Исаакиевский собор краткая история для детей. Строительство Исаакиевского собора: история, описание

Исаакиевский собор краткая история для детей. Строительство Исаакиевского собора: история, описание
Исаакиевский собор краткая история для детей. Строительство Исаакиевского собора: история, описание

Дата рождения основателя Санкт-Петербурга Петра I - 30 мая. В этот же день родился святой Исаакий Долматский, которому посвящен Исаакиевский собор. В 1710 году на месте стоящего в настоящее время собора была построена деревянная Исаакиевская церковь. За это время храм перестраивался три раза. Каждый вновь пришедший к власти царь считал, что предшествующий вариант негармоничен, и переделывал собор на свой вкус.

Сейчас храм представляет собой монументальное строение с позолоченным куполом. Оно было спроектировано архитектором из Франции Огюстом Монферраном. По ссылке смотрите фото архитектурных сооружений Монферрана . Возведение памятника архитектуры закончилось в 1848 г. Исаакиевский собор является последним примером русского классицизма в городе на Неве.

Жители и гости Санкт-Петербурга неоднозначно воспринимали строительство нового собора. Посетивший город французский художественный критик Т. Готье был восхищен Исаакиевским собором, но были и те, кто считал строение несуразным и непропорциональным.

Архитектура

Внешне храм отличается от остальных православных храмов. Это сооружение является самым большим среди купольных зданий во всем мире и занимает 2 место по высоте среди всех сооружений архитектуры Санкт-Петербурга. Плафон купола Исаакиевского собора был расписан Карлом Брюловым.

Окружающие собор колонны из монолитного гранита возводили на место с помощью специально спроектированной Монферраном системы. Посмотреть ее образец можно в самом соборе.

Внутренней интерьер собора поражает роскошью и утонченностью. Выдающиеся работы из мозайки, скульптуры и рельефы, произведения живописи известных художников – все это можно увидеть, зайдя внутрь храма. Пол, как и стены облицованы мрамором разного цвета. Дубовые двери, украшены бронзой и барельефами из Библии.

Основной алтарь декорирован большим витражом, на котором изображен Христос Спаситель. В отделке внутреннего оформления храма был использован удивительный красоты камень – шокшинский порфир.

Собор в настоящее время

В храме проходят постоянные экскурсии с опытными экскурсоводами, благодаря которым появится возможность узнать много интересных фактов об этом величественном сооружении. По винтовой лестнице из храма можно подняться на колоннаду под куполом храма, а оттуда полюбоваться захватывающим видом на Санкт-Петербург.
Основные цифры:
1. Высота сооружения составляет 101, 5 м.
2. Площадь витража, украшающего главный алтарь, составляет 28 кв.м.
3. Диаметр главного купола – 22 м.
4. На позолоту главного купола было затрачено 100 кг золота.
5. Площадь плафона купола составляет 800 кв. м.
6. Снаружи храм окружают 112 колонн, имеющих высоту 17 м.
7. Более полтонны золота потребовалось для отделки интерьера.
8. Около 1000 т бронзы использовано во внутренней отделке.

Исаакиевский собор - самый главный храм Санкт-Петербурга, не уступающий своим оформлением величайшим соборам мира. Это монументальное здание имеет богатую историю, являющейся частью истории города. И для того чтобы лучше понять и прочувствовать город, нужно обязательно посетить этот важнейший памятник архитектуры.

Галерея фото Исаакиевского собора

11 июня (30 мая ст.ст.) 1858 года состоялась торжественная церемония освящения Исаакиевского собора.

У Исаакиевского собора, который уже 150 лет остается самым большим и красивым храмом Петербурга, одним из главных символов города, весьма драматичная судьба ‑ его строили четыре раза.

Первый, деревянный, возвели в 1707 году, еще при царе Петре I. Заложили храм в день рождения царя, который совпадал с днем памяти святого Исаакия Далматского, ‑ отсюда и название. Петр понимал, что деревянный храм долго не продержится, и в 1717 году поручил немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить стены на каменные. Новая церковь не имела индивидуальности, во многом повторяла Петропавловский собор, даже куранты на колокольнях обоих храмов были одинаковые. В 1735 году в собор ударила молния и начался пожар. В этом событии увидели "божье знамение", и храм был заброшен.

В конце своего царствования императрица Екатерина II взялась возродить собор, однако ставить его было решено на новом месте, за спиной знаменитого "Медного всадника", памятника Петру. Строительство доверили итальянскому зодчему Антонио Ринальди, но Ринальди заболел и уехал на родину, а вскоре скончалась и Екатерина II. Ее сын, император Павел I, поручил завершить сооружение храма другому итальянцу ‑ Винченцо Бренне.

В 1816 году во время богослужения с потолка храма рухнул огромный кусок штукатурки, вызвав ужас среди верующих. Здание явно нуждалось в серьезном ремонте. Однако следующий император, Александр I, предпочел решить проблему кардинально и приказал перестроить собор. На этот раз ставилась задача сделать Исаакий главной церковью и украшением Петербурга. Был объявлен конкурс на лучший проект.

С последним строительством Исаакиевского собора связана вся жизнь выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана. Именно он представил на конкурс проект, поразивший воображение монарха. Монферрану и было доверено возводить новый Исаакий. Начавшееся в 1818 году строительство растянулось на сорок лет и осуществлялось при трех императорах ‑ Александре I, Николае I и Александре II.

Работу сдерживал целый ряд причин ‑ многочисленные пожелания царей, неточные технические расчеты, а также то, что фундамент ставился на болоте. Пришлось забить в землю около 11 тысяч свай и положить на них в два ряда отесанные гранитные блоки. На этой мощной опорной подушке и возводился собор. Возникли проблемы и с установкой 48 монолитных гранитных столбов в 114 тонн весом каждый, которые предназначались для портиков. Усилиями тысяч крепостных эти колонны были доставлены в Петербург из Финляндии.

Монферран принял неординарное архитектурное решение: установить колонны до возведения стен. В марте 1822 года в присутствии царской семьи и толпы горожан была поднята первая колонна. Последнюю же поставили только через 8 лет, и лишь тогда началось строительство стен. Когда все уже двигалось к финалу, на крышу был поднят огромный сферический купол диаметром 22 метра. Его медную обшивку трижды заливали расплавленным золотом. На куполе был водружен крест внушительных размеров. Монферран отказался от традиционной для русских церквей колокольни, однако сохранил присущее им пятиглавие, расставив по углам здания башни с куполами. Каменная громада собора вместе с куполом и крестом поднялась над городом более чем на 100 метров.

Строительство собора завершилось в 1848 году, однако еще 10 лет понадобилось для отделки интерьера. Торжественное открытие и освящение Исаакиевского собора, который был провозглашен кафедральным собором Русской Православной церкви, состоялись 11 июня (30 мая по ст. ст.) 1858 года.

Интересные факты .

Работы по сооружению фундамента собора продолжались пять лет и на них было задействовано 125 тысяч рабочих ‑ каменщиков, плотников, кузнецов. На каменоломнях острова Пютерлакс под Выборгом шла вырубка гранитных монолитов для колонн. Работы велись круглый год.

В каменоломнях Карелии осуществлялась добыча огромных гранитных блоков весом от 64 до 114 тонн. Гранитные монолиты для колонн четырех портиков и мрамор для облицовки фасадов и интерьера собора добывались на Тивдийских и Рускольских мраморных ломках. Первые располагались в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии, а вторые ‑ в Сердобольском уезде Выборгской губернии. На Тивдийских ломках добывался светло и темнокрасный мрамор, а на Рускольских ‑ светлосерый с синеватыми прожилками.

Доставка этих блоков к месту строительства, возведение купола и установка 112 монолитных колонн, были труднейшими строительными операциями, потребовавшими от строителей множества технических нововведений. Когда один из инженеров, возводящих Исаакиевский собор, изобрел полезный механизм для облегчения труда строителей, он получил строжайший выговор за то, что не изобрел такую полезную штуку раньше, введя, тем самым, казну в напрасные расходы.

На внутреннее убранство собора пошло 400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита и тысяча тонн бронзы. Было отлито около 300 статуй и горельефов, мозаика заняла площадь 6,5 тысяч кв. метров.

Слабый запах благовоний, который улавливается в соборе, источают малахитовые пластинки, украшающие колонны главного алтаря. Мастера скрепляли их специальным составом на основе масла миро. Готовят миро по специальному рецепту, соединяя масло священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

Процесс отделки Исаакиевского собора был сложным: особенно тяжело давалось золочение куполов, на отделку которых ушло 100 кг золота. Неотъемлемой частью золочения куполов собора было использование ртути, от ядовитых испарений которой погибло около 60 мастеров.

В связи с тем, что Исаакиевский собор строился необычайно долго, в Петербурге ходили слухи о намеренной задержке стройки, поскольку главному архитектору Исаакиевского собора, Огюсту Монферрану, было предсказано, что он будет жив до тех пор, пока строится собор. Возможно, это случайное совпадение, но через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора, ставшего делом всей жизни архитектора, Огюст Монферран скончался.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Исаакиевский собор - настоящее украшение града Петрова - Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор - выдающийся памятник русской архитектуры, грандиозное купольное сооружение. Своими размерами собор в Питере, может сравниться разве что с собором святого Петра в столице Италии, или святого Павла в Лондоне, а так же Санта Марии дель Фиоре, который во Флоренции. История Исаакиевского собора начинается в 1710 году. Именно в этот год, по повелению , рядом с Адмиралтейством была построена маленькая деревянная церковь. Церковь была освящена в честь Исааки Далматского, покровителя Петра Алексеевича. Первый русский император очень любил эту церковь. Здесь, 19 февраля 1712 года венчался с . В 1923 году Петр I обязал всех моряков принимать присягу только в Исаакиевской церкви.


Когда умер, градоначальники не раз предпринимали попытки перестроить Исаакиевскую церковь. Раз за разом неудачно. В 1809 году , решил объявить конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. Русский император после детального изучения проектов конкурсантов сделал свой выбор. Александр Павлович посчитал, что лучший проект - задумка французского мастера Монферрана. Иностранец представил русскому императору аж 24 варианта проекта нового собора. Выбирайте, господин император любой: хотите собор будет в Византийском стиле, классическом, готическом, романском, китайском или индийском. Александр Павлович выбрал проект Исаакиевского собора в классическом стиле.

Строительство Исаакиевского собора началось в 1818 году. Работы длились примерно 40 лет. В столице даже стали ходить шутки, что, мол, французскому архитектору нагадали, дескать, после окончания строительства он умрет, вот мастер и не торопится. Строительство затянулось, по причине ошибок, допущенных Монферрану в чертежах. Он был хорошим архитектором-рисовальщиком, но не имел практических строительных навыков. Пришлось даже созывать специальную комиссию для исправления ошибок.


Еще не построенный Исаакиевский собор стал одной из главных достопримечательностей . Так иностранцы частенько задерживались «перед величественным зданием, которое еще, будучи в лесах, производило сильное впечатление».

Появление новых архитектурных элементов на строящемся Исаакиевском соборе дарили горожанам и создателям тревожные, ответственные и вместе с тем праздничные моменты. В 1837 году поднимали колонны на основании купола, строительство металлического каркаса, покрытие купола медными листами, а так же золочение через огонь червонным золотом.

К 1842 году наружные работы по строительству Исаакиевского собора были окончены. Впереди были еще долгие 16 лет работ отделочных. Выдающиеся скульптуры и художники работали над украшением Исаакиевского собора.

Исаакиевский Собор был торжественно открыт 30 мая 1858 года. Исаакиевский собор сразу же был провозглашен кафедральным собором Русской Православной Церкви. С тех пор все главные церковные службы проходили именно здесь, тут же принимали православие члены царской семьи.

Иностранцы, приезжавшие в Санкт-Петербург, считали обязательным для себя посетить Исаакиевский собор. Исаакиевский собор занимает четвертое место во всем мире по величине. Высота собора - 101, 52 метра, площадь 4000 квадратных метров, вместимость -12.000 человек.

Интересный факт - шутка про архитектора Монферанна, гулявшая по столице оказалась пророческой. Через месяц, после окончания строительства, архитектор умер. Монферанн завещал похоронить его в одном из подземных сводом собора, но добро на это не дал. Вдова увезла тело архитектора на Родину во Францию.

В годы советской власти Исаакиевский собор стал антирелигиозным музеем. Во время Великой Отечественной Войны, в собор свозили художественные и исторические ценности, которые он защищал за своими крепкими стенами. Удивительный факт, но во время войны, в Исаакиевский собор не было ни одного прямого попадания снарядом.

Сегодня Исаакиевский собор - один из самых больших и красочных кафедральных соборов Европы, одна из самых главных .

В Санкт-Петербурге является уникальным памятником русской архитектуры и монументально-декоративного искусства середины XIX века.

Исаакиевский собор строился 40 лет, в правление трех императоров – Александр IАлександр I , Николай IНиколай I , Александр IIАлександр II . Собор является не только одной из важнейших градостроительных доминант нашего города, но и его символом. Высота храма – 101, 5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв м. Храм может вместить до 10000 человек.

Существующее здание Исаакиевского собора является четвертым, воздвигнутым в честь византийского монаха Исаакия ДалматскогоИсаакий Далматский , который является небесным покровителем Петра IПетр I (Алексеевич) Великий .

В 1768 году началось строительство третьего храма
, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью.

А. Ринальди задумал собор с пятью сложными по рисунку куполами, высокой колокольней, а мраморная облицовка должна была придать изысканность цветовому решению фасадов, но строительство велось крайне медленно, и, не закончив работы, (после смерти Екатерины II) архитектор покинул Петербург.

Третий собор начал строиться в царствование императрицы Екатерины II, и был завершен в царствование Павла I архитектором В. Бренной , но не соответствовал
парадному облику северной столицы.

В 1809 году Александр I объявил конкурс на перестройку собора, однако, многие архитекторы предлагали государю проекты новых соборов, но государь предъявил требование к проекту: сохранить существующую алтарную часть.

1814 году русские войска вступили в Париж, закончилась Отечественная войнаОтечественная война 1812 г. , заключен Священный союзСвященный союз , а вопрос о перестройке Исаакиевского собора оставался открытым.

Александр I поручает председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ, генерал-лейтенанту, инженеру Августину БетанкуруАвгустин Бетанкур подготовить предложение по перестройки собора и подобрать архитектора. А. Бетанкур доверил эту работу приехавшему из Франции молодому, никому не известному не только в России, но и у себя на родине Огюсту Рикару де МонферрануОгюст Монферран .

3 апреля 1825 года император утвердил переработанный проект Монферрана, и начался новый этап в строительстве собора. Архитектор должен был решить сложную строительную задачу: соединить новый и старый фундаменты будущего сооружения. О. Монферран полагал, что для собора необходима сплошная кладка фундамента. Благодаря этому надежно соединялись новый и старый фундаменты, а также предотвращалась неравномерная осадка .

Пока закладывался фундамент, в каменоломне Пютерлакс, вырубались гранитные монолиты для колонн
.

Руководил работами по вырубке гранита для колонн выходец из Вологодской губернии подрядчик С. К.
менее чем за час.

Установка монолитных колонн выполнялась до возведения стен .

Исаакиевский собор – это один из самых красивых и значительных купольных сооружений
не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции.

При возведении купола О. Монферран предложил заменить традиционную кирпичную кладку металлическими конструкциями
с наружным медным покрытием, верхнюю часть собора конструкции кровли и фонарика сделать из чугуна и железа, «самый же купол покрыт будет листовой медью, вызолоченной через огонь червонным золотом».

Наиболее крупным православным храмом северной столицы России, как нередко называют Санкт-Петербург, является Исакиевский собор. Более правильное название этого собора - Исаакиевский (с удвоенной второй гласной), хотя широко распространен также первый вариант написания и произношения этого названия.

В конце 20-х годов XX века храм получил статус музея. При этом собор является действующим, богослужения проходят в нем ежедневно.
Проект здания, выстроенного в соответствии с канонами классицизма, был разработан знаменитым архитектором Анри Луи Огюстом Рикаром де Монферраном. Собор был возведен в середине XIX столетия .

В ходе строительных работ использовались технологии, являвшиеся новыми для того времени. Это оказало влияние на развитие архитектуры не только во второй половине XIX века, но также и в XX столетии.

Предшественники храма

Хотя храм был построен в середине XIX столетия, история его начинается гораздо раньше - в первые годы XVIII века . Именно тогда для работников верфи была возведена Исаакиевская церковь (не сохранившаяся до настоящего времени). Этот храм являлся фактически перестроенным амбаром. Здание было одноэтажным и очень простым. Главным украшением его являлся шпиль, для возведения которого был приглашен архитектор из Голландии.

Но простоял этот храм недолго: вскоре выяснилось, что он слишком мал и не вмещает всех прихожан. Здание было разобрано. Новый храм был построен в 20-е годы XVIII век а. В ходе строительных работ возникла серьезная проблема: потрескались своды. Причиной стало неудачное проектное решение. После этого руководство строительством было передано другому архитектору. В 30-е годы XVIII века (то есть, уже после того, как храм был достроен и освящен) в здании случился пожар: в храм ударила молния, огонь уничтожил тридцатиметровую колокольню. Сгоревшая часть храма была быстро восстановлена, но спустя два года в здание вновь попала молния. На этот раз храм пострадал от пожара гораздо сильнее. Начались восстановительные работы, в ходе которых были выявлены серьезные проблемы с фундаментом. Решено было разобрать храм и выстроить новый.

В конце 60-х годов XVIII века было заложено новое здание. Строительные работы по ряду причин велись очень долго: лишь в начале XIX века храм был достроен и освящен. Выглядело здание достаточно странно: на роскошном мраморном основании стояли обычные кирпичные стены. Причиной стала нехватка средств на завершение изначального масштабного проекта. Храм вызывал насмешки современников. Вскоре было решено разобрать его и построить новый.

Рассказывая историю трех храмов, ставших предшественниками современного Исаакиевского собора, нужно отметить, что первые два из них располагались не на том месте, где стоит нынешний собор (хотя и неподалеку). Впрочем, где именно находился второй храм - до сих пор остается неизвестным (существуют различные версии).

Строительство собора

В начале XIX столетия был объявлен конкурс проектов нового здания храма. Впрочем, речь шла не о строительстве нового собора, а о кардинальной перестройке старого. Конкурсанты, очевидно, не поняли, что именно от них требовалось: все авторы проектов предлагали постройку нового здания. Победитель так и не был выбран. Вскоре конкурс был объявлен снова - и вновь с тем же результатом. Спустя некоторое время император, не объявляя больше конкурсов, поручил строительство здания молодому и еще не получившему широкой известности архитектору - Анри Луи Огюсту Рикару де Монферрану .

Проект перестройки собора, разработанный новым архитектором, подвергся серьезной критике со стороны члена строительного комитета Антона Модюи . Он указывал на многочисленные ошибки автора проекта и требовал немедленно остановить уже начавшиеся строительные работы. Критик сильно сомневался в прочности фундамента, а также утверждал, что купол спроектирован неправильно и потому может обвалиться.

Решено было внести в проект исправления. Вновь был объявлен конкурс. Все проекты, поданные конкурсантами, были неудовлетворительны, в результате чего император понял невыполнимость поставленной перед архитекторами задачи. После этого задание было частично изменено (чтоб облегчить архитекторам разработку проекта), а затем вновь был объявлен конкурс. Победителем его стал Монферран . Строительство, остановленное на время, возобновилось.

Одним из самых сложных этапов строительных работ стало сооружение колоннады . В каменоломне, расположенной рядом с Выборгом , проводилась выломка огромных гранитных монолитов. Работа была трудной, продвигалась она очень медленно. Транспортировка гранитных заготовок к месту строительных работ осуществлялась при помощи специальных плоскодонных судов. Установка каждой колонны под сводом будущего храма занимала от сорок до сорока пяти минут. Перед установкой колонна обшивалась слоем войлока и циновками. Как свидетельствуют современники, механизм для установки был так совершенен, что ни разу не издал ни малейшего скрипа.

Нужно сказать несколько слов и о золочении куполов. Использовался метод так называемого огневого золочения . Этот метод опасен для жизни позолотчиков (мастеров, золотящих купола): во время строительства собора он унес жизни ста двадцати человек. Из них шестьдесят человек погибли именно во время золочения куполов, а остальные - в процессе золочения различных деталей интерьера.

XX и XXI столетия

В послереволюционные годы здание было национализировано . Впрочем, вскоре его передали прихожанам (соответствующий договор подписали более тридцати человек).

В 20-е годы XX века из собора было изъято сорок восемь килограммов золота и более двух тонн серебра. Примерно в это же время настоятель собора был арестован. Спустя год здание было передано обновленцам (так назывались представители одного из течений в русском православии). В конце 20-х годов договор с ними был расторгнут; в начале 30-х годов XX века храм превратился в антирелигиозный музей .

В 40-е годы здание сильно пострадало от бомбардировок и артобстрела. В военное время в нем хранились экспонаты некоторых других знаменитых музеев страны.

В середине XX века храм был отреставрирован. Именно тогда на его куполе появилась смотровая площадка . В 90-е годы XX столетия в соборе возобновились богослужения. В настоящее время в обществе обсуждается вопрос о необходимости передачи собора под управление Русской православной церкви. Как положительное, так и отрицательное решение этого вопроса имеет множество сторонников. Здание является собственностью города.

На что обратить внимание

Каждый уголок храма, каждая деталь его интерьера, каждый фасад, безусловно, заслуживают самого пристального внимания. В частности, стоит внимательно осмотреть три с половиной сотни скульптур, украшающие храм снаружи. Некоторые из них мы здесь перечислим:

- Северный фасад украшен композицией на тему воскресения Христа. Центральной фигурой этой композиции является Христос, восставший из гроба. Вокруг него - испуганные стражники и изумленные женщины.

Темой скульптурной группы, украшающей западный фасад , является единение духовной и светской властей. Автор скульптур - Джованни Витали . Там же можно увидеть скульптуру, изображающую Монферрана, знаменитого архитектора собора: он держит в руках сильно уменьшенную модель здания.