

18. Это вид с верхней её ступеньки. По сути, мы сейчас на вериине одной из колоколен. Над нами где-то должны висеть колокола.

19. И последний этап подъёма. Лестница на саму колоннаду.

20. Вот они, те самые колонны, которые мы видим на всех открытках из Санкт-Петербурга.

21.

22. Одна из четырёх колоколен, расположенных по углам собора.

23.

24. А это лифт для инвалидов. Круто!

25. Можно внизу взять аудио гид, а можно послушать что рассказывает голос в динамиках, которые тут повсюду висят. А рассказывает он том какие виды открываются с Колоннады и о значимых архитектурных объектах.

26. Ажурная лесенка, ведущая куда-то вверх. Она была закрыта, поэтому проверить куда она ведёт не удалось.

27.

28. Вот так выглядит крыша собора. Обратите внимание, на пронумерованные вставки. Очевидно, учёт ведётся всем видоизменениям. Всё-таки памятник.

29. Скульптуры. Вид сзади.

30. Вот так и разговаривают они через улицу.

31. А вот и то, ради чего я прошёл все эти ступеньки. Виды Санкт-Петербурга. Это Исаакиевская площадь. Деревья это Исаакиевский сквер. Посредине площади стоит памятник Александру I. Мариинский дворец - ныне главное административное здание Санкт-Петербурга. А вот там где стоят машины это Синий мост. Да, под ними река Мойка течёт.

32. Зимний Дворец, в нём расположен Эрмитаж. С этого ракурса кажется, что статуи просто по крыше расставлены)

33. Адмиралтейство и Петропавловская крепость.

34. Троице-Измайловский собор

35. Храм Спаса-на-Крови

36. Благовещенская церковь. Здание на переднем плане интересное. Высота кранов впечатляет.

37. Здание Сената. По ту сторону Невы - Академия Художеств.

38.

39. Эй, парень! Хочешь в круиз?

40.Метеор на фоне здания Кунтскамеры.

41. Краны судоремонтного завода.

42. Смольный собор. Там устроена ещё одна смотровая площадка.

43. Разнообразие крыш.

44. Слева Дом городских учреждений. Я про него отдельно напишу. Как я и говорил, если тут что то реставрируют, то закутывают в кокон)

45. Крыши, крыши, крыши.

46.

47.

48. А тут целый ресторан. Обратите внимание, на зонтики-обогреватели. Тут даже в холодные ночи тепло должно быть.

49. Вот таким вот Санкт-Петербург видят птицы)

Спасибо за внимание!

Этот, один из крупнейших православных храмов-музеев С.- Петербурга, который имеет полное название собор преподобного Исаакия Далматского, мы решили посетить во время одной из вечерних прогулок по городу...

В это время суток посетителей совсем мало и можно без лишней толчеи спокойно осмотреть все достопримечательности храма...

Став обладателями входных билетов (по 250 руб. за штуку), мы входим внутрь музея (по особым дням, с разрешения администрации музея в соборе могут проходить церковные службы)....

Внутренне убранство собора сразу же поражает своим великолепием....

Очень часто Исаакиевский собор называют "музеем цветного камня".... И это не случайно, так как внутри его стены и пол выложены мраморными плитами (применялось 14 сортов натурального мрамора), которые были привезены из Италии, Франции, а также и из лучших каменоломней России..

На отделку собора ушло и более 300 кг червонного золота,

а общая сумма, которую выделила царская казна на работы по интерьеру собора составила по тем временам баснословную сумму - 23 миллиона 260 тысяч рублей серебром...

Немного осмотревшись, начинаем знакомиться с историей собора...

Оказывается, прежде чем появился собор, который мы видим сегодня, на этом месте в разное время было построено несколько вариантов церквей...

Вот так выглядела первая Исаакиевская церковь....

Она была построена в 1707 году и представляла собой обычный деревянный сруб размерами 18х9 метров... Ее появление на свет было обусловлено жизненной необходимостью: на расположенных поблизости Адмиралтейских вервях в то время работало более 10 тысяч человек, которые не могли удовлетворить свои духовные потребности... После завершения строительства храм был освящен во имя преподобного Исаакия Далматского, которого очень сильно почитал Петр I (он родился в день его памяти)....

К 1717 году, благодаря суровому климату, церковь начала сильно разрушаться....

Тогда-то и было принято решение: вместо старой, деревянной церкви заложить новую - в камне....

В 1727 году такая церковь уже принимала первых верующих....

Размеры новой церкви уже были 60х30 метров и она имела колокольню высотой 27 метров, которую украшал шпиль высотой 13 метров....

Но и у этого варианта судьба не сложилась.... Во-первых, когда строили церковь, то место ее установки несколько изменили с предыдущим вариантом - перенесли поближе к Неве (туда, где сейчас стоит памятник "Медный всадник"). Храм на самом берегу реки смотрелся великолепно, но архитекторы почему-то забыли, что Неве свойственны широкие разливы, которые и начали постепенно подмывать фундамент церкви.... А, во-вторых, в добавок к этому, в 1735 году во время сильной грозы в собор попал разряд молнии, который привел к большому пожару... В результате чего храм очень сильно пострадал изнутри...

В 1762 году, вступив на престол, Екатерина II издает распоряжение о строительстве нового собора (на месте первого варианта)....

Работа поручается архитектору А. Ринальди, который с большим рвением взялся за дело. Согласно его проекту собор должен был иметь пять куполов и высоченную колокольню.... Но Екатерина II умирает, Ринальди самоустраняется от руководства строительством (за это время здание было построено только до карниза) , и Павел I поручает уже другому зодчему - В. Бренна довести начатое до логического завершения.... Но так как новый император в это время вплотную занимался строительством своей резиденции (Михайловским дворцом), то ему был необходим в больших количествах строительный материал, особенно мрамор.... Чтобы долго не заморачиваться, Павел I решил позаимствовать его со строительства собора.... В результате вновь возведенный храм очень сильно отличался от первоначального проекта: вместо 5-ти куполов - 1, да и колокольня стала ниже вдвое....

30 мая 1802 года третий вариант Исаакиевского собора был освещен в торжественной обстановке....

Все было бы ничего (возможно третий вариант храма просуществовал бы значительное время), но по мнению нового императора - Александра I, архитектурный облик Исаакиевского собора не соответствовал архитектурной концепции присущей в то время центральной части города... По сему, уже в 1809 году, объявляется конкурс на новый проект Исаакиевского собора... В нем принимают участие самые известные архитекторы того времени: Камерон, Кваренги, Воронихин, Захаров... В итоге победителем стал малоизвестный, молодой французский архитектор О. Монферран, который через своего протеже - А.А. Бетанкура попадает на прием к императору и показывает ему свои рисунки с набросками собора.... Императору они понравились и он тут же подписал указ о назначении Монферрана личным императорским архитектором и поручает ему возглавить работы по строительству Исаакиевского собора...

В июне 1819 года состоялась торжественная закладка храма.... Однако и у Монферрана не все шло гладко....Из-за сильной критики проекта со стороны ведущих архитекторов - членов Академии Художеств, которые представили целый список конкретных и существенных замечаний, Монферрану пришлось остановить работы и заняться доработкой проекта... Новый вариант собора, который уже всех устраивал, был окончательно утвержден в 1825 году....

Этот, четвертый вариант Исаакиевского собора мы и имеем возможность видеть сегодня....

В память о главном строителе - в соборе установлен бюст Огюста Монферрана, который выполнен из того же материала, который использовался при строительстве храма..

Учитывая специфику местности, на которой возводился собор внушительных размеров, впервые в отечественной практике для строительства фундамента применялись сваи.... Всего их было забито свыше 10 тысяч штук...

Не менее сложной задачей была и установка 48-ми 17-ти метровых гранитных колонн, каждая из которых весила более 114 тонн...

Для этих целей была разработана специальная конструкция лесов, благодаря которой на подъем одной колонны уходило всего 45 минут...

Модель конструкции этих лесов занимает сегодня почетное место среди экспонатов музея, демонстрируя прогресс технической мысли во времена грандиозного строительства....

По ходу возведения храма архитекторам, инженерам и рабочим приходилось решать многие проблемы: начиная от доставки гранитных монолитов из каменоломней и заканчивая сооружением куполов и их золочением....

Тем не менее, 30 мая 1858 года (если вы помните - это как раз день памяти Исаака Далматского) новый, и последний на сегодняшний день, вариант Исаакиевского собора был торжественно освящен в присутствии императора Александра II....

По своей геометрии собор представляет крест врезанный в квадрат.... За счет этого образовалось четыре портика: южный, северный, западный и восточный....

Высота собора 101,5 метра, ширина - 100 метров....Диаметр купола - 25,8 м... В соборе установлены 112 монолитных колонн разного размера (48 колонн нижнего яруса диаметром 1,85 м и высотой 17 м являются одними из самых гигантских в мире, уступая только Александровским и Помпейским колоннам)...

По периметру купола, который по своим размерам стоит на шестом месте в мире, расположены фигурки ангелов и архангелов, отлитые из бронзы....

На углах и вершинах фронтонов собора установлены статуи апостолов....

Мы как-то с вами немного увлеклись - и оказались снаружи собора....

В спешном порядке снова возвращаемся внутрь храма...

В восточном портике храма находится главный иконостас, представляющий собой грандиозное триумфальное сооружение....

Он вырезан из белого мрамора....

Архитектурным украшением иконостаса являются восемь колонн и две пилястры высотой 9,7 м и шириной 0,62 м, сделанные из малахита и украшенные золочеными капителями....

Главный алтарь храма.... Посвящен Исааку Далматскому...

Пока народ рассосался - можно подойти поближе и внимательно осмотреть его....

Фрагмент Царских ворот....

За Царскими вратами расположен витраж с изображением Воскресшего Спасителя, выполненный на Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене....

Площадь витража почти 30 кв.м.... На его установку в храме потребовалось специальное разрешение Священного Синода: все дело в том, что, как правило, витражи присуще католическим церквям.... Именно после этого случая витражи нашли применение и в православных обителях....

Удается заглянуть и внутрь алтаря...

Здесь можно увидеть золотые изделия от фирмы "Никольс и Плинке"....

Верх Царских ворот украшает бронзовая группа работы Клодта с изображение Христа-Вседержителя во славе...

Над Царскими вратами расположена икона "Тайная вечеря"....

Вообще-то Исаакиевский собор - это еще и музей живописи: здесь находится около 150 панно и картин, к созданию которых привлекались Брюллов, Завьялов, Бруни, Марков, Басин и др.... Специфика расположения собора привела к тому, что внутри храма постоянно существует повышенная влажность, что губительно сказывается на художественных полотнах выполненных по стандартной технологии. Чтобы избежать негативных последствий этого природного фактора было принято решение для оформления интерьера использовать мозаику...

Одно из первых полотен, выполненных по этой технологии - мозаика "Христос Спаситель" , которая находится с правой стороны Царских ворот....

Помимо главного алтаря в Исаакиевском соборе имеются еще два:

Левый алтарь - посвящен Великомученице Екатерине....

Скульптурная группа "Воскресение" (скульптор Н.С. Пименов)....

Рядом с алтарем находится мозаичная икона "Святая Великомученица Екатерина" и бюст Монферрана работы И. Витали 1850 г. ...

Правый алтарь - посвящен благоверному Александру Невскому....

Некоторые мозаичные иконы этого алтаря

И часть его интерьера можно рассмотреть более детально....

Бронзовая композиция "Преображение" (скульптор Н.С. Пименов) над входом алтаря.....

Перед нами иконы "Святой Исаакий" и "Святой Петр"....

"Рождество Богородицы", "Воскресение Господне"...

"Сошествие святого духа на Апостолов", "Воскресение Христово"....

"Тайная Вечеря"....

"Святые праведные Иоаким и Анна" (Штейбен, 1849 г.), мозаичная икона "Святой Петр"....

Чудотворная икона "Богоматерь Тихвинская" - список с древней иконы находящейся в Тихвинском монастыре....

"Воскресение Пресвятой Богородицы" (Штейбен, 1853 г.) и другие....

Отдельно хотелось бы остановиться на воротах Исаакиевского собора....

Они сделаны из дуба, поверх которого установлены бронзовые рельефы... Каждая створка ворот весит около 10 тонн....

Барельефы выполнены Иваном Петровичем Витали (Джованни Витали), который в 1841 году получил большой заказ на скульптурное оформление Исаакиевского собора...

В качестве сюжета для своих работ Витали использовал эпизоды из жизни святых...

После осмотра "нижнего яруса" Исаакиевского собора

неплохо было бы и осмотреть его верхнюю часть...

Первое, что сразу же бросается в глаза - это паникадило (люстра) весом более 2,5 тонн,

ну и конечно же главный купол собора...

Объемный купол "поддерживается" 12-тью ангелами....

Украшением купола является роспись "Богоматерь во славе" работы К. Брюллова (завершил ее П. Басин)....

Площадь росписи составляет свыше 800 кв.м.....

Под самым куполом, на высоте около 80-ти метров на стальных тросах подвешен "небольшой" голубь с размахом крыльев всего-то 1,65 м при общей своей длине 2,7 метра... Это работа скульптора Дылева...

Не менее выразительны и плафоны в других местах Исаакиевского собора...

Например, с восточный стороны храма, над алтарем можно увидеть "Страшный суд" Ф.А. Бруни....

С западной стороны мы видим роспись "Видение пророка Иезекииля"....

Чуть ниже - "Солнце, Луна и звезды с ангелами"...

Чтобы осмотреть все великолепные росписи Исаакиевского собора потребуется много времени и физических усилий (голова достаточно часто закидывается вверх), поэтому в продолжении путешествия по храму мы приведем лишь некоторые из работ (всего в храме можно насчитать 103 стенных росписи и 52 картины, выполненные на холсте).....

Помимо росписей и картин неотъемлемой частью внутреннего убранства Исаакиевского собора являются многочисленные скульптуры, выполненные из меди методом гальванопластики....

На этом наше путешествие по Исаакиевскому собору подходит к своей завершающей стадии...

Подходим к информационному стенду, чтобы еще раз освежить в памяти основные вехи в "жизни" собора,

и направляемся к выходу....

Исаакиевский собор является одной из главных высотных доминант Санкт-Петербурга и символом Северной столицы. Построенный в первой половине 19 века, Собор стал олицетворением духовной силы Российской империи, которая в это время находилась на историческом пике своего могущества, победив «великую армию» Наполеона и став на три десятилетия сильнейшей европейской державой. Исаакиевский собор— это больше чем культовое сооружение, это — памятник великой эпохе, вобравший в себя самые лучшие достижения и высочайшие душевные порывы всего нашего Отечества.

Назван храм в честь византийского монаха 4 в. н.э. — Исаакия Далматского, который обладал даром предвидения и почитается церковью. День его памяти, 30 мая, — совпадает с днём рождения Петра Великого по юлианскому календарю, именно Исаакия Далматского император почитал за своего небесного покровителя, и один из первых храмов Санкт-Петербурга был освящен в честь этого святого.

Данный собор является четвёртым Исаакиевским собором Петербурга. Первая Исаакиевская церковь была освящена в 1707 г. Именно здесьв 1712 г. состоялась церемония бракосочетания Петра 1 и Екатерины 1, будущей императрицы. Церковь располагалась напротив Адмиралтейства, где сейчас бьетфонтан.

Камень в основание второй Исаакиевской церкви заложил лично Пётр 1 в 1717 г., и стояла она на месте нынешней Сенатской площади, именно там где находится знаменитый памятник Медный всадник. По облику она напоминала Петропавловский собор. Это сходство ещё более усиливалось благодаря стройной колокольне с часами-курантами, привезёнными Петром 1. Однако, находясь столь близко от реки, фундамент церкви сильно размывался, а после пожара её вовсе разобрали.

Екатерина II повелела перенести собор дальше от Невы, на его современное место. Проект создал Антонио Ринальди, любимый архитектор императрицы. «Мастер мраморных фасадов», как называли Ринальди, подобный приём применил и в строительстве третьего Исаакиевского собора.

Но к моменту смерти Екатерины II, стены были возведены лишь на половину своей высоты и облицованы мрамором. Новый хозяин земли русской, Павел Петрович,матушку не любил, и все её начинания стремился свести на нет. Впрочем, у него были на то причины… Винченцо Бренна было предложено насколько возможно скорее закончить строительство, поэтому стены и своды доделали из кирпича, а от четырёх ринальдиевских куполов решили отказаться вовсе.

Конечно, можно согласиться с автором этой острой эпиграммы. Собор получился приземистым, неказистым и совершенно не соответствовал статусу, ему подобающему. Но это обстоятельство заставило искать пути выхода из положения. Недолгое правление Павла 1 закончилось, и «дней Александровых прекрасное начало» сулило перемены, в том числе и в вопросах градостроительства и застройки Петербурга. Александр 1, воспитанный своей бабкой Екатериной Великой, считал себя продолжателем её дел. Не был обойдён вниманием и Исаакиевский собор. Объявлялись конкурсы на переделку собора, главным условием которых царь постановил максимальное сохранение техфундаментов и стен собора, что успели возвести при Ринальди. Весь цвет русской и даже мировой архитектуры (А. Д. Захаров – создатель современного Адмиралтейства, А. Н. Воронихин – строитель Казанского собора, Ч. Камерон – создатель резиденции Павла 1, и др.)представили свои проекты, однако каждый из них был отвергнут, т.к. не соответствовал главному условию – сохранению стен или хотя бы алтарной части ринальдиевского собора. Начавшаяся Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии, отвлекли внимание от строительства, но к вопросу вернулись позже.Августин Бетанкур, глава Комитета по делам строений и гидравлических работ, предложил рассмотреть проект на тот момент молодого архитектора — Огюста Рикара де Монферрана. Монферран подготовил более 20 набросков, и один из проектов Александру понравился. Согласился Монферран выполнить и условие – максимальное сохранение стен старого собора. Карьера никому не известного француза на русской службе пошла наилучшим образом: он был назначен императорским архитектором и разработал детальный проект реконструкции (а фактически строительства нового) собора.

20 февраля 1818 г. пришло высочайшее утверждение, а летом следующего года состоялась закладка.

Главные усилия по строительству леглина плечи крепостных крестьян. Работа шла в тяжелейших условиях, 13-16 часов в день, в том числе в праздничные и воскресные дни. Более 400 000 строителей со всех концов Империи в разное время принимало участие в работах. Для начала, чтобы укрепить болотистую почву, было забито более 10 000 свай. После этого приступили к возведению портиков. Каждая колонна – это гранитный монолит, высеченный из скалы, весом 114тонн и высотой 17 метров. С помощью специальных лесов конструкции Бетанкура, одна колонна устанавливалась в течении всего лишь 45 минут. Все колонны были установлены с 1828 по 1830 гг.

Затем пришло время стен и купола. Они выполнены из кирпича, облицованы различным камнем. Толщина стен достигает 5 метров. Купол на самом деле состоит из 3 куполов: внутреннего круглого, среднего конического, внешнего параболического. Внутренние конструкции выполнены из металла для облегчения веса, что было новшеством в то время. Внутри купола для термоизоляции и улучшения акустики помещены особым образом 10 000 керамических горшков.

Колоннадой также украшен и внешний барабан собора, диаметр которого 25,8 метра. Кстати, знаменитое здание в Вашингтоне, столице США – Капитолий, архитектурно очень напоминает Исаакиевский собор. И это не случайно. Американской стороне были предоставлены чертежи собора и строение купола выполнено в схожей манере.

Высота Исаакиевского собора 101,5 м., 111,3 м. в длину и 97,6 м. в ширину. Это четвертый по величине в мире купольный собор.Портики украшены барельефами на библейские сюжеты, а также изображениями страниц жизни Исаакия Далматского:восточный(«Исаакий Далматский останавливает Императора Валенса») и западный («Исаакий Далматский благословляет Императора Феодосия»). Каждая архитектурная деталь внешнего и внутреннего убранства глубоко символична и о них необходимо говорить отдельно, что невозможно в подобном формате. Созданием скульптур занимались лучшие зодчие того времени – Клодт, Витали, Логановский и др. Коленопреклонённые ангелы по углам собора держат в руках факелы. До революции 1917 г. они использовались по назначению – в праздничные дни в факелах зажигались специальные газовые горелки, что делало сооружение ещё более монументальным и потрясающим воображение.

Однако настоящее чудо ожидает нас внутри храма. Лучшие художники расписывали своды и стены (К. Брюллов, Т. Нефф и др.). Мастера-мозаичисты и камнерезы создали великолепный интерьер.Карл Брюллов, автор знаменитой картины «Гибель Помпеи», прекрасно расписал купол (Богоматерь в окружении апостолов), …ценой собственной жизни. Работы шли на большой высоте, мастер часто лично поднимался на леса, простудился и заболел. После неудачного лечения в Италии Брюллов умер, так и не вернувшись в Россию. На самой вершине помещён голубь – символ Святого Духа.

Стены облицованы мрамором, а иконостас оформлен колоннами из уральского малахита, выполненными в стиле русской мозаики, царские врата украшены двумя бесценными колоннами из афганского лазурита. В таких количествах лазурит нигде в мире больше не использовался.

Живопись в сыром петербургском климате сохраняется плохо и по предложению
Николая 1 началась работа по замене живописи мозаикой. Эта работа шла с 1851 г. до 1917 г., но так и не была доведена до конца. Использовалось более 12 000 оттенков смальты (сплав стекла и металла) для создания мозаик. На одной из Всемирных выставоквторой половины 19 в. мозаики Исаакиевского собора были признанынеподражаемыми и совершенными произведениями искусства.

Единственным в своём роде является витраж. Для русской церковной архитектуры этот элемент является совершенно не типичным и нигде в церквях его невозможно встретить. Но Николай 1 увлекался европейской готикой и по предложению немецкого архитектора Лео фон Кленце (строителя Нового Эрмитажа и придворного архитектора Баварского королевства) витраж решено было сделать. Особое разрешение Священного Синода понадобилось, чтобы эта идея воплотилась. Немецкий мастер Айнмиллер изготовил этот витраж, размещённый за царскими вратами, в алтаре. Во время богослужений, в кульминационный момент, когда отворялись царские врата, перед прихожанами возникал образ Христа, будто спускающегося с небес. Особую торжественность и трепет придавала система освещения витража – за ним были помещены газовые горелки, и витраж на фоне языков пламени просто оживал.

Церемония освящения состоялась 30 мая 1858 г., в день памяти Исаакия Далматского. Сорок лет ушло на строительство этого выдающегося храма. Огюст Монферран полностью реализовал себя как архитектор в этом проекте, он получил признание ещё при жизни, построил великолепные сооружения (Александрийский столп, особняк Лобанова-Ростовского и др. здания в городах России). Умер великий зодчий спустя месяц после освящения храма… Ирония Клио (музы истории) прошла красной нитью через жизнь этого человека: Монферран в составе наполеоновской армии воевал против России, затем приехал в нашу страну, стал императорским архитектором и даже создал великолепный памятник победе над Францией (Александрийскую колонну), грандиозный Исаакиевский собор; носупруга после смерти мастера приняла решение перевезти его тело во Францию, где могила затерялась. Монферран совершенно не известен на своей родине, но он смог пройти свой творческий путь здесь, в России. К нашей стране зодчий относился с любовью и теплом, своим творчеством он осознанно работал на её благо, считал (это достоверно подтверждается по переписке и документам Монферрана), что создание памятников и зданий должно служить цели воспитания в людях высших моральных принципов, и делал это.

Исаакиевский собор стал главным храмом Российской империи. После Октябрьского переворота 1917 г. собор оставался действующим до 1928 г. Затем тут был устроен антирелигиозный музей. Во время Великой Отечественной войны собор не был разрушен, но серьёзно пострадал. В его подвалах хранились ценности изпригородных дворцов. После победы начались реставрационные работы, а с 1990 г. проводятся церковные службы. Однако здание собора, к счастью, остается в ведении музея.

Потрясающее чувство трепета и подъёма появляется в сердце каждого, кто посещает Исаакиевский собор. Совершенство пропорций, лучшие творения мастеров, гений зодчего соединяются для высокой цели храма быть тем местом, где соприкасаются Небо и Земля. Чтобы почувствовать это стоит посетить Исаакиевский собор.