Михайловский замок, впечатления от экскурсии. История Что в михайловском замке

Михайловский замок, впечатления от экскурсии. История Что в михайловском замке

Михайловский замок сравнительно молодой музейный объект Санкт-Петербурга. Он открылся для посетителей в качестве музея к 300-летию основания Северной столицы в 2003 году и является в настоящее время филиалом Русского музея. В залах Михайловского или Инженерного замка располагается часть коллекции живописи Русского музея и проходят временные выставки.

Большинство посетителей Михайловского замка конечно интересуются историей Павла I — императора всероссийского, самого первого хозяина замка, по замыслу которого и было возведено это строение. Короткая жизнь императора Павла I полна загадок, легенд и закончилась трагично как раз в Михайловском замке.

Павла I называют совершенно справедливо русским Гамлетом. Его мать Екатерина II благословила убийство его отца Петра III, это стало величайшей трагедией его жизни. У сына никогда не было теплых человеческих отношений с родителями, Екатерина воспринимала своего отпрыска скорее как соперника. Фактически Екатерина узурпировала власть дважды: первый раз когда одобрила убийство мужа, второй раз когда не передала власть сыну по достижению им совершеннолетия.

Павел I взошел на престол в возрасте 42 лет после смерти своей матери, которая фактически не имела никаких прав на российский трон и процарствовал всего 4 года 4 месяца и 4 дня.

Михайловский замок находится в самом центре Санкт-Петербурга. Легче всего доехать на метро до станции Гостиный двор и пройти порядка 700 м по Садовой улице и вы на месте.

Посетить Михайловский замок можно самостоятельно за 450 руб. или с экскурсией за 600 руб. Причем группы набирают туристические фирмы, а экскурсии водят только работники Михайловского замка, так устроен этот бизнес.

Я посетила Михайловский замок с экскурсией, но можно узнать все тоже самое и самостоятельно, во всех залах есть пояснительные тексты, а в двух залах установлены телевизоры, показывающие пояснительные фильмы к экспозиции. Но только организованным группам показывают помещение бывшей спальни Павла I, и церкви Святого Михаила , туда нужно пройти по еще не отреставрированным коридорам замка.

Михайловский замок, вид с Инженерной улицы

Памятник Петру I

Сбор туристических групп происходит как раз перед памятником Петру I. Памятник был установлен на этом месте в 1800 году, но заказал его у Бартоломео Растрелли еще сам Петр I в 1716 году в ознаменование побед в ходе Северной войны, хотя мне честно говоря странно это слышать, заказать памятник самому себе совершенно не скромно, но у царей свои причуды.



Памятник Петру Великому у здания Михайловского замка

Бартоломео Растрелли не изобрел ничего нового, памятник Петру очень похож на известный памятник Марку Аврелию в Риме, может быть поэтому Екатерина II забраковала этот монумент и заказала совершенно другой памятник у Фальконе, известный ныне как «Медный всадник». Скульптуру Фальконе установили на Сенатской площади в 1782 году с надписью: «Петру I Екатерина II».

А наш памятник томился все это время у Троицкого моста и только после смерти Екатерины II Павел I, как бы в противовес матери устанавливает наконец памятник Петру I у стен своего строящегося замка с надписью: «Прадеду правнук», как бы подчеркивая что именно он является законным наследником Петра Великого.

Барельефы на пьедестале были изготовлены в 1800 году и изображают «Полтавскую баталию» и «Битву при Гангуте»



Барельеф на постаменте памятника Петру «Полтавская баталия»

В настоящее время существует примета, что для исполнения желаний нужно одновременно схватиться за два копыта или за два ботинка всадников. Сделать это для лиц небольшого роста тяжело, но возможно, придется изрядно потянуться или подпрыгнуть. Многим это удается судя по блеску именно этих частей барельефа.



Барельеф на постаменте памятника Петру «Битва при Гангуте»

На небесах у обоих барельефов расположен знак зодиака, таким образом было принято обозначать дату события. Правда к датам именно этих сражений у историков нет никаких вопросов, да и зодиак тут не полный и носит чисто декоративную функцию.

Фасад и двор Михайловского замка



Сейчас восстановлена часть канала вдоль фасада замка и Трехчастный мост. По центральной части моста мог въезжать в замок только император, все остальные простые смертные должны были въезжать по боковым мостам.



Трехчастный мост

Сам замок представляет собой прямоугольник с восьмиугольным внутренним двором. Михайловский замок полон масонских символов и знаков, эту необыкновенную форму относят обычно к одному из знаков масонства. На главном фасаде расположено две пустых ныне ниши, в годы Павла I в них были установлены две гипсовые статуи символизирующие день и ночь, еще один масонский символ.



Въезд в замок, обратите внимание на пустые ниши

Во дворе установлена совсем новая статуя Павла работы 2003 года.



Памятник Павлу I во дворе замка

Строительство замка

В екатерининские времена на месте Михайловского замка стоял обветшавший летний дворец в котором и родился будущий самодержец Павел I. Когда великий князь Павел Петрович подрос он решил, что хочет умереть там где родился и выбрал именно это место для строительства замка.



Бывший летний дворец Елизаветы Петровны

Любопытно взглянуть на макет, показывающий каким замок был сразу после строительства. Он был больше похож на то, что принято называть замком с претензией на укреплённость и неприступность. По всему периметру замок окружали заполненные водой рвы с подъемными мостами. По иронии судьбы даже такие меры не спасли хозяина от убийства.



Макет замка в фойе музея, вид со стороны Инженерной улицы

На строительство замка была потрачена колоссальная по тем временам сумма шесть миллионов рублей. Указ о строительстве замка Павел I издал спустя всего лишь 22 дня со смерти матери, Екатерины II. Здание было возведено всего лишь за 4 года с 1797 по 1801 годы, по тем временам очень быстро. Строительные материалы снимались с других строек, в том числе со строительства Исаакиевского собора.



Макет Михайловского замка со стороны Летнего сада

Сам факт снятия материалов со строительства храма на грани святотадства. Павел велел снять со строительства собора несколько измененное изречение из Святого писания: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней «. В нем ровно 47 букв, говорят что блаженная Ксения Петербургская предсказала императору, что он проживет ровно столько лет, сколько букв в этой надписи. Золотые буквы изречения восстановили на фасаде здания в ходе реставрации к 300-летию Санкт-Петербурга.

Парадная лестница

Интерьер Парадной лестницы был создан в 1799-1801 годах по проекту архитектора В.Бренны. Строительство самой лестницы и основную часть работ по декоративной отделке успели закончить при жизни императора Павла I. Не осуществленными остались росписи стен и потолка на темы русской истории.

Парадная лестница наверное относится к самым хорошо сохранившимся интерьерам замка.



Главная лестница Михайловского замка

Использовав «распашную» схему построения, хорошо известную по композиции Иорданской лестницы Зимнего дворца, зодчий усилил контраст между нижним маршем, словно зажатым мраморными стенами, и открытым пространством верхнего яруса, залитым светом, проникающим сквозь огромные окна. Подчеркнутая таким образом идея восхождения от тьмы к свету, от порока к добродетели подкреплялась скульптурным убранством интерьера, основную тему которого можно обозначить как историю нравственного становления монархии.

В центральной нише установлена статуя «Умирающая Клеопатра» — копия с хранящегося в Ватикане античного оригинала, изготовленная по заказу Павла I. Образ египетской царицы символизировал идею неправедного правления, приводившего к гибельным последствиям. В настоящее время это произведение, находящееся в собрании Эрмитажа, заменено современным повторением.



Статуя «Умирающая Клеопатра»

От первоначального убранства сохранился бронзовый герб Российской империи — двуглавый орел с включенным в него мальтийским крестом. Измененный в годы павловского правления, герб запечатлел новый статус императора, провозглашенного осенью 1798 года Великим магистром Мальтийского ордена. Это единственный случай изменения герба Российской империи в истории.



Герь Российской империи с Мальтийским восьмиконечным крестом

Зал Антик

К сожалению оригинальное убранство зала Антик почти не сохранилось до наших дней. При Павле I стены этого зала были отделаны разноцветным мрамором, а двери бронзой. В нишах стен были выставлены античные статуи.



Зал Антик

Сейчас ничего из этого в зале Антик нет. По сути зал представляет собой галерею портретов царствующего дома Романовых. Серый мрамор сохранился только в обрамлении дверных проемов. Как Павел I ради строительства дворца разбирал дворец в Пелле своей матери, так после его смерти последующие императоры стали добывать мрамор для своих построек в Михайловском замке.

Любопытна картина Е.В. Мошкова «Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года». По сути она демонстрирует расстановку политических сил в Российской империи на тот момент. И эта расстановка как раз показывает незавидное место будущего императора Павла I.



Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года, художник Е.В. Мошков

Представлена сцена присоединения к православной церкви через миропомазание Луизы-Марии-Августы, дочери маркграфа Баденского Карла-Людовига. Получив в православии имя Елизаветы Алексеевны,осенью того же 1793 года она стала женой великого князя Александра Павловича, впоследствии императора Александра I.
В центре картины — совершающий миропомазание митрополит Гавриил и императрица Екатерина великая. Справа стоят великие князья Александр Павлович (жених принцессы), Константин Павлович, Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна.

Слева стоит в красном камзоле последний любовник Екатерины Великой П.А.Зубов. Бросается в глаза противопоставление законного наследника престола и фаворита императрицы, удостоившегося чести быть запечатленным на этом историческом полотне.

В этом же зале выставлена большая многофигурная картина «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери 9 июня 1798 года». Именно про эту картину снят хороший фильм, рассказывающий о всех персонажах, демонстрируемый прямо в этом же зале.

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

Галерея Рафаэля (Готлисывый покой) входит в ансамбль парадных аппартаментов императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьера исполнена по проекту Виченцо Бренны в 1799-1801 годах. Свое название галерея получила благодаря четырем шпалерам, располагавшимся на продольной стене напротив окон. Вытканные на французской королевской гобеленовой мануфактуре, они являлись подарком французского короля Людовика XVI и повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас». В настоящее время три шпалеры находятся в собрании Эрмитажа, а самая известная «Афинская школа» в Лейпциге.



Галерея Рафаэля (Готлисывый покой)

В галерее Рафаэля сохранилась первоначальная монументальная живопись перекрытия. Картины на холсте представляют собой единственные образцы плафонной живописи павловского времени. Все живописное оформление перекрытия принадлежит кисти немецкого художника Я.Меттенлейра (1750-1825). Сюжет центрального плафона — Храм Минервы, представляет апофеоз свободных искусств и ремесел. Два другие плафона — «Прометей, оживляющий человека» и «Прилежание и Ленность»



Плафон «Прилежание и Ленность»

Тронная императрицы Марии Федоровны

Тронная императрицы Марии Федоровны, несмотря на сравнительно небольшие размеры, производила очень сильное впечатление благодаря царственной роскоши своей отделки, которая была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799-1801 годах. Стены помещения затянуты малиновым бархатом. Такой же тканью был обит трон императрицы, на его спинке на фоне российского герба помещалась буква «М», вышитая золотом. В глубине ниши располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображающим девять муз. В центре потолка в кружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался «Суд Париса» работы художника Я.Меттейнлера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка.



В настоящий момент потолочный плафон утрачен. Зато над окнами изображены фантастические животные, такие же как на гербе загадочной Тартарии.



Тронная императрицы Марии Федоровны

Общий столовый зал

Общий столовый зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Ключевым элементом убранства интерьера являлись две самые большие во дворце бронзовые золоченные люстры на пятьдесят свечей каждая, исполненные по рисункам Дж.Кваренги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца.

Здесь же происходили ужины императорской фамилии в окружении избранного общества близких государю людей. В Общем столовом зале происходил последний ужин императора Павла I 11 марта 1801 года. Воспоминания участников этого ужина изобилуют зловещими подробностями, явившимися эмоциональным отражением трагических событий, произошедших той мартовской ночью в Михайловском замке.

Спальня Марии Федоровны

Сейчас интерьер спальни императрицы воссоздан во всем былом блеске. Меблировка не сохранилась. В помещении спальни находятся всего лишь несколько витрин с камеями и медальонами.



Спальня Марии Федоровны

Бывшая спальня Павла I

В помещение бывшей спальни императора можно пройти только в составе организованной группы. Для этого придется воспользоваться не отреставрированными коридорами. Только в них можно заметить сколько труда пришлось приложить реставраторам чтобы воссоздать облик всех осмотренных ранее помещений.



Не отреставрированные коридоры Михайловского замка

Интерьеры спальни императора совсем не сохранились. Несколько десятилетий после убийства никто не входил в это злополучную комнату. Позднее император Александр II решил оформить на месте бывшей спальни Павла I церковь. А еще позднее эту церковь использовали уже воспитанники инженерного училища. На черных щитах, укрепленных на стенах, перечислены имена воспитанников инженерного училища, погибших в войнах.



Церковь во имя Святых Петра и Павла

Любопытно, что Александр II разделил участь своего деда и из окон бывшей спальни Павла I хорошо видно место где убили Александра II, я имею ввиду башни церкви «Спаса на крови». Два убийства императоров разделяет 80 лет и Михайловский сад. А.Ахматова написала по этому поводу следующие строки:

Меж гробницами внука и деда
Заблудился взъерошенный сад.
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят.

Даже эта церковь при Александре II выглядела иначе.



Так выглядела церковь Святых Петра и Павла при Александре II

Раньше рядом со спальней Павла I существовала потайная лестница, сейчас дверной проем ликвидирован. В ночь убийства дверь была заперта и не позволила Павлу спастись бегством.

Церковь Святого Михаила

Церковь Святого Михаила находится под шпилем замка в выступе со стороны Садовой улицы. По размерам это небольшая семейная церковь императорской семьи, в настоящее время ремонт в ней не закончен и это помещение показывают тоже только организованным группам. На потолке церкви изображено всевидящее око, еще один из масонских символов.



Церковь Святого Михаила

Во времена Павла I в Петербурге проживало много масонов, почти вся наша Академия художеств целиком состояла из членов этого тайного общества, поэтому не приходится удивляться обилию масонских символов в архитектуре.



Всевидящее око над Святыми вратами

В замке своей мечты Павел I с семьей прожил всего 40 дней, уже на утро после убийства императора императорская семья и двор покинули замок навсегда, а Петербург праздновал освобождение от самодура, не смотря на то что официально был объявлен траур. Причиной смерти Павла I был назван апоплексический удар. Эта версия считалась официальной вплоть до революции 1905 года.

Павел I исполнил свое желание, умереть там где родился ему удалось.

Вы заметили, как много в замке копий из Ватикана? И это русский, православный император? Хотя впрочем его мать при рождении звали Софи́я Авгу́ста Фредери́ка А́нгальт-Це́рбстская, а отца Карл Пе́тер У́льрих. Родители были достаточно беспринципны, ради короны Российской империи оба не задумываясь сменили вероисповедание на православное. И такие люди правили империей…

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Михайловский (Инженерный) замок был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года по повелению российского императора Павла I. Замок расположен в Санкт-Петербурге, по адресу: ул. Садовая, дом номер 2.

Михайловский замок первоначально являлся императорским дворцом. Название "Михайловский" этот дворец получил благодаря находящемуся в нём храму во имя Архистратига Михаила - небесного покровителя дома Романовых. Необычным является то, что дворец был назван именно замком, на западный манер. Это объясняется тем, что 16 декабря 1798 года Павел I был избран Великим магистром Мальтийского ордена. С этого времени он все свои дворцы именовал замками.

"Инженерным" замок был назван после того, как в 1823 году в нём расположилось Главное (Николаевское) инженерное училище.

Замок известен ещё и как место трагической гибели своего основателя - Императора Павла I, злодейски убитого кучкой фаворитов его покойной матери - Екатерины II.

По устоявшемуся мнению, Павел I опасался дворцового переворота, и поэтому не хотел оставаться в Зимнем Дворце. Одна из легенд гласит, что задумав строить новую резиденцию, Павел объявил, что одному часовому, стоявшему ночью нас страже в Летнем саду, было видение: прекрасный юноша, окружённый сиянием, явился перед ним и сказал: "Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила". Сменившись с поста, часовой рассказал о видении начальнику, а потом об этом рассказали императору, и тот принял решение о строительстве нового дворца.

Замок расположен у начала реки Мойки, вытекающей из реки Фонтанки. Такое расположение позволяло достаточно легко превратить территорию замка в искусственный остров. С севера и востока Михайловский замок отгораживают от остального города реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада были прорыты два канала: Церковный и Вознесенский (в начале XIX века они были засыпаны). Внутрь замка, по замыслу его хозяина, попасть можно было только через мосты, которые охранялись часовыми.

Общая территория замка вместе с различными вспомогательными постройками достаточно обширна. Она начинается со стороны Невского проспекта, от Итальянской улицы. Здесь стояли тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых был предназначен для членов императорской семьи. От ворот к замку начиналась широкая аллея (сейчас - Кленовая улица), которую с обеих сторон отграничивали здания конюшен и манежа (экзерциргауза - здания для проведения строевых учений во время непогоды). Далее шли трёхэтажные павильоны кордегардии, и начинались предзамковые укрепления. Непосредственно перед замком располагалась площадь Коннетабля (сейчас - площадь Петра Великого), на которой повелением Павла I был установлен памятник Петру I. Далее дорога вела к Трёхчастному мосту через Воскресенский канал (сейчас он частично восстановлен). Через Трёхчастный мост можно было попасть в сам Михайловский замок.

Павел задумал создание своей будущей резиденции ещё в 1784 году, и первые эскизы принадлежали ему самому. За 12 лет будущий император изучил множество архитектурных образцов, которые видел во время своего заграничного путешествия в 1781-1782 годах. К началу строительства у Павла было подготовлено 13 различных вариантов его будущей резиденции.

Едва став императором, Павел I приступил к осуществлению своей мечты, и уже в первый месяц правления, 28 ноября 1796 года, издал указ: "для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома". Под "Летним домом" подразумевался Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, созданный по проекту архитектора Растрелли. Именно в этом Летнем дворце, 20 сентября 1754 года, родился сам Павел.

По одной из легенд, Павлу I было предсказано, что он умрёт на том же самом месте, где он родился. Правда это, или вымысел более поздних времён, сейчас доподлинно установить невозможно.

Первый камень нового замка был заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Замок строился с 1797 по 1801 год. Окончательный проект, с учётом предыдущих, разработанных самим Павлом, принадлежал архитектору В.И. Баженову. Руководил строительством другой архитектор - Винченцо Бренна. Некоторое время ошибочно считалось, что и проект принадлежит Бренна. Но Бренна лишь переработал предоставленный ему для осуществления проект, и добавил художественную отделку интерьеров.

В осуществлении проекта участвовали многие знаменитые архитекторы того времени: Фёдор Свиньин, Карл Росси, Чарльз Камерон, Джакомо Кваренги. Вместе с Бренна над Михайловским замком работали и менее известные архитекторы: Е. Соколов, И. Гирш, Г. Пильников, и А.-Ф.-Г. Виолье. Сам Бренна получил за эту службу чин статского советника.

Для того, чтобы дворец был построен как можно быстрее, к нему переправлялись строительные материалы от других построек. Из Царского Села были привезены декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры. Для этого разобрали несколько павильонов. Строительные материалы брались из построек Академии художеств и дворца в Пелле (ныне не существует). Со стройки Исаакиевского собора привезли мрамор и фриз с надписью, который был помещён над главными воротами. Наборный паркет для внутренней отделки взят из Таврического дворца.

Дворец строили и днём, и ночью, при свете факелов и фонарей. Работали одновременно около 6 тысяч человек. Такая спешка объяснялась тем, что Павел требовал, чтобы основные работы были закончены в этот же год.

Михайловский замок считается единственным в России сооружением в стиле романтического классицизма. Его облик нехарактерен для Санкт-Петербурга XVIII века, но он считается наиболее выразительным символом павловской эпохи. По этому величественному сооружению можно судить о вкусах его главного создателя и владельца - императора Павла I.

По одной из легенд, статский советник Данилевский так восхищался только что построенным Михайловским замком, что выпросил у императора Павла разрешение называться "Михайловский-Данилевский". Именно эту фамилию носил его сын, знаменитый историк Александр Иванович Михайловский-Данилевский.

Интересные факты можно найти и о цвете стен замка. Существует предание, по которому на одном из дворцовых балов фаворитка Павла I, Анна Лопухина, обронила перчатку. Павел I, как галантный кавалер, первым наклонился и поднял эту перчатку, но вместо того, чтобы вернуть её владелице, заинтересовался её необычным, жёлто-оранжевым цветом, и отослал перчатку архитектору Бренне, для составления по её образцу колора для стен замка. Легенда эта подтверждается тем, что когда Русский Музей в XX веке занимался реставрацией дворца, под штукатуркой фасада обнаружился первоначальный цвет - розовато-жёлто-оранжевый. Вероятнее всего, изначально стены были именно такого цвета, а в кирпично-красный цвет замок был выкрашен позднее, уже после смерти Павла I.

По плану, замок имеет форму квадрата с закруглёнными углами и парадным въездом с южной стороны. К воротам замка через Воскресенский канал перекинут так называемый "трёхчастный мост", который по сути представляет собой три сходящихся к воротам моста. Средняя часть моста предназначалась для въезда в замок царской семьи и иностранных послов, два крайних - для всех прочих посетителей и гостей.

Площадь Коннетабля, расположенная перед замком, ранее так же была окружена рвом с водой, через который в южной части был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам от которого стояли пушки. Ныне этого рва не существует.

Памятник Петру I на площади Коннетабля был установлен в 1800 году. Надпись на памятнике гласила: "Прадеду правнук". Памятник был отлит в 1745-1747 годах по модели, изготовленной скульптором Б.К. Расстрелли ещё при жизни Петра I. Облицованный мрамором пьедестал принадлежит архитектору Ф.И. Волкову. На нём, с обоих сторон, укреплены два барельефа: "Полтавская баталия" и "Бой при Гангуте". Барельефы изготовлены скульпторами И.И. Теребеневым, В.И. Демут-Малиновским и И.Е. Моисеевым под руководством М.И. Козловского.

Вернёмся к самому замку. Южный фасад выделяет поднятый на цокольный этаж портик из четырёх сдвоенных ионических колонн красного мрамора, с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком. Здесь расположен барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", работы скульптора П. Стаджи. Вдоль фасада идёт так же библейская цитата: "Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней" (настоящая цитата: "Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дней").

Западный и восточный фасады замка по проекту Баженова являются подчинёнными, они не так богато украшены. На западном фасаде, обращённом в сторону Садовой улицы, выступает дворцовая церковь, увенчанная типично петербургским шпилем.

Северный фасад был задуман как парковый. Он обращён к Летнему саду. В центре фасада расположена широкая лестница, украшенная скульптурами Геркулеса и Флоры. Она ведёт на лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордена, поддерживающей террасу. Фасад так же украшает богато декорированный аттик.

Парадный внутренний двор замка восьмиугольный. Из него можно попасть на четыре лестницы: Парадную, и ведущие в церковь, жилые покои и кардегардную. Парадную лестницу украшали колонны из серого сибирского мрамора. По этой лестнице можно было попасть в проходной аванзал, который украшали исторические полотна В.К. Шебуева и Г.И. Угрюмова. Через проходной зал можно было попасть в тронный зал, стены которого были обтянуты зелёным бархатом. Далее располагалась галерея Лаокоон с историческими гобеленами и мраморными статуями. За этим залом следовала гостиная, потом большая мраморная зала, в которой должны были дежурить кавалеры Мальтийского ордена.

Покои императрицы располагались на втором этаже, и здесь же располагалась Рафаэлевская галерея, которую украшали ковры, представляющие собой копии картин Рафаэля Санти.

Императорские покои находились так же на втором этаже, по левую руку от церкви, а по правую были покои великого князя Константина Павловича. Далее шли Воскресенский (Белый) зал, и вслед за ним - анфилада парадных апартаментов.

На первом этаже должны были разместиться: наследник престола Александр Павлович с супругой, великий князь Николай Павлович, а так же приближённые - обер-шталмейстер И.И. Кутайсов, и обер-гофмаршал А.Л. Нарышкин.

Общая стоимость строительства Михайловского замка составила 6 171 069 рублей. Считается, что это самая дорогая постройка XVIII века.

Михайловский замок был освящён в день святого Архистратига Михаила, 8 (21) ноября 1800 года. Работы по внутренней отделке и убранству продолжались ещё до марта 1801 года, а Павел I с семьёй переехал в новых дворец 1 февраля 1801 года. По свидетельствам очевидцев, в 9 часов 45 минут императорская семья начала церемониальное шествие от Зимнего дворца к Михайловскому замку. Путь следования охраняли расставленные заранее гвардейские полки, палили пушки и звучала музыка полковых оркестров. В Михайловском замке императора и его фамилию уже ожидали высшие военачальники, иностранные послы и министры.

Однако, не успевший просохнуть после строительства замок не был готов к тому, чтобы в нём можно было жить без ущерба для здоровья. По свидетельствам очевидцев, внутри помещений стоял густой туман, который не мог рассеять свет тысяч восковых свечей. Историк Август Коцебу писал так: "Ничто не может быть вреднее для здоровья, как это жилище. Всюду виднелись следы разрушающей сырости, и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь, поддерживаемый в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиною и шириною в несколько ладоней. В комнатах императора и императрицы сырость до некоторой степени была устранена тем, что стены были отделаны деревом; но все остальные терпели жестоко".

Несмотря на сырую и холодную атмосферу, Павел I всё-таки предпочёл остаться в Михайловском замке. Он планировал проводить здесь же торжественные церемонии мальтийских рыцарей и собрания, но единственным парадным приёмом, успевшим состояться перед убийством Павла I, стала аудиенция датского министра графа Левендаля. Приём состоялся 24 февраля в Мальтийском тронном зале.

Павлу I удалось прожить в своём новом замке всего 40 дней. Незадолго до убийства, 10 марта 1801 года, в Михайловском замке, в Общем Столовом зале состоялся концерт, на котором выступала мадам Шевалье. Ей удалось покорить императора тем, что она пела в платье точно такого же цвета, как стены Михайловского замка. Через день, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года (старый стиль) император Павел был убит в собственной спальне. После его смерти царская семья вернулась в Зимний дворец, и никто из Романовых жить здесь более не пожелал.

Жестокое убийство императора Павла I в Михайловском замке породило множество легенд. По свидетельствам, за несколько дней до убийства к Павлу являлся дух Петра I, который предупреждал своего внука о грозящей ему опасности. Говорили и о том, что в день самого убийства Павел увидел в одном из зеркал отражение самого себя со сломанной шеей.

В очерках, посвящённых 200-летию Петербурга, изданных в 1901 году, В.М. Суходрев пишет о том, что за несколько месяцев до смерти Павла I в Петербурге появилась юродивая (по некоторым версиям, это была святая Ксения Петербургская), которая предрекла ему, что он проживёт столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами замка. В библейской фразе на фасаде - 47 символов. Павлу I на момент убийства шёл 47-й год. Историк В.Я. Курбатов повторил то же самое в своём исследовании, изданном в 1913 году.

Говорили о том, что призрак убитого Павла I не смог покинуть место смерти, и этот призрак время от времени видели солдаты столичного гарнизона, когда перевозили армейское имущество в отданный под военное училище замок. Прохожие якобы видели время от времени в окнах замка светящуюся фигуру. Так или иначе, но царская семья уже не вернулась в Михайловский замок, и на ближайшие два десятилетия после гибели своего владельца, замок пришёл в запустение. Александр I пустил на переплавку серебряные врата из дворцовой церкви, чтобы изготовить роскошный сервиз - свадебный подарок своей сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов. По приказу Николая I из дворца забирали мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

Поскольку снести замок ни у кого не поднялась рука, в 1820 году архитектор Карл Росси, по приказу императора Александра I, перепланировал территорию вокруг замка. Были убраны подъёмные мосты, засыпаны каналы. Замок заняло Главное инженерное училище (позднее - Военный инженерно-технический университет). Таким образом, с 1823 года замок стал официально называться Инженерным. В 1829-1835 годах была произведена капитальная перепланировка интерьеров замка под нужды инженерного училища. Работы производились под руководством архитектора А.Я. Андреева. В больших залах замка соорудили перегородки, золочёную лепка забелили, сбили или покрыли толстым слоем штукатурки.

В 1871 году Большая замковая церковь была разделена перекрытиями на три отдельных помещения, а для Инженерного училища, по проекту К.А. Ухтомского, была обустроена Малая церковь в бывшей Парадной зале. И ещё раз, в 1893-1894 годах замок перестраивался архитектором Н.Л. Шевяковым. Тогда же в галерею Лаокоон встроили лестницу.

Инженерное училище прославлено многими известными именами своих учеников. С 1822 по 1826 год, по настоянию отца, в этом училище учился и закончил его Димитрий Брянчанинов (будущий святитель Православной церви Игнатий Брянчанинов). Здесь в 1838-1843 годах учился и до 1841 года жил Ф.М. Достоевский. Это училище закончили физиолог И.М. Сеченов, писатель Д.В. Григорович, герой Севастополя Э.И. Тотлебен, физик П.Н. Яблочков, композитор и учёный Ц.А. Кюи, и многие другие известные люди России.

После переворота 1917 года Инженерный замок заняли различные советские учреждения, но инженерное училище продолжало работать. Те залы, которые ещё не успели перепланировать, были перегорожены вдоль и поперёк, сохранившиеся плафоны и росписи грубо закрашены.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в Михайловском замке находился госпиталь. Во время бомбёжек в восточную часть замка попала тяжёлая авиабомба, которая разрушила Парадную столовую и сильно повредила крышу.

После войны замок продолжали занимать различные советские учреждения. Только в 1991 году честь помещений, примерно треть, были подарены Государственному Русскому музею, а с 1995 года музею передан весь замок. Начались реставрационные работы, которые были закончены к 300-летию города. Большая часть интерьеров восстановлена в том виде, в котором они существовали изначально, при Павле I. Отреставрировали и надпись на фасаде, место которой до этого времени было закрыто листовым железом, чтобы не было видно отверстий от снятых букв. Восстановлены статуи со стороны Летнего сада, реконструированы сохранившиеся под землёй фрагменты Воскресенского канала и Трёхчастного моста. 27 мая 2003 года состоялось торжественное открытие Михайловского замка.

Очень символично то, что во дворе замка установлен памятник императору Павлу I, работы скульптора В.Э. Горевого и архитектор В.И. Наливайко. Он появился спустя 203 года после того, как сам Павел установил перед главным фасадом памятник своему прадеду, императору Петру I.

Чтобы попасть в замок, удобней всего выйти на станции метро "Гостиный двор" и пройтись по Садовой улице в сторону Марсова поля и Летнего сада, двигаясь по четной стороне улицы.
Адрес: Садовая ул., 2
Телефон: 595-42-48
Часы работы: 10:00-18:00, понедельник 10:00-17:00
Выходной день: вторник


Михайловский замок со стороны Садовой улицы.

Михайловский замок со стороны пересечения Замковой и Садовой улиц.

Южный (главный) фасад (со стороны площади Коннетабля). Главный въезд Михайловского замка. Перед ним - короткая Замковая улица, соединяющая Садовую и набережную Реки Фонтанки.

Памятник Петру I. Установлен Павлом I в 1800 году с надписью: "Прадеду правнук".

Бронзовый барельеф на боковой поверхности постамента "Бой при Гангуте", созданный молодыми скульпторами В.И. Демут-Малиновским, И.И. Теребеневым и И.Е. Моисеевым при руководстве М.И. Козловского.

Бронзовый барельеф на боковой поверхности постамента "Полтавская баталия", созданный молодыми скульпторами В.И. Демут-Малиновским, И.И. Теребеневым и И.Е. Моисеевым при руководстве М.И. Козловского..

Памятник Петру I на площади Коннетабля.

Памятник Петру I на площади Коннетабля.

Главный вход в Михайловский замок.

Фронтон над главным входом. Барельеф "История заносит на свои скрижали славу России", скульптор П. Стаджи.

Барельеф справа от главного входа.

Барельеф слева от главного входа.

Барельеф-вензель Павла I.

Трёхчастный (Тройной) мост перед главным входом.

Трёхчастный (Тройной) мост - мост оригинальной конструкции через ныне частично засыпанный Воскресенский канал в Санкт-Петербурге, соединял Михайловский замок с горнверком и с Замковой улицей.

Трёхчастный (Тройной) мост. Это - однопролётное арочное строение. Он сложен из гранита, подобно старейшим каменным мостам Санкт-Петербурга. Длина моста около 22 м, ширина в узкой части около 9,2 м, в широкой - около 30,5 м

Трёхчастный (Тройной) мост.

Трёхчастный мост.

Памятная доска на гранитной тумбе моста.

Фрагмент частично восстановленного Воскресенского канала перед южным фасадом Михайловского замка.

Боковая часть Тройного моста и фрагмент южного (главного) фасада замка.

В полотно центрального моста вмонтирована трапециевидная гранитная плита с вензелем императора Павла I и надписью "Государственный Русский музей".

Колоннада главного входа.

Колоннада главного входа.

Внутренний двор замка. Над помещением Зала Антиков возвышается шпиль церкви Михайловского замка.

Перед зданием, в котором находится Тронная Марии Федоровны расположен памятник императору Павлу I.

Внутренняя стена замка.

Внутренний двор замка.

Фонарь на стене замка.

Памятник Императору Павлу I (скульптор В.Э. Горевой, арх. В.И. Наливайко).

Памятник Императору Павлу I.

Памятник Императору Павлу I.

Памятник Императору Павлу I.

Памятник Императору Павлу I. В верхней части - шпиль Михайловской церкви.

Скульптура в нише внутренней стены замка.

Внутренний вход в замок.

Парадного ворота замка изнутри.

Парадные ворота замка. Вид из замка на площадь Коннетабля.

Восточный фасад замка. Прямо перед нами на фотографии (стриженный газон) - засыпанная часть Воскресенского канала. Справа на фотографии виден фрагмент моста через него.

Восточный фасад замка и бывший мост, который стал теперь частью тротуара набережной реки Фонтанки.

Фрагмент ограды замка.

Северо-восточный угол замка. Обратите внимание: северный фасад замка перекрашен в первоначальный цвет - светло оранжево-жёлтый. Восточный фасад окрашен в красный цвет. Фото 2012 года.

Северный фасад. Второй вход в Михайловский замок.

Северный фасад. Перед ним - река Мойка

Северный фасад. Вид с Садовой улицы

Западный фасад. Улица Садовая, церковь св. Михаила и шпиль над ней.

Церковь св. Михаила в западной части замка.

Церковь св. Михаила Архангела. Вид со стороны Садовой улицы.

Церковь св. Михаила Архангела.

Вид на Михайловский замок со стороны набережной реки Фонтанки. Фото 2013 года.

Михайловский замок с набережной р. Фонтанки. Фото 2013 года.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2013


Сегодня у меня настроение показать и рассказать немного о печальном памятнике архитектуры Михайловском (Инженерный) замке. О месте появления на свет и ухода в мир иной Павла I. «Романтический наш император» (по Пушкину) бредил Средневековьем. Известен его проект заменить войны турни­рами владетельных особ враждующих держав. Православ­ный человек, исправный семьянин, он сделался гроссмей­стером католического Мальтийского ордена, предполагаю­щего безбрачие.
На карте



К югу от Летнего сада высится одно из самых загадочных сооружений Петербурга - Михайловский замок. Замок таинственен и необычен. Вот уже двести лет, с момента основания, его окружают таинственные легенды и предания. На месте Михайловского замка еще Екатерина I начала строительство скромного Летнего дворца, которое закончилось уже в царствование Анны Иоановны. Та полюбила его и охотно проводила здесь летние месяцы. Следующая императрица, Елизавета Петровна, едва вступив на престол приказала разрушить здание и начать строительство нового Летнего дворца. Не случайно, именно этот дворец выбрала императрица Екатерина II для приёма официальных поздравлений по случаю восшествия на престол. Здесь в 1754г. родился император Павел I. Здесь он провел свои молодые годы. Отсюда начался его мучительно долгий, сорокалетний путь к престолу. Став наконец императором и остерегаясь жить в Зимнем дворце Павел, согласно преданию, однажды сказал: "Хочу умереть там, где родился". Первый же месяц царствования Павла I 28 ноября 1796 года вышел указ: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». В 1797 году деревянный Летний дворец по его приказу разбирают. И на его месте начинается грандиозное строительство замка, названного Михайловским в честь архангела Михаила, в день поминовения которого замок был заложен.
Согласно легенде, однажды стоявшему в карауле у старого Летнего дворца Елизаветы Петровны солдату явился в сиянии архангел Михаил. Он велел часовому тотчас идти к императору и сказать, что этот Летний дворец должен быть разрушен, а на его месте построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат сделал так, как велел святой, на что Павел будто бы ответил: "Воля его будет исполнена". В тот же день он распорядился о постройке нового дворца и при нем церкви во имя архистратига.
Удивление вызывает и то что таинственная жизнь его владельца - самого мистического русского императора Павла I, трагически закончившаяся в стенах замка тоже по легенде была предсказана.
На фризе замка расположена надпись: «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ». И один юродивый сказал что количество лет жизний императора будет равно количеству букв в тексте этого изречения. Было предсказание или нет - сказать точно невозможно, но факт совпадения налицо.

Наблюдение за строительством Павлом I было поручено Василию Ивановичу Баженову, наставнику императора в архитектуре. План будущего строения нарисовал сам Павел. 4 марта 1797 года объявлено новое решение: «Строение Михайловского нашего дворца поручить беспосредственно нашему архитектору коллежскому советнику Бренне». Винченцо Бренна жил в это время в одном из домов католической церкви Святой Екатерины, здесь и был составлен окончательный проект здания. Кроме проекта дворца, Бренна создал проект обустройства окружающего его пространства: площади перед замком, манежа, конюшен и кордегардий. В помощниках архитектора числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. С их помощью были составлены чертежи и переданы императору с обращением: «Ваше Величество. Спроектированные Вашим Императорским Величеством планы и чертежи Михайловского дворца я привёл в порядок согласно основам и правилам искусства…»

Павел I торопил и ускорял строительство. В этих целях Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренной работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Для ускорения работ сюда были переброшены строительные материалы, предназначенные для других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств; со стройки Исаакиевского собора - фриз, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца - наборный паркет.
Пространство вокруг дворца было коренным образом преобразовано. Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался только для членов императорской семьи. За воротами находилась широкая прямая аллея. По сторонам аллеи расположились здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Аллея заканчивалась у трёхэтажных павильонов (кордегардий), за которыми начинались предзамковые укрепления. Площадь Коннетабля окружалась широким рвом, через который был переброшен деревянный подъёмный мост. По обеим сторонам моста были размещены пушки. В центре площади - памятник Петру I. За памятником - ров и три моста. Средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов. Он вёл к главному входу.
Замок, со всех сторон окруженный водой, с внешним миром соединялся при помощи цепного моста, поднимавшегося на ночь.
Вооруженная охрана круглосуточно дежурила у входа в мрачный колодец восьмиугольного двора. Изолированная от города резиденция императора внушала одновременно и почтительный трепет, и панический страх.


В 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук», отлитый в 1745-1747 годах по модели скульптора Б. К. Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра I. Облицованный мрамором пьедестал высечен архитектором Ф. И. Волковым. На нём укреплены бронзовые барельефы
«Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте», созданные молодыми скульпторами В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребеневым и И. Е. Моисеевым при руководстве М. И. Козловского. По замыслу Павла I территория замка должна была органично сливаться с Летним садом, объединяя, таким образом, деяния "прадеда и правнука".
Павел торопился со строительством замка. 1 февраля 1801г. нетерпеливый и категоричный, вместе со своим семейством, он въехал в еще не проветренную и непросушенную резиденцию. Сорок дней, оставшихся до его злодейского убийства, насквозь пронизаны мистическим предчувствием несчастья. К первому обеду в Михайловском замке Марией Федоровной был специально заказан сервиз с видами замка. По преданию, Павел, увидев его, едва не прослезился и начал целовать предметы с изображением своего любимого детища. Трудно было понять, приветствие это или прощание.

Перед самой своей гибелью, в ночь с 10 на 11 марта, после ужина Павел встал из-за стола и подошел к зеркалу. "Посмотрите, какое забавное зеркало. Я вижу себя с шеей на сторону", - засмеялся Павел. И ушел, если верить легенде, сказав при этом не то самому себе, не то близким: "Чему быть того не миновать". В эту же ночь Павел был задушен. Павел был весьма образованным человеком и не лишен был практического ума. Некоторые его побудительные мотивы отличались добрыми намерениями: он вел энергичную борьбу с злоупотреблениями службой, взяточничеством и бюрократизмом, принимал меры для сбережения лесов, способствовал снижению цен на хлеб и соль. Еще одной яркой чертой императора была его фанатичная набожность. Однако очень часто он давал волю своему бешенному и сумасбродному характеру. Н.М. Карамзин в "Записках о древней и новой России" писал, что император Павел "господствовал всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти". Это не могло не породить ненависти к нему. Известно 30 попыток покушения на его жизнь. Наконец созрел заговор, возглавляемый высокопоставленными государственными и военными деятелями. Страх за свою судьбу, неприязнь и личная ненависть к Павлу, толкнули их на цареубийство. Смерть Павла, как утверждают современники, превратилась в Петербурге во всенародный праздник.

После смерти Павла царская семья вернулась в Зимний дворец. Отделочные работы в замке были прекращены, а сам он заброшен. В 1819 году Михайловский замок был передан Главному инженерному училищу. Отсюда его второе название. В 1820 засыпаны окружавшие замок каналы, в 1840-х годах часть мраморной отделки интерьеров использована на строительство Нового Эрмитажа. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка, каналы были засыпаны. В 1829-1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища архитектором А. Я. Андреевом.

В конце октября Михайловский был штабом юнкерского мятежа 1917, при подавлении которого занят солдатами Павловского полка. В 1920-1930-х годах в Инженерном размещались Военно-инженерная школа и Военно-инженерный исторический музей РККА, в 1925-1932 - Военно-техническая академия. В период блокады подвергался артобстрелам и бомбардировкам. Прямым попаданием тяжёлой авиабомбы в восточное крыло уничтожена бывшая парадная столовая.
Здесь в 1833–1843 годах учился и до 1841 года жил Ф.М. Достоевский.
В 1991 году треть помещений замка выкупает Русский музей, в 1995 году музей его выкупает полностью. Отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле. К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга были реконструированы и открыты Воскресенский канал и Трёхпролётный мост. Надпись на фасаде, ранее закрытая листовым железом, востановлена.

Также во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I.
Скульптор Горевой В.Э., архитектор Наливайко В.И. 2003г.

Михайловский замок - крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII в.. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, 1740-е гг.), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери - Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 г. К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г.Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца - императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами - Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 гг. по модели Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.

Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.

В начале 1820-х гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название - Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.

На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.

В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

В ансамбль Михайловского замка входят два павильона, расположенные на Инженерной улице.

В Восточном павильоне (Инженерная ул., 10) находится «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» - отдел Русского музея.

В Западном павильоне (Инженерная ул., 8) расположен Центр мультимедиа Русского музея , работает мультимедийная экспозиция «Романтический наш император», проходят . В здании также расположен центр координации международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал» .

Архитектура и интерьеры

Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись - «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней», представляющая собой видоизмененные заключительные строки 92-го библейского псалма.

Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон - традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами «партикулярных» домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.

В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.

Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса». В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П.К. и Дж. Скотти, А.Виги, Я.Меттенляйтер, скульпторы К.Альбани, И.П.Прокофьев, П.И.Соколов, живописцы И.А.Акимов, А.М.Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей - зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок - располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.

Владельцы

Император Павел I (20.09.1754 - 12.03.1801), сын Петра III Фёдоровича - внука Петра I (урожденного Карла-Петера-Ульриха Голштейн-Готторпского) и Екатерины II Алексеевны (урождённой принцессы Анхальт-Цербстско й). В 1761 г. объявлен наследником престола и цесаревичем, с 1762 г. - владетельным герцогом Голштейн-Готторпским. Вступив на престол, Екатерина II в 1762 г. назначила Павла Петровича полковником Кирасирского полка его имени и генерал-адмиралом. В 1773 г. от имени сына по Царскосельскому договору она обменяла Шлезвиг и Голштейн на принадлежавший Дании Ольденбург, в том же году он подтвердил передачу этого владения своему родственнику, представителю младшей линии голштинского дома епископу Любекскому Фридриху-Августу (с титулом герцога Ольденбургского), сохранив за собой также титул герцога и право распоряжаться ольденбургским престолом по пресечении владетельного рода.

29.09.1773г. сочетался браком с великой княгиней Натальей Алексеевной (14.06.1755 - 15.04.1776), урождённой принцессой Гессен-Дармштадской, умершей во время неудачных родов. 26.09.1776г. вступил во второй брак с Марией Фёдоровной (14.10.1759 - 24.10.1828), урождённой принцессой Вюртембергской.

Павел получил прекрасное образование, имел обширные знания в разных науках, включая военное дело и государственное управление, любил музыку, театр, архитектуру, но при жизни Екатерины II был практически отстранен от участия в государственных делах.

Вступил на престол после смерти Екатерины II (06.11.1796). Коронован 05.04.1797г. С 1798г. Великий магистр державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского). Многие из нововведений Павла I вызвали недовольство в обществе, а усиление самодержавной власти было воспринято дворянством как проявление тирании и наступление на свои права, что и стало основной причиной заговора против императора.

Он был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12.03.1801г. в Михайловском замке в своей спальне, располагавшейся в северо-западной части бельэтажа здания.

Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 - 24.10.1828). Вторая жена Павла Петровича (с 1776 г.). Урождённая принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярского и Фредерики-Доротеи-Софии, урождённой маркграфини Бранденбург-Шведтской. Прибыла в Россию в 1776, тогда же перешла в православие. Родила Павлу Петровичу десять детей - четырёх сыновей (двое из них стали царствующими императорами) и шесть дочерей.

Мария Фёдоровна отличалась замечательными художественными талантами - рисовала, великолепно резала по камню, кости и янтарю, занималась медальерным искусством, играла на фортепиано. Особое место среди её увлечений занимала ботаника.

Всю жизнь занималась благотворительной деятельностью, в особенности делами воспитательных домов и приютов для сирот. Внесла большой вклад в развитие женского образования в России. Требовательная к другим, она была не менее требовательна и строга к себе, до мелочей была верна своим правилам и принципам.

Ее личные апартаменты в Михайловском замке располагались в северной части бельэтажа здания, выходя окнами на Летний сад.

Дети Павла I Петровича и Марии Фёдоровны

A лександр Павлович (12.12.1777 - 19.11.1825). Объявлен наследником престола 06.11.1796 г. С 12.03.1801г. - император, коронован 15.09.1801г. С 28.09.1793г. в браке с Елизаветой Алексеевной (13.01.1779 - 04.05.1826), урождённой принцессой Луизой-Марией-Августой Баден-Дурлахской. Его личные апартаменты в Михайловском замке занимали северо-восточный угол первого этажа здания.

Константин Павлович (27.04.1779 - 15.06.1831), великий князь, цесаревич. За участие в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова (1799) назначен генерал-инспектором кавалерии и получил титул цесаревича. Во время войн с наполеоновской Францией в 1805 - 1807 и 1812 - 1814 командовал гвардией. С 1814 главнокомандующий Польской армией и фактический наместник Царства Польского. В 1822 г. отрекся от прав на российский престол.

В первом браке с 15.02.1796 г. с великой княгиней Анной Фёдоровной, урождённой принцессой Юлией-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Заальфельд-Кобургской (11.09.1781 - 31.07.1860), покинувшей Россию в 1801 г. Официально разведены 20.03.1820 г.

Во втором (морганатическом) браке с 12.05.1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной княгиней Лович (17.05.1795 - 17.11.1831), урождённой графиней Грудзинской.

В 1806 - 1820 гг. - гражданский брак с Жозефиной, урождённой Лемерсье, по первому браку Фридрихс, с 1816 г., после пожалования российского дворянства, называвшейся Ульяной Михайловной Александровой, по второму браку (1820 г.) - Вейс. Умерла в 1824г. Личные апартаменты Константина в Михайловском замке занимали юго-восточный угол бельэтажа здания.

Александра Павловна (29.07.1783 - 04.03.1801), великая княжна, палатина Венгерская. С 19.10.1799г. в браке c эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгерским Иосифом-Антоном (27.02.1776 - 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна (13.12.1784–12.09.1803), великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская. С 12.10.1799г. в браке с наследным принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским (02.06.1778 - 17.11.1819).

Мария Павловна (04.02.1786 - 11.06.1859), великая княжна, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853г. вдовствующая великая герцогиня, также пользовалась титулом великой княгини. С 22.07.1804г. в браке с герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 - 26.06.1853), великим герцогом с 1828г.

Екатерина Павловна (10.05.1788 - 29.12.1818), великая княжна. Ей был пожалован титул великой княгини. Титулом герцогини Ольденбургской не пользовалась. С 1816г. королева Вюртемберга. В первом браке с 18.04.1809г. с принцем Петром-Фридрихом-Георгом (Георгием Петровичем) Ольденбургским (09.05.1784 - 15.12.1812). Проживала с мужем в России. Во втором браке с 12.01.1816г. с Фридрихом-Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергским (16.09.1781 - 13.06.1864), ставшим 18.10.1816г. вюртембергским королем Фридрихом-Вильгельмом I.

Ольга Павловна (11.07.1792 - 15.01.1795), великая княжна.

Анна Павловна (07.01.1795 - 17.02.1865), великая княжна, с 1840 г. королева Нидерландов, затем вдовствующая королева. С 09.02.1816г. в браке с Вильгельмом, принцем Нассау-Оранским (06.12.1792 - 17.03.1849), с 1840г. великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельм II).

Николай Павлович (25.06.1796 - 18.02.1855), великий князь, в 1823г. назначен Александром I наследником престола. 19.11.1825 г. вступил на российский престол, правил с 14.12.1825 г., коронован 22.08.1826 г. в Москве и 12.05.1829 г. в Варшаве.

С 01.07.1817 г. в браке с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Фредерикой-Луизой-Шарлоттой-Вильгельминой Прусской (01.07.1798 - 20.10.1860).

Михаил Павлович (28.01.1798 - 28.08.1849), великий князь. С рождения генерал-фельдцейхмейстер; с 1825г. генерал-инспектор по инженерной части, командующий Гвардейским корпусом, с 1831г. главный начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, с 1844г. главнокомандующий Гвардейского и Гренадёрским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828 - 1829 гг., в подавлении Польского восстания 1830 - 1831 гг.. Умер во время похода в Венгрию. С 08.02.1824г. в браке с великой княгиней Еленой Павловной, урождённой принцессой Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской (28.12.1806 - 09.01.1873).

Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец

Пушкин, 1817

// Часть 17


1. Михайловкий замок - царская резиденция Павла I, построенная на месте деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны. На самом деле это дворец, но Павел, ставший главой Мальтийского ордена, все свои резиденции стал именовать «замками».

2. Дворец построили в 1797-1801 годах по проекту В. И. Баженова по рисункам Павла I.

3. Перед замком установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук».

4. Внутри квадратного в плане замка расположен большой восьмиугольный двор.

5. В 2003 году во дворе установили памятник Павлу I, убитому здесь спустя сорок дней после новоселья.

6. Через колонный вестибюль в Воскресенских воротах можно попасть во внутренние помещения.

7. Первоначально замок со всех сторон окружала вода Фонтанки, Мойки, а также засыпанных ныне Воскресенского и Церковного каналов.

8. Перед замком был горнверк с пушками на нём. К главным воротам через канал был переброшен Трёхчастный мост.

9. Поодаль стоят две кордегардии для охраны.

10. После убийства императора дворец простоял пустым до 1823 года, когда в нём разместили инженерное училище.

11. В 1994 году замок передали Русскому музею, в 2003 году он открылся после реставрации.

12. Сейчас восстановлено множество интерьеров.

13. Больше всего внимания привлекают расписные потолки залов.

14. С 2011 года в замке хранятся заменённые копиями скульптуры из Летнего сада.

15. Мы посетили расположенную здесь постоянную экспозицию портретов Русского музея «Лица России».

16. Н. П. Богданов-Бельский, «Сочинение», 1903 год.

17. Г. Диттенбергер, «Старик-каменотёс на набережной Невы», 1858 год.

18. К. Е. Маковский, «Селёдочница», 1867 год.

19. В. Л. Боровиковский, портрет архиепископа Михаила, 1816 год.

20.

21. П. З. Захаров-Чеченец, портрет А. П. Ермолова, 1843 год.

22. Ф. А. Моллер, портрет Н. В. Гоголя, начало 1840-х годов.

23. А. А. Харламов, портрет И. С. Тургенева, 1875 год.

25.М. И. Авилов, портреты К. Е. Ворошилова и С. М. Будённого, 1923 год.

26. И. В. Космин, «Портрет генерал-лейтенанта авиации А.Н. Туполева», 1950 год.

27. В последнем зале уже не картины, а фотографии, и на 15 экранах сразу сменяют друг друга сюжеты кинохроники.

28. Ещё в замке проходила выставка к 400-летию дома Романовых, но на ней снимать запретили. Но я всё же сделал кадр самой симпатичной картины: Г. Х. Гроот, «Портрет императрицы Елизаветы Петровны на коне с арапчонком», 1743 год.