Смольный монастырь – гениальное творение гениального мастера. Новодевичий Воскресенский женский монастырь (Смольный монастырь) Смольный ансамбль

Смольный монастырь – гениальное творение гениального мастера. Новодевичий Воскресенский женский монастырь (Смольный монастырь) Смольный ансамбль
Смольный монастырь – гениальное творение гениального мастера. Новодевичий Воскресенский женский монастырь (Смольный монастырь) Смольный ансамбль

Пока живо поколение, обучавшееся в советских школах, Смольный монастырь, или просто «Смольный», будет связан с В. И. Лениным. Да и спустя десятки лет в истории этого страницы, связанные с 1917-1918 годами, будут самыми яркими. А времена, последующие за этими событиями, самыми трагическими. Без них Смольный монастырь Растрелли остался бы просто одним из многих замечательных творений гениального зодчего.

Название как адрес

Сама история возникновения названия монастыря довольно интересна, как и почти каждого объекта в Санкт-Петербурге. До возникновения Северной столицы эта территория являлась пограничной зоной. В селе Спасовщина, сразу же, как только шведы возвели на противоположном берегу на этом месте был возведен форт Сабина. Адмиралтейская верфь - одна из первых построек зарождающегося города-крепости. Именно для ее нужд и построили Смоляной двор. За местом закрепилось соответствующее название. Смольный монастырь, возникший здесь позже, как и подавляющее количество объектов, в своем названии содержит адрес собственного местонахождения и... часть истории.

Желание императрицы - закон

Идея возникновения монастыря принадлежит императрице Елизавете Петровне, которая заранее побеспокоилась о своей старости. Ей хотелось тишины и покоя, а все это надежно гарантировал монастырь, настоятельницей которого царица собралась стать. Но суровый аскетизм монашеского образа жизни не входил в понятие счастливой старости, и Смольный монастырь был предусмотрен скорее как закрытое учебное заведение для девиц самого знатного происхождения. Естественно, что комфорт пребывания гарантировался любой из 120 воспитанниц. Для каждой предусматривались отдельные апартаменты со всеми необходимыми службами - эдакая отдельная комфортабельная квартирка. У настоятельницы же должен был быть отдельный дом.

Обер-архитектор Санкт-Петербурга

Выбор места - дань памяти молодым годам, проведенным в (второе название Девичий), в своеобразном заключении, по повелению Анны Иоанновны.

Франческо Растрелли, сын знаменитого Карла Растрелли, в это время занимал пост Ему поручили построить Воскресенский Новодевичий монастырь. В 1744 году гениальный архитектор разработал совершенно новый вариант ритуального объекта, который вместе с окружающими его постройками стал новым явлением в церковной архитектуре.

Оригинальный подход

Самой главной отличительной чертой стало полное отсутствие каменной ограды. Это был намек на то, что учреждение не будет закрытым монастырем, подразумевающим полное отрешение от светской жизни, а явится, скорее, высшим учебным заведением для высокородных барышень. В 1748 году был заложен первый камень. На торжественном мероприятии присутствовала сама императрица. Смольный монастырь Растрелли становится одной из важнейших строек страны.

Старина должна присутствовать

Но пожелания женщин изменчивы. А пожелания императрицы тем более. И вот уже в 1849 году начальный проект переделывается. Во-первых, снижается до весьма скромных местных размеров колокольня, задуманная Растрелли высотой в 140 метров и превышающая Петропавловскую звонницу. В новом проекте возникают черты старорусских монастырей. В частности предусматривалось наличие куполов: центрального - большого и массивного - в окружении 4 малых.

Стройка века

На новый ансамбль Смольного монастыря выделяется большое количество средств и рабочих. В 1754 году на объект прибыла Елизавета. Увиденное потрясло ее настолько, что она тут же заразилась гигантоманией и велела для своего детища отлить колокол, который затмил бы Царь-колокол - его размеры должны были составить 6,5 метров в ширину, а весил бы он 20 000 пудов. Но императрица умирает, не дожив до торжественного освящения. Смольный монастырь предан забвению.

Забытые начинания

Пять лет здесь не ведется никаких работ. Без куполов и колокольни, неоштукатуренный комплекс обрастает мрачными легендами. Войны опустошают казну, Екатерина II отстраняет Растрелли от дел. В течение десяти лет, с 1785 по 1795 годы, работы то велись, то замирали. И если бы не возникшее с приходом новой императрицы Воспитательное общество для девиц из благородных семей, которым надо было где-то жить, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге так и остался бы невостребованным - там проживали всего 20 монашек.

С приходом Павла «благородных девиц» (или, как их называли, «смолянок») выселили, поселив на освободившееся место вдов. Очевидно, бывают такие здания, где, несмотря на их красоту, никто не может нагреть себе места.

Пришел хозяин

Полностью закончилось строительство при Николае I. Оно продолжалось беспримерно долго - 87 лет. Архитектор В. П. Стасов, выиграв конкурс, три года восстанавливал и реставрировал собор, и только в 1835 году комплекс был освящен. Он стал называться Собор всех учебных заведений. Вдохновленные внешней красотой, которую являл собой Смольный монастырь (фото тому свидетель), российские мастера постарались внутреннее убранство сделать достойным творчества великого Растрелли. Зал отделан бал мрамором, хрустальная балюстрада и запрестольный образ работы А. Васнецова сделали Смольный монастырь уникальным сокровищем российской культуры. Единственное, что так и не было достроено, это колокольня, что, в принципе, уже не сказалось на внешнем облике собора. Он был прекрасен.

В наши дни все становится на свои места

Но пребывать в таком статусе монастырю до наших дней не дали революции, после которых эта жемчужина использовалась даже под склад. Бедняга закрывался, переходил из рук в руки; в 1990 году здание используют как концертно-выставочный зал.

Первый по прошествии стольких времен молебен проходит здесь только в 2009 году. С 2010-го Смольный собор используют по назначению - он открыт для богослужений. В 2011 году, почти через сто лет, в Смольном соборе были проведены Рождественские богослужения.

Воскресенский собор.

Там мир в полях и над водами,Там вихрей нет, ни шумных бурь; Меж бисерными облаками Сияет злато и лазурь. (М. В. Ломоносов)

Угловая башня монастыря

Архитектурная деятельность Ф. Б. Растрелли в основном была направлена на создание великолепных дворцовых сооружений, но и в храмовом зодчестве он оставил чрезвычайно ценное произведение - Смольный монастырь в Санкт-Петербурге. Этот крупнейший ансамбль и величайший шедевр зрелого, или елизаветинского, барокко явился блестящим воплощением творческих идей мастера и одним из лучших его произведений.

В середине 1740-х годов Елизавета Петровна стала задумываться о том, чтобы провести старость в монастыре в окружении ста двадцати благородных девиц. Обитель императрица решила устроить в крутой излучине Большой Невы до поворота ее к выходу в море, на месте сгоревшего в 1744 году Смольного дворца, в котором она провела детство и юность. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней, кельи, а также институт для девушек из дворянских семей.

План собора

Закладной камень Воскресенского собора Новодевичьего монастыря (Смольный - неофициальное название) был торжественно положен 30 октября 1748 года. Для проектирования и строительства обители был назначен придворный архитектор Растрелли. Но в связи с загруженностью мастера с 1749 года работами стал руководить его помощник X. Кнобель.

Однако спустя три года после окончания работ Елизавета Петровна приказала полностью переделать проект. Она потребовала, чтобы монастырский собор был построен не по «римскому маниру», как первоначально у Растрелли, а пятиглавым, по образцу Успенского собора в Кремле. Зодчий представил свою версию традиционного в древнерусских храмах пяти-главия, переведя этот образ на язык зрелого барокко. Также и монастырскую колокольню императрица хотела видеть «такую как здесь [в Московском Кремле] Ивановская большая колокольня». На основе нового проекта, в котором вертикальной доминантой ансамбля являлась звонница, была исполнена знаменитая модель монастыря, сохранившаяся до нашего времени в Санкт-Петербургской академии художеств.

Растрелли представлял Смольный как своеобразный столичный «монастырь-дворец» и традиционной схеме монастырского ансамбля придал новую, соответствовавшую требованиям времени художественную трактовку.

Барабан - цилиндрический или многогранный объем, служащий завершением купольной части храма и основанием для глав. Барабан, как правило, прорезан вытянутыми окнами, а снаружи может быть оформлен аркатурным или аркатурно-пилястровым поясом (то есть поясом из арок на тонких колоннах) и другим архитектурным декором.

Раскрепованные карнизы - форма декоративного карниза с уступами, вынесенными вперед или, наоборот, утопленными.

Фрагмент фасада

Каре - построение архитектурных объемов, в плане образующих форму четырехугольника.

Аркада - ряд одинаковых по форме и величине арок, которые опираются на столбы или колонны и образуют галерею.

Уже в 1749 году приступили к постройке келий, заложенных одновременно с храмом, а в мае 1751 года - к возведению стен собора по новому проекту.

Растрелли задумал свой проект со свойственным ему широким композиционным размахом и живописнопластическим богатством архитектурных форм. Наиболее крупные храмовые сооружения этого времени возводились с той же роскошью, что и дворцы. Национальные мотивы сказывались здесь в возврате к богатой форме русского пятиглавия и в строительстве монументальных многоярусных колоколен.

Нарастание масс идет ввысь постепенно: более тяжелые объемы сменяются более легкими, простые архитектурные формы - изысканными и сложными. Здание венчает барабан центрального купола, к нему с четырех сторон примыкают двухъярусные башни-звонницы, завершенные луковичными главками. Раст релли, учитывая отсутствие в ансамбле колокольни и то главенствующее значение, которое приобрел собор, сблизил боковые главы с центральной, создав в целом монументальную композицию венчающего собор пятиглавия.

Архитектуру храма отличают сложное решение фасадов, обилие декоративной скульптуры и лепки,обработка выступающих углов пучками колонн, членение стен раскрепованными карнизами, разнообразные формы окон и люкарн, богато орнаментированные наличниками, и сложной формы фронтоны над входами - типичные элементы для барокко XVIII века. Изысканность и пышность архитектурной декорации сочетаются с подлинной монументальностью, достигнутой благодаря умело найденному масштабу сооружения и совершенству его пропорций. Звучным сочетанием лазури стен, белизны колонн и деталей подчеркнуто праздничное великолепие здания, щедрое многообразие его форм. Внутреннее пространство храма, не завершенное Растрелли, осталось лаконичным. Его отделку осуществил архитектор В. П. Стасов в 1832-1835 годах.

Храм окружен крестообразным в плане каре монастырских корпусов, включающих кельи, трапезную и другие помещения и являющихся неотъемлемой частью архитектурного ансамбля. Четыре башни-церкви отмечают внутренние углы каре. Главные фасады корпусов, обращенные во двор, решены в виде двухъярусных аркад. Большую роль в оформлении фасадов играют сдвоенные полуколонны, создающие богатую игру светотени, а также лепные и литые из чугуна скульптурные декоративные украшения.

Макет монастыря, выполненный Растрелли

Смольный монастырь

Монастырские корпуса.

Значившаяся в первоначальном проекте 9-ярусная 140-метровая колокольня Смольного монастыря на 18 метров превзошла бы высоту шпиля Петропавловского собора и могла бы стать в то время самым высоким зданием в Европе.

Комплекс монастырских зданий отличается законченностью общего композиционного замысла, выразительностью внешнего облика и оформления интерьеров. Богатство форм и деталей, игра света и тени определяют общий характер нарядных и жизнерадостных помещений. Огромную художественную ценность представляет сохранившееся лепное убранство стен и сводов угловых церквей-башен. В интерьерах присутствуют две разновидности лепного декора: плоскостной - тонкий и изящный, незначительно выступающий на поверхности сводов и стен, и объемная лепнина с сильным рельефом. Последний вид не характерен для убранства творений первого периода творчества зодчего, но типичен для архитектуры зрелого барокко.

В ансамбле монастыря, задуманном Растрелли с исключительным размахом, получили развитие традиционные мотивы русского зодчества и новаторские приемы, разработанные в дворцовой архитектуре XVIII века. По совершенству отдельных частей и ансамбля в целом, по живописности и выразительности композиции Смольный является одной из вершин мирового зодчества.

Большой Екатерининский дворец, павильоны «Грот» и «Эрмитаж» в Царском Селе

На декоративную отделку Большого зала Екатерининского дворца, площадь которого составляла 807 м, ушло 7 килограммов чистого золота.

Циркумференция - постройка, чаще всего колоннада, располагающаяся в плане по кругу или полукругу.

Дворцовый парк

Проекты Растрелли, относящиеся к 1730-м годам, в значительной степени еще близки к стилю петровского времени. Они еще не поражают той роскошью и помпезностью, которыми отмечены его наиболее прославленные творения, такие как Большой Екатерининский дворец в Царском Селе - один из шедевров архитектуры русского барокко середины XVIII столетия. Он расположен на гребне возвышенности, по склону которой раскинулся обширный Екатерининский парк. Здание очень длинное, а его поперечная ось совпадает с осями центральных аллей старого и нового регулярных садов - старейшей части Екатерининского и Александровского парков.

История Большого дворца восходит к петровским временам, в его возведении принимали участие многие зодчие. Небольшие двухэтажные каменные палаты Екатерины I, именем которой дворец был назван позднее, построены в 1717-1723 годах под руководством архитекторов И. Ф. Браунштейна и И. Я. Ферстера.

Вступившая на престол в 1742 году Елизавета Петровна решила превратить Царское Село в свою парадную загородную резиденцию и начала переделку и расширение палат. С 1743 по 1744 год архитектор М. Г. Земцов (а после его кончины - помощник мастера А. В. Квасов) пристроил к палатам каменные флигели, соединенные с основным зданием деревянными галереями на колоннах. Вблизи левого флигеля возводилось здание новой оранжереи, а перед дворцом - фундаменты под циркум-ференции.

Специальным указом 5 мая 1745 года архитектором Царского Села был назначен С. И. Чевакинский, который развивал и дополнял замысел предыдущих зодчих. Он заменил деревянные колоннады каменными одноэтажными галереями и построил церковь около правого флигеля. Для симметричности композиции ансамбля он изменил оранжерею: поднял ее стены и сделал карниз «с фронтоном яко на церкви». Церковь, заложенная 8 августа 1746 года, и оранжерея первоначально намечались как отдельные здания, но затем было решено соединить их с флигелями одноэтажными галереями с открытыми террасами вместо крыш - «висячими садами». Таким образом, Оранжерейный зал стал Портретным залом дворца. К осени 1746 года Чевакинский приступил к расширению старых каменных палат. Новые пристройки удлинили фасад и образовали симметричные ризалиты. Средний дом, как стали называть палаты Екатерины I, был украшен по центру ризалитом с четырехпилястровым портиком и фигурным фронтоном. Стены дома стали более высокими и обзавелись новым карнизом, а кровля с переломом «по голланскому маниру» заменилась на двухскатную.

Фрагмент фасада.

Антикамера - небольшое помещение, расположенное перед парадным залом.

Деталь лепного декора.

Обновленный дворец с его сдержанной архитектурой и простым убранством, не соответствовал возросшим великолепию и роскоши царского двора. К тому же, несмотря на огромную протяженность, он оставался маловместительным. Все это послужило поводом для новой реконструкции, которая была поручена Растрелли.

Зодчий отказался от членения здания на отдельные объемы, соединенные галереями-переходами, и сделал все части дворца одним целым. В результате фасад в длину достиг 325 метров.

Низкие одноэтажные галереи по сторонам Среднего дома в 1751 году были надстроены и тем самым подняты до общей высоты, а старые боковые корпуса включались в обновленное здание как выступающие ризалиты. В бывших галереях предполагалось разместить новые покои и большой двухсветный (с двумя рядами окон) зал. С этой целью в 1752 году началось возведение третьего этажа в Среднем доме и боковых флигелях, а спустя два года подняли стены церкви.

Тогда же Растрелли на месте левого висячего сада устроил трое новых покоев - антикамер, а в Портрет ном зале сделал большую парадную лестницу.

План первого и второго этажей дворца

Скульптура у парадного входа во дворец

Второй висячий сад сохранился (у Церковного корпуса), но был превращен в закрытый дворик: для соблюдения симметрии его обнесли стенами, равными по высоте стенам антикамер. При этом архитектор сохранил общую разбивку и основные членения прежней цепи дворцовых зданий. В отличие от прежнего дворца с центральным входом и симметричной планировкой относительно поперечной оси мастер ориентировал всю композицию строения по продольной оси. Таким образом, вся длина сооружения использовалась для создания единой сквозной анфилады внутренних парадных помещений, отличающейся торжественным великолепием.

Фасады дворца получили новую архитектурную и декоративную обработку. Два верхних этажа дворца Растрелли соединил колоннами. Они поставлены в своеобразном ритме: то в каждом междуоконном простенке, то с разрывами-паузами, то собраны в четырехколонные портики, увенчанные сложными фигурными фронтонами. Первый этаж дворца трактовался как цокольный. Под колонны были подведены мощные устои, обработанные рустами. На фасадах галерей устои декорированы фигурами атлантов, как бы несущих на себе всю тяжесть колонн.

Большой (Тронный) зал.

Новое скульптурное оформление фасадов Большого дворца блестяще и вписано в историю русского декоративного искусства. Крыша дворца была позолочена, над опоясывающей ее балюстрадой возвышались статуи (тоже позолоченные) и декоративные композиции. Важную роль в восприятии архитектуры дворца играет окраска его протяженных фасадов, основанная на контрасте белых колонн и лазурно-голубых стен.

В 1756 году все работы по отделке внешнего вида и внутренних помещений дворца были завершены. В декоративном оформлении интерьеров Растрелли широко использовал роспись и резьбу. Вырезанные из дерева позолоченные кариатиды, аллегорическая скульптура, фигуры амуров, картуши, гирлянды цветов, прихотливые сплетения рокайльного орнамента, зеркала в между-оконных простенках в пышных резных рамах, живописные плафоны, паркетные полы с инкрустацией украсили новые залы. Основное цветовое сочетание внутренней отделки - золотой и белый.

Ворота дворцовой ограды

До разрушения в годы Великой Отечественной войны дворец сохранял ряд растреллиевских интерьеров и среди них такие шедевры декоративного искусства, как Большой зал, называемый также Тронным, Большая галерея, ряд ведущих к ним антикамер, Картинный зал; Белая Парадная столовая, Кавалерская столовая и Янтарная комната. Там, где ныне находится Парадная лестница, ранее был великолепный Китайский зал, перестроенный Ч. Камероном и затем И. Монигетти.

Золотая анфилада

Искусно распланированные сады и парки с декоративной скульптурой и садово-парковой архитектурой составляли неотъемлемую часть дворцового ансамбля.

Павильон «Эрмитаж» - один из самых выдающихся памятников парковой архитектуры русского барокко середины XVIII века. Он предназначался для празднеств и отдыха в кругу приближенных. Композиционная основа здания характеризуется типичным для барокко диагональным построением плана. Центральный восьмиугольный зал связан галереями-переходами с четырьмя малыми кабинетами.

Волюта - украшение в виде спиралевидного завитка с глазком в центре.

«клейма» с сидящими фигурами на двух больших фронтонах. Отделка интерьеров «Эрмитажа» характерна для архитектуры барокко: многочисленные зеркала в резных вызолоченных рамах, чередующиеся с широкими окнами, и иллюзорная роспись плафонов как бы раздвигали границы небольших помещений, связывали внутреннее пространство павильона с окружающими его просторами парка.

План павильона «Грот»

«Грот» - еще один садовый павильон, внутри он украшен раковинами и туфом. Разработка проекта и возведения его на берегу Большого пруда связаны с именем Растрелли. Проект был одобрен в августе 1749 года, но стройка затянулись, и даже в 1761 году, уже после окончания строительства Большого дворца, павильон оставался в числе незаконченных парковых сооружений.

Фасады «Грота» отличают пышность и богатство, они декорированы сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими фронтоны. Над центральной частью павильона возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами-люкарнами и увенчанный изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Обрамление арочных проемов, люкарн и завершение купола поражают обилием декоративных мотивов и одновременно органичной слитностью композиций. Маски Нептуна в замках окон, красиво задуманные композитные капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов, головки нереид подчеркивают связь павильона с водной стихией.

Ансамбль Большого Екатерининского дворца - это архитектурное произведение, сочетающее в едином художественном образе богатство и блеск внешнего облика с серьезностью и монументальностью целого, ясностью плана и красотой силуэта.

Бело-голубой ансамбль Смольного монастыря с воздушным пятиглавым собором посередине является, возможно, самым нарядным культовым сооружением нашего города. И все же именно с ним связаны довольно мрачные городские легенды. 87 лет ушло на строительство собора, в течение последующих 87 лет в нем совершались богослужения, и еще 87 лет он стоял разоренный.

Смольный собор. © Фотобанк Лори

Намоленное место

Считается, что в древности в излучине Невы, на землях, принадлежащих Великому Новгороду, располагалось село Спас, а на месте нынешнего собора стоял храм. После основания Санкт-Петербурга здесь построили «Смольный двор» - варили корабельную смолу для Адмиралтейских верфей. Во времена Анны Иоанновны рядом был возведен Летний дворец, называвшийся также Смольным домом. Взойдя на престол, Елизавета Петровна велела заложить Воскресенский девичий монастырь, куда собиралась удалиться в старости. Строительство было поручено великому архитектору Франческо Бартоломео Растрелли, который приступил к работе в 1748 году. Однако планам императрицы не суждено было сбыться, она умерла, так и не приняв постриг. В 1760-ые годы Екатерина II учредила в бывшем монастыре (который являлся таковым до 1797 года) Смольный институт для благородных девиц, первое женское учебное заведение в России. В начале XIX века Институт был переведен в специально построенное для него здание по соседству.

Смольный монастырь. Цветная литография. Середина XIX в.

Главный храм учебных заведений

После окончания строительства, которое завершилось лишь в 1835 году,
Смольный собор стал Главным храмом учебных заведений. Вопреки изначальному плану возвести однокупольный храм, Растрелли уступил Елизавете и спроектировал пятиглавый собор, перекликающийся с Успенским собором московского Кремля. Весь ансамбль выдержан в пышном стиле елизаветинского барокко. По легенде, даже архитектор Джакомо Кваренги, поклонник строгих классических линий, и тот признавал совершенство форм Смольного собора. «Вот это храм!» - якобы восклицал он, проходя мимо. И снимал шляпу.
Здание монастыря являет собой греческий крест. Высота собора 93,7 метра.

Концертный зал. © Фотобанк Лори

Призраки Смольного монастыря

Ни один храм Петербурга не строился так долго, как Смольный собор. Он был заложен в 1735 году архитектором Б. Ф. Растрелли при Елизавете Петровне, а закончен лишь в 1835 В. П. Стасовым. Причиной такого долгостроя явилась смена власти, а также следовавшие друг за другом войны, которые требовали от государства больших финансовых затрат.
Однако петербуржцы были уверены, что на собор наложено проклятие. Рассказывали, что во время строительных работ в звоннице повесился рабочий (другие источники упоминают помощника архитектора, аптекаря, жившего по соседству, или же обманутого подрядчика). С тех пор призрак самоубийцы всячески препятствовал завершению строительства.
Смолянки, сначала расположившиеся в монастыре, а затем переехавшие в здание по соседству, утверждали, что встречали Белую Даму, прогуливавшуюся по коридорам Института или вокруг собора.
А работники учреждений, нашедших пристанище в монастыре после революции, рассказывали, что иногда поздно вечером задержавшийся сотрудник порой встречал в сводчатом коридоре неприметного человека с портфелем в руках, который, отступив в сторону, вдруг исчезал в глухой стене.

Вид со звонницы собора. © Фотобанк Лори

Невидимая колокольня

По задумке архитектора Растрелли, рядом с собором должна была возвышаться 140-метровая колокольня. Если бы проект был осуществлен, то колокольня Смольного собора стала бы самым высоким зданием в Европе XVIII века.
Однако позже Растрелли отказался от этой идеи, к тому же в связи с начавшейся Семилетней войной финансирование строительства было сильно урезано. Тем не менее, рабочие успели заложить мощный фундамент, который археологи обнаружили на глубине 4 метра.
Макет монастыря с несуществующей колокольней можно увидеть в музее Академии художеств. А горожане поговаривают, что в петербургском осеннем тумане порой можно различить черты несуществующей колокольни.

Старая открытка. © Фотобанк Лори

Современность

В 1922 году храм был закрыт и разорен. Сохранилась лишь икона Богородицы кисти А. Г. Венецианова, оригинал которой можно увидеть сегодня в Русском музее. Очередная городская легенда утверждает, что хрустальная балюстрада собора была использовала при оформлении станции метро «Автово». В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал. Первое богослужение совершилось в 2009 году, а начиная с 2011 года в храме регулярно проходят церковные службы.
Монастырь же в какой-то мере продолжает традиции, заложенные Екатериной Великой: уже в XXI веке здесь располагаются учебные заведения - факультет социологии, факультет международных отношений, факультет политологии СПбГУ.
Сегодня все желающие могут подняться на звонницу, чтобы проверить наличие того самого призрака. Или же для того, чтобы увидеть панораму, от которой захватывает дух. Русское барокко.Храм Воскресения Христова «Смольный собор»

Смольный Воскресения Христова собор или просто Смольный собор — православный храм Санкт-Петербурга. Входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной. Является также концертной площадкой классической музыки. (пл. Растрелли, 3/1)

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

Смольный монастырь, фотография 1852 года

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны» 1757 Холст, масло ГМЗ Царское Село

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь.

Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора).

Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Граф Бартоломео Франческо Растрелли — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости - Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году.

Общество благородных девиц

В мае 1764 г. императрица Екатерина II подписала указ об учреждении Общества для воспитания 200 благородных девиц при Смольном монастыре. Таким образом, в России впервые было создано учебное заведение для женщин. За образец были взяты закрытые учебные заведения Западной Европы, где было распространено совмещение образовательного и церковного учреждений. В частности, как прототип Смольного института упоминается Сен-Сирский монастырь в Париже.

Осуществить свои планы Екатерина поручила личному секретарю, видному государственному деятелю И.И. Бецкому. В основе взглядов Ивана Ивановича лежала концепция воспитания детей вне семьи. В результате должны были появиться идеальные люди, которые по вступлении в брак образовали бы идеальную семью, родоначальницу идеального общества.

Для этого и были предназначены закрытые учебные заведения, в которые принимались девочки-дворянки 5 - 6 лет с условием, что все 12 лет обучения они будут находиться в стенах Смольного. Родители давали обязательство не забирать их ранее, разве что по состоянию здоровья.

Смольный монастырь и институт. Рис. Д.КваренгиЗдания монастыря начали приспосабливать для Общества благородных девиц в 1764 - 1765 годах. Руководил строительными работами с 18 августа 1765 г. Ю.М. Фельтен. В ходе переделок наружные фасады монастырских корпусов не изменялись.

К 1766 г. значительная часть зданий была готова. Верхний этаж предназначался для воспитанниц и педагогического персонала, в нижнем разместилась прислуга. Восточный фасад монастыря занимал лазарет. В некоторых помещениях устроили третий этаж. Но со второй половины 1770-х годов строительные работы приостановились, заготовленные материалы начинают передавать на другие стройки.

Смольный, как видно от Большой Охты, 1851.Боголюбов

Смольный, как видно от Большой Охты, 1852.Боголюбов

Третья часть ансамбля - это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год). Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Вид на Смольный монастырь. Картины в 1841 году. Тонированный литография с акварели,Перро.

В 1740-е годы Елизавета Петровна, уже будучи императрицей, указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.

СН. Беггрова, Санкт-Петербург.

Торжественная церемония закладки собора состоялась 30 октября 1748 года. С 1749 года работами руководил Христиан Кнобель — архитектор, работавший вместе с Растрелли. К 1751 году были закончены все подготовительные работы и все фундаменты.

Началось возведение самого собора. Вскоре началась Семилетняя война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. С 1762 года отделку собора ведёт архитектор Ю.М. Фельтен. Открытие Смольного института состоялось 27 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.

Василий Петрович Стасов — русский архитектор.

Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него было изъято всё церковное имущество.

Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже — только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга, Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

24 мая 2009 года епископ Гатчинский Амвросий отслужил в соборе первый, после длительного перерыва, молебен, а с 2010 года Смольный собор вновь был открыт для богослужений. 7 апреля 2010 года, в праздник Благовещения, спустя 87 лет, были вынесены кресла из правого Екатерининского придела собора, освободив место для полутысячи молящихся.

Божественную литургию в этот день отслужил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).

Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга подарил для богослужения старинный престол. К этому дню восстановлен запрестольный образ Богородицы — копия картины Алексея Венецианова, хранящейся в Государственном Русском музее. После этого Богослужения в южном приделе собора стали совершаться регулярно по воскресным дням. 6-7 января 2011 года в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.

В 2010 году в честь 175-летнего юбилея Смольного собора Санкт-Петербургский монетный двор выпустил памятную медаль. Также к юбилею был выпущен специальный конверт.

В 2014 году со стороны набережной ведётся строительство жилого комплекса, который перекрывает исторический вид на собор со стороны Невы и набережных. На данный момент вид со Свердловской набережной окончательно испорчен, видны лишь верхушки куполов и отчасти центральная часть. Строительство продолжается.

Согласно макету ансамбля Смольного монастыря (хранится в музее Академии художеств) должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, и могла бы стать самым высоким зданием в Европе.

Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой — парадным въездом в монастырь, второй — надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом.

Однако, вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря остался без колокольни по воле самого Растрелли[источник не указан 1076 дней], а не из-за нехватки средств (строительство колокольни приостановлено в 1756 году, до вступления России в Семилетнюю войну), хотя и оба эти факта могли стать решающими. Благодаря упомянутому макету зодчий понял возможную ошибку и сохранил доминирующее влияние единственно здания самого собора Архитектурно-конструктивные решения также отличаются от представленных в макете.

Угловая церковь в Смольном монастыре.


Раскрытый макет Смольного собора

Макет, созданный бригадой Я. Лоренцо под руководством Х. Кнобеля

В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93,7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый.

Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом. По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии.

В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни. Центральный купол расположен на барабане и по размерам значительно больше остальных, он имеет шлемовидную форму, сверху его венчает расположенная на фонаре луковичная главка, имеющая при этом большой размер. Четыре одинаковых колокольни имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов, во втором ярусе располагается звонница, каждую из колоколен венчает маленький луковичный купол.

Вливаясь в хор корпусов Смольного института, фасад нижней части собора по стилю архитектуры гораздо больше напоминает дворец, нежели храм. Вторая часть собора с пятиглавием, по сравнению с ним выглядит лёгкой и устремлённой ввысь. Домовые церкви располагаются по четырём углам монастыря и как бы встроены в его стену. Каждая из них имеет только один шлемовидный купол, увенчанный большого размера главкой с крестом.

Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности. Даже не испытывающие пиетета к стилю барокко профессиональные зодчие отдавали должное этому творению Ф. Б. Растрелли, совершенству его пропорций и изяществу декоративного убранства.

Согласно легенде, архитектор Джакомо Кваренги, представитель противоположного взгляда на зодчество, несмотря на свой непримиримый характер и откровенную враждебность по отношению к Растрелли, останавливался напротив главного входа в Смольный собор, поворачивался к нему лицом, снимал шляпу и восклицал: «Ecco una chiesa!» («Вот это храм!»)

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Первоначально Растрелли планировал построить однокупольный храм по образцу европейских храмов, но по желанию императрицы Елизаветы храм построили пятиглавым.

Внутренняя башня

Но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — это колокольни. Они имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов. Наверху - маленький луковичный купол, а ниже - во втором ярусе располагается звонница.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны - пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов.

После необыкновенной легкости и жизнерадостности внешнего облика здания внутреннее убранство Воскресенского (Смольного) собора поражает своей неожиданной сдержанностью, холодноватой торжественностью. Здесь нет характерной для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых орнаментов. Причины этого кроются в продолжавшемся почти сто лет строительстве собора.

Собор украшен элементами стихии воздуха (ангелы, облака, ангельские крылья) и воды (рокайли и «жемчужины»). Мощные волны волют образуют переход от верхних ярусов храма к нижним, ограничивают десюдепорты, «обвивают» прямые линии карнизов, затем расчленяются на струйки и образуют завитки. В убранстве фасадов отсутствуют не только все мотивы огня (львиные маски) и силы (воинские доспехи, щиты и шлемы - символы ангельского воинства), характерные для русского барокко, но даже полюбившиеся Растрелли гирлянды цветов - они только в интерьере. В оформлении внутренней части храма использованы элементы стихий воздуха (облака, ангельские фигуры, крылья) и земли (плоды и цветы). Рокайли естественно перерастают либо в ангельские крылья, либо в ветви пальм.

При создании проекта интерьера Стасову пришлось решать достаточно сложную задачу. Со времени закладки собора прошло 80 лет. На смену барочной пышности пришел классицизм. Проект Растрелли в те годы считался «древним», излишне перегруженным украшениями, к тому же был дорогостоящим. Сторонник простых и ясных форм, Стасов несколько раз изменял проект интерьера, добиваясь простого и строго решения. Белый цвет стен и сводов, сдержанный лепной декор подчеркивают совершенство пропорций растреллиевской архитектуры. Кажется, что высокие арки увлекают за собой мощные пилоны и словно подталкивают вверх барабан высокого купола. По всему залу и в барабане купола расположены высокие окна, благодаря которым огромный храм кажется удивительно легким, пронизанным светом.

К сожалению, не сохранилось декоративное убранство собора - резные, белые с золочением иконостасы, их великолепные балюстрады из хрустальных балясин, сверкавшие в лучах наполнявшего зал света, резная кафедра, бронзовые паникадила. До нас дошли только изображения интерьера собора второй половины XIX века.

Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор.

Угловые церкви монастыря напоминают дворцовые сооружения. Если бы не главки с крестами, они походили бы на парковые павильоны, связанные между собой аркадами галерей, - настолько согрета живым теплом пластика их форм. Это как бы вариация на тему загородных царских дворцов и павильонов, строившихся и перестраивающихся Растрелли в Царском Селе и Петергофе в годы проектирования Смольного монастыря. В пухлых, курносых личиках херувимов нет ничего ангельского, они - восторженное проявление земного бытия.

Интересна программа убранства восточного корпуса. Символы воды, небесных сил видимых (ангелов) и невидимых (серафимов и херувимов в виде парящих крыльев) сочетаются с розами, пальмовыми и оливковыми ветвями - символами Райского сада. Свод парадной лестницы украшает пальмовая ветвь с короной - символом мирного отречения от власти, в сочетании с корзиной, полной цветов и плодов - символом плодородия и процветания. В аванзале в углах плафона в рамках из небесных крыл - вензель «ЕI» императрицы Елизаветы I. В декоре очень мало монашеской аскезы, хотя самодержцы всероссийские были одновременно и первостоятелями Православной Церкви. Ничего религиозного нет в позах скульптур восьми юношей на плафоне в спальне императрицы.

Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Мастер барокко, Растрелли не боялся изображать несовершенные вещи: неправильную, жатую жемчужину, грубо обломанную раковину, стебель тростника. Неожиданны мощные завитки - устья разбитых раковин, низко свисающие с потолка, так же, как листья верхних пальм или ножки ангелов с растопыренными пальчиками и складками на груди и животе.

Капители пилястр и плафон оформлены гирляндами роз и других цветов. Убранство монастырских келий подчеркивает красоту окружающего мира, превращая их в традиционный цветущий монастырский сад, олицетворяющий Рай.

Ансамбль монастыря - это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.

Антонов А.А., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 1994.

Воскресенский девичий Смольный монастырь - женский монастырь, функционировавший в Санкт-Петербурге в 1744-1764 годах.

В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она приказала построить монастырь на месте “Смольного дома” - дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора - небезызвестный Ф. Б. Растрелли.

Однако мастер не дожил до окончания строительства. Смольному собору суждено было стать самым долгостроящимся зданием: его строительство, начатое в 1748 году, завершилось лишь к 1835 году. Получается, что на возведение и отделку собора ушло целых 87 лет. Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно. Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году. Смольный собор был закрыт в 1931 году, однако решение о его закрытии было принято ещё на восемь лет раньше, в 1923. За год до принятия решения, 20 апреля 1922 года из него были изъято всё церковное имущество. Однако иконостас собора был демонтирован гораздо позже, только в 1972 году. В отличие от многих других храмов Санкт-Петербурга Смольный собор не был открыт для богослужений. В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал, действующий там поныне.

По изначальному проекту также должна была быть построена высокая 140-метровая пятиярусная колокольня. Таким образом высота этой колокольни на 18 метров превзошла бы высоту шпиля колокольни Петропавловского собора, но впоследствии её пришлось не возводить в связи с недостатком финансирования. Первый ярус колокольни должен был служить триумфальной аркой - парадным въездом в монастырь, второй - надвратной церковью, а в остальных трёх должны были располагаться звонницы. Колокольню должна была завершать маленькая башенка с тремя круглыми окнами и венчающей её главкой с крестом. В настоящий момент модель Смольного монастыря с колокольней можно увидеть в музее Академии художеств.


Монастырский комплекс Смольного собора представляет собой органичное сочетание форм древнерусского зодчества с элементом европейской архитектуры. Бело-голубой собор располагается по центру комплекса. Его высота достигает 93,7 метра, фасады собора украшены с использованием позолоты, на фоне голубых стен красуется белокаменная лепка, что придает собору нарядность и торжественность. Собор обнесен красивейшей ажурной оградой работы архитектора В.Стасова. Вокруг собора расположены четыре церкви и корпуса.

Обратимся к внутреннему убранству собора. Большой церковный зал храма отделан мрамором, в нем возвышаются три великолепных иконостаса. Кафедра декорирована тонкой резьбой, перед алтарями храма установлена балюстрада из граненого хрусталя. В настоящее время из реликвий собора сохранились иконы А.Венецианова “Воскресение Христово” и “Введение во храм Пресвятой Богородицы”.


Сам Смольный монастырь , первоначально получивший название Воскресенский Новодевичий, но позже для краткости именуемый “Смольным”, был освящен архиепископом Симеоном в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. В 1765 году по высочайшему велению императрицы Екатерины II здания монастыря были отданы под воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Государыня всегда интересовалась делами заведения, часто посещала занятия. В скором времени Екатерина II учредила и училище для девиц низших сословий, для чего рядом с монастырем было возведено здание, позднее переименованное в .


К сожалению, в послереволюционные годы с монастырским корпусом обращались небрежно. В Смольном соборе находились склады. С 1990 года в храме работает концертно-выставочный комплекс. В настоящее время в зданиях бывшего монастыря располагаются различные учреждения, включая Факультет социологии СПбГУ.