Музей-заповедник «Царское село. Екатерининский Парк в Царском Селе (город Пушкин) Как назывался этот уголок царскосельского парка

Музей-заповедник «Царское село. Екатерининский Парк в Царском Селе (город Пушкин) Как назывался этот уголок царскосельского парка
Музей-заповедник «Царское село. Екатерининский Парк в Царском Селе (город Пушкин) Как назывался этот уголок царскосельского парка

Екатерининский дворец. "Царское село".


Царское село. Одни, услышав такое словосочетание, вспомнят русских царей - именно здесь была летняя императорская резиденция, другие свяжут эту географическую точку с именем Александра Пушкина - в Царскосельском лицее прошли годы его учёбы и здесь юный лицеист проявил себя как подающий надежды поэт. Для большинства же это место - просто замечательный уголок для отдыха, где Вас встретят восхитительные образцы прекрасной классической архитектуры в обрамлении роскошных парков.

Царское село: историческая справка

Бывшие шведские земли под названием Саари Мойс или Сарская Мыза, что значит «возвышенное место», по итогам блестяще начатой Петром I и успешно законченной Северной войны в 1702 году отошли к России. В 1703 году царь Пётр заложил в облюбованном им месте новую столицу - Санкт-Петербург, который впоследствии являлся самым красивым русским городом. Стали обустраиваться и земли к югу от столицы. Вскоре её окружило настоящее ожерелье из прекрасных дворцово-парковых ансамблей. Без преувеличения можно сказать, что Царское село - одно из главных его украшений.

Годом основания Царского села считают 1710. Именно в тот год Сарская Мыза была подарена Петром I его супруге, Екатерине Алексеевне. На следующий же год царь объявил её истинной Государыней Екатериной I, а принадлежащие ей загородные владения под Петербургом - летней императорской резиденцией.

Вскоре началось активное строительство и благоустройство местности. К 1716 году Сарская мыза приобрела свой новый величественный облик. Центральное сооружение резиденции, Большой дворец, заложили в 1717 году. Руководил строительством немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн. Несмотря на громкое название дворец был небольшим и довольно скромным. Примерно с этого времени Сарскую мызу стали звать Сарским селом, а впоследствии — Царским селом. Близкое не только по созвучию, но и по сути название закрепилось за летней резиденцией российских монархов и дошло до наших дней. Однако сам населенный пункт Царское село, получивший статус города в 1808 году, при Советской власти был переименован в город Пушкин (10 февраля 1937 года, в день 100-летней памяти гибели А.С. Пушкина). Сегодня «Царским селом» называют музей-заповедник.

В настоящее время площадь музея-заповедника составляет более 300 гектаров. Понятно, что такую огромную территорию обойти и досконально осмотреть за один день невозможно. Поэтому большинство посетителей предпочитают для дневного осмотра выбрать одну или несколько его частей. Познакомимся ближе с каждой из них.

Достопримечательности музея-заповедника «Царское село»

Екатерининский парк занимает южную часть музея-заповедника, раскинувшись на 107 га. Он начинается сразу за Большим Екатерининским дворцом.

Екатерининский дворец и парк с высоты птичьего полета.

Одна из частей парка, так называемый Старый или Голландский сад, заставит восхищаться тех, кто предпочитает парковое устройство в регулярном, или французском стиле. Он закладывался и развивался главным образом с 1719 по 1722 год под руководством садовых мастеров из Голландии Яна Роозена и Иоганна Фохта. Всё делалось согласно существующей в то время моде: выверенные чёткие линии, помпезность и роскошь.

Екатерининский парк. «Царское село».

Эрмитажная кухня. «Царское село».

Вторая часть Екатерининского парка, который именуют Новым или Английским, найдёт поклонников среди почитателей традиций пейзажного паркового искусства. По периметру участок почти весь окружён каналами, а зрительной границей Нового и Старого парков служит Большой пруд и Камеронова галерея. Эта часть парка сочетает в себе прелесть живой природы и великолепие рукотворных строений.

Большой Екатерининский дворец сама императрица называла «Каменные палаты». Он занимает центральное место в музее-заповеднике и является наиболее посещаемой достопримечательностью. Ведущую роль в постройке дворца играл архитектор Растрелли. Образ дворца создаётся на световых контрастах, характеризующих стиль барокко. Лазурный цвет фасада удачно гармонирует с позолоченными элементами внешнего декора.

Екатерининский дворец. «Царское село».

Большой зал Екатерининского дворца. «Царское село».

Великолепие дворца в наибольшей степени ощущается в Большом, или Тронном зале. Не могут не очаровать Парадная анфилада, Синий и Серебряный кабинеты, гостиная, Китайский зал, парадный кабинет и опочивальня. Неизменной популярностью у туристов пользуется Янтарная комната.

Екатерининский дворец. Янтарная комната.

Её подарил царю Петру прусский король. Уникальная комната была утеряна в годы Второй мировой войны. Многолетние поиски шедевра были безуспешны. По сохранившимся эскизам и рисункам комната была восстановлена в 2003 году - к 300-летию Санкт-Петербурга.

Павильон «Эрмитаж» представляет собой восьмиугольное здание, занимающее центральную часть в Голландском парке. Здание выполнено в таком же стиле, что и Большой Екатерининский дворец: лазурный фасад, белоснежные колонны, скульптуры, позолота.

Павильон «Эрмитаж». «Царское село».

Павильон в своё время был любимым местом царицы для приёма гостей, устройства пиров и бесчисленных празднеств. Оригинален и восхитителен его интерьер. В огромном зале имеется множество высоких окон, а по стенам - большое количество зеркал. Благодаря этому воздух просто струится от обилия света. И ещё одна «изюминка» павильона: столы в зале после пиршества могли опускаться, тем самым освобождая пространство для танцев.

Павильон «Грот» располагается на западном краю Голландского парка, на берегу Большого пруда: в те времена было модно устраивать подобные сооружения в парках с водоёмами.

Павильон «Грот».

Бело-голубые тона фасада и лепные украшения на нём сразу настраивают на то, что строение посвящено морской стихии. Сохранились сведения, что для украшения интерьера Грота использовали более 200 тысяч крупных раковин и не менее 300 кг мелких. Стены и окна украшены изображениями дельфинов, тритонов, кувшинами с льющейся водой и, конечно же, ликом сурового Нептуна.

Павильон «Грот» с высоты птичьего полета.

Императрица Екатерина II любила проводить здесь утренние часы умиротворяющего уединения. Не случайно этот павильон также называют Утренним залом.

Камеронова галерея находится рядом с Екатерининским дворцом, на границе между регулярным и ландшафтным парком. Она возвышается над пространством в прямом и в переносном смысле, ведь Екатерина II задумывала его в качестве места для задумчивых прогулок и философских бесед. Чтобы наилучшим образом выполнить её желание, из Рима пригласили популярного в то время архитектора Чарльза Камерона. В результате получилась галерея, внешний облик которой служит символом двойственного характер бытия: мощный и тяжёлый на вид первый этаж, а над ним - второй, прозрачный и почти воздушный, стилизованный под античные образцы.

Камеронова галерея. «Царское село».

Вид с Камероновой галереи. «Царское село».

К галерее ведёт высокая лестница, перед которой посетителей встречают массивные скульптурные изображения Геракла и Флоры. В самом же здании на философские размышления настраивают бюсты известных мыслителей разных времён: Сенеки и Сократа, Платона и Эпикура, Софокла и Цезаря, Александра Македонского и Марка Аврелия, английского дипломата Чарльза Фокса и австрийского императора Иосифа II, а также нашего соотечественника Михаила Ломоносова.

Агатовые комнаты - наиболее примечательная часть павильона «Холодная баня», который располагается почти перед Камероновой галереей.

Павильон «Холодная баня».

В отделке павильона было использовано множество ценных пород: мрамора, яшмы, агата, кварцита. Кроме этого интерьер комнат декорирован многочисленными изящными статуями и бюстами из бронзы или мрамора.

Павильон «Холодная баня». Агатовые комнаты.

За дубовыми дверями Агатовых комнат скрываются входы в библиотеку, переднюю (которую царица называла «Кабинетец») и Большой зал, соседствующий с двумя кабинетами.

Адмиралтейство расположено на юго-восточном берегу Большого пруда и представляет собой комплекс из трёх зданий, построенных в псевдоготическом голландском стиле: стены с неоштукатуренной кирпичной кладкой, стрельчатой формы окна, зубцы на башнях. Основное предназначение этого комплекса - хранение лодок из так называемой «царскосельской флотилии», созданной в подражание «потешным полкам» Петра I.

Адмиралтейство.

На лодках в погожие дни устраивались гуляния по пруду. Постепенно «флотилия» разрасталась. В ней появились суда из разных стран, подаренные гостями: каик - от турецкого султана, сампан - из Китая, гондола - из Венеции, индейская пирога, алеутская байдарка и многое другое.

Царскосельский лицей построен так, что является как бы продолжением Большого Екатерининского дворца. Однако, он разительно отличается от него по архитектуре: строгие линии классицизма будто подчёркивают серьёзное назначение этого здания. Лицей был основан Александром I для обучения детей дворянского сословия. Царь надеялся, что учебное заведение продолжит традиции его прародителя - древнегреческой школы, посвящённой Апполону Ликейскому, которую создал сам Аристотель. И надежды царя оправдались - выпускники Царскосельского лицея известны всему миру. Среди них бессмертный Александр Пушкин, поэты А.А.Дельвиг и Л.А.Мей, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин и Р.Я.Кочетов, декабристы И.И.Пущин и В.К. Кюхельбекер, философ Н. Я. Данилевский, составитель «Словаря русского языка» Я. К. Грот.

Александровсий парк представляет собой вторую, северную часть музея-заповедника «Царское село». Его площадь около 200 га. Он примыкает к Большому Екатерининскому дворцу с другой стороны. Во дворец можно зайти из парка через Китайский мостик, перекинутый через обводной канал.

Малый Китайский мост в Александровском парке. «Царское село».

Разбивка парка началось в 40-х годах XVIII века. Первым делом перед фасадом основали четыре квадратных площадки, которые окружили Крестовым (обводным) каналом. В центре квадратов обустроили: пруд «Озерки», Китайский театр, гору «Парнас» и куртину «Грибок». В настоящее время всё это является центром парадной части парка - Нового (регулярного) сада. На юго-западе от неё располагается Китайская деревня и теплицы, с другой стороны - Александровский дворец. Перейдя обводной канал по Драконову мосту мы попадём в огромную и роскошную часть Александровского парка - Пейзажный сад.

Александровский дворец выглядит не так помпезно, как его сосед - Екатерининский, так как создан он был не для торжеств и приёмов, а в основном для повседневного проживания. Он состоит из длинного двухэтажного здания с двумя флигелями. Тем не менее его утончённая красота позволяет признать Александровский дворец одним из лучших произведений эпохи классицизма: через весь фасад тянется величавая сквозная двухрядная колоннада, а в центре здания располагается анфилада из парадных зал. С обратной стороны дворца над неприметным входом возвышается сферическая полуротонда, а по бокам от него - довольно скромные статуи «Игры в свайку» и «Юноши, играющего в бабки».

Александровский дворец. «Царское село».

Жилые комнаты, которые служили семейным гнездом последнего русского императора Николая II, располагаются в Восточном флигеле. Взору посетителей открыты Угловая и Кленовая гостиная, Сиреневый кабинет и спальня. В комнатах сохранились некоторые личные вещи царя и его жены, цесаревича и великих княгинь: одежда, игрушки, бланк с расписанием занятий и т.д.

Детский домик - это миниатюрный павильон, расположенный на небольшом островке в центре Детского пруда на северо-западной части Александровского парка. Построен был этот павильон для игр детей царя Николая I в 1830 году. Рядом с домиком приютилась небольшая кухня. Также вблизи стоят два мраморных бюста: Карла Мердера - воспитателя Александра I и поэта Василия Жуковского, который так же оказал значительное влияние на воспитание наследника престола. С XIX века неподалёку от домика устроили кладбище любимых домашних собак императора.

Китайский театр был установлен в угоду тогдашней моде на всё китайское, что отчётливо видно и по другим сооружениям Александровского парка. Он был открыт в 1779 году и первыми поставленными представлениями в нём были оперы «Дмитрий Артаксеркс» и «Идол китайский». Театр строили под руководством итальянского зодчего Антонио Ринальди и русского архитектора Ильи Неелова. Хотя здание в основном имело европейский внешний вид, верхнюю часть его украшал карниз с причудливыми рисунками и загнутая вверх крыша в китайском стиле.

В 1941 году здание театра серьезно пострадало во время обстрела и в настоящее время почти полностью разрушено.

Китайская деревня также строилась по приказу Екатерины Великой в подражание европейской моде на, как тогда выражались, «китайщину». В основе плана деревни была копия пагоды из Королевского ботанического сада Великобритании Кью-Гарденс, 18 домиков и стилизованные ворота. Часть запланированного осуществить не удалось. В XIX веке домики Китайской деревни служили меблированными апартаментами для гостей.

Китайская деревня.

Вход в каждый из них украшал миниатюрный садик. Восхитительно запланированный архитектурный комплекс имел тяжелую судьбу. Сначала случилась неудачная перестройка в XIX веке, затем произошло частичное разрушение во время Второй мировой войны, в 60-е годы здесь было коммунальное жильё, а в 90-е - турбаза. Только в конце XX века после ремонта, осуществлённого датской фирмой, комплекс приобрёл свой оригинальный фешенебельный вид.

Павильон «Белая башня» находится на северо-восточной границе Пейзажного сада, недалеко от Фасадного пруда. Здание строили на месте разрушенного Зверинца. Внешний облик башни, её интерьер, находящиеся поблизости руины и скульптурные композиции отсылают нас во времена средневекового рыцарства. В башне 6 этажей и она является самым высоким зданием в музее-заповеднике «Царское село». С высоты 37,8 метра можно хорошо рассмотреть и окружающий пейзаж, и остальные достопримечательности музейного комплекса. Смотровая площадка «Белой башни» принимает посетителей с мая по сентябрь.

«Царское село». Александровский парк. Павильон «Белая башня».

Павильон «Арсенал» расположен в самом центре Александровского парка. Образцом, на основе которого он строился, было английское поместье Шрубс-Хилл. В то время император Николай I увлекался средневековой историей Европы, поэтому в «Арсенал» (так назвал его сам император) свозили оттуда витражи, старинное оружие, рыцарские доспехи.

Павильон «Арсенал».

Постепенно здание превратилось в настоящий музей. В наши дни начаты работы по реставрации павильона с целью перенести сюда соответствующую экспозицию из «Эрмитажа».

Грот-родник - изящное сооружение недалеко от павильона «Арсенал». Он тоже построен в стиле, характерном для средневекового зодчества: полусферический навес прикрывает собой бьющий из-под земли чистейший родник, который даёт начало ручейку, текущему в Ламские пруды. Ещё в царские времена вода в роднике была освящена. Над сооружением грота работал архитектор Сильвио Данини.

Павильон «Шапель» (от французского «капелла») находится на самой окраине Александровского парка и представляет собой здание, построенное в готическом стиле: две башни, одна из которых частично разрушена, соединяются между собой несколькими внушительными арками. На башне, согласно протестантской традиции, установлены часы, а её заострённую крышу украшает флюгер в форме петуха - символе отречения апостола Петра.

Ратная палата располагается на самой границе с Александровским парком, недалеко от Белой башни. Заложено здание было в мае 1913 года в присутствии царя Николая II. Первоначальным назначением палаты было устройство в ней музея истории русского войска. В неё уже начали свозить оружие, документы, трофеи и картины соответствующей тематики. Но после начала военных действий с Германией было принято решение посвятить экспозицию именно этой войне. Ратная палата выполняет своё предназначение до сих пор, являясь Музеем Первой мировой войны и в настоящее время.

Ратная палата. «Царское село».

В музее-заповеднике «Царское село» для посетителей регулярно организуют экскурсии: пешие и паромные, на электромобилях и на конных экипажах. Есть возможность воспользоваться аудиогидом. В павильонах сменяют друг друга различные тематические выставки. В них же устраивают концерты мастера виолончели, скрипки, гитары, фортепиано, вокала. Начиная с 1995 года на базе музея-заповедника проводят ежегодные научные конференции, посвящённые российской культуре и истории. При желании в Екатерининском дворце можно организовать незабываемую брачную церемонию.

Федоровский собор. «Царское село».

Екатерининский собор. «Царское село».

Много внимания уделяется здесь развитию детей. В музее-заповеднике работает конный комплекс, действует несколько постоянных многофункциональных центров: на базе Екатерининского дворца, павильонов «Холодная баня» и «Белая башня». При участии этих центров систематически организуются различные познавательные и развлекательные программы для детей, в том числе праздники и дни рождения.

Интерактивный тур по музею-заповеднику

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку — покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Фасад Екатерининского дворца со стороны Александровского парка.

2. Фасад Екатерининского дворца со стороны Екатерининского парка.

4. Первая антикамера Екатерининского дворца.

5. Арабесковый зал Екатерининского дворца.

6. Павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке.

8. Павильон «Турецкая баня».

Как добраться до музея-заповедника «Царское село»

До музея-заповедника «Царское село» добраться из Санкт-Петербурга можно примерно за 30 минут (расстояние около 25км). От станций метро «Купчино» и «Московская» ходят маршрутные автобусы. Однако в разгар туристического сезона, когда на дорогах и на выезде из города возможны пробки, лучше воспользоваться ж/д транспортом: от Витебского вокзала Санкт-Петербурга (метро «Пушкинская») на электричке доехать до станции «Царское село — город Пушкин».

Музейный комплекс расположен практически в центре города, расстояние до него от железнодорожной станции составляет около 2,5 км. От станции непосредственно к музею-заповеднику ходят автобусы и маршрутные такси (дорога занимает около 10 минут).

Музей заповедник «Царское Село» – наверно одна из известнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Думаю, практически каждый турист, посещавший Северную столицу, был здесь.

Царское Село – это прекрасные парки, роскошные дворцы – огромная территория, пронизанная историей дореволюционной России.

За что я люблю Царское Село

Я бывала тут много раз. Это место приятно посещать вновь и вновь. Больше всего мне нравится прогуливаться по Екатерининскому парку. Более подробно я рассказывала о нем в . Он делится на регулярный и пейзажный парки. Для меня более интересна его последняя часть, а вот для красивых фотографий, конечно, и большей популярностью у туристов пользуется Регулярный парк. Его строгая симметрия и обилие всевозможных украшений производит наиболее яркое впечатление на гостей Села.

Но наиболее всего Царское Село известно своими дворцами. Конечно же, в первую очередь – Екатерининский дворец. Его роскошь и красоту сложно передать словами. Это нужно видеть! Богатство и шик той эпохи как нельзя лучше передает убранство и внешний вид дворца.


Конечно, Александровский дворец менее помпезный. Но он привлекает гостей совсем другим. Если Екатерининский дворец более официальный, его залы и комнаты не производят впечатления, что здесь когда-то жили (более подробно о Екатерининском дворце я рассказывала ), то внутреннее убранство Александровского дворца, сохранившиеся предметы интерьера заставляют поверить и окунуться в домашнюю жизнь императорской семьи.


Мне посчастливилось побывать во дворце еще до его закрытия. Наибольшее впечатление на меня произвел кабинет Николая II.


Очень уютная и по настоящему домашняя обстановка царит во всех комнатах. Легко представить, что всеми сохранившимися до наших дней вещами (а их очень много), пользовались в повседневной жизни члены семьи Романовых. Отдельно о дворце читайте .

Теперь окунемся в историю, я расскажу вам о том, как появилось Царское Село. А затем перечислю все самые интересные места.

Немного истории

Царское Село появилось благодаря царю Петру I. Именно он преподнес земли Сарской мызы своей супруге Екатерине Алексеевне (будущей Екатерине I). Щедрый подарок был по достоинству оценен. С 1710 года начинается история Царского Села как царской загородной резиденции. Это место любили практически все последующие русские императоры. Екатерина Алексеевна приказала отстроить на территории Села небольшой двухэтажный летний дворец, а также разбить парк вокруг него.

Позднее Царскому Селу был присвоен статус заповедника. И уже с 1990 года оно получило свое современное название – Государственный музей-заповедник «Царское Село».

Как добраться

Музей-заповедник расположен по адресу: , г. Пушкин, ул. Садовая д. 7.


Добраться можно следующими способами:

С Витебского вокзала идет электропоезд в г. Пушкин до станции «Царское Село»:

  • Стоимость билета – 40 рублей.
  • Время в пути – 30 мин.
  • От станции до музея можно добраться с помощью маршрутных такси №№ 371, 377, 382, автобусов № 371, 382 или прогуляться пешком.
  • Путь пешком займет около 30 мин.

От станции метро «Московская» идут маршрутные такси непосредственно до парка:

  • Такси №№ 286, 287, 342, 347, 545.
  • Остановка расположена за Домом Советов.
  • Обычно там стоит сразу много маршрутных такси с большими вывесками «Царское Село», «Парки Царского Села», «Дворцы».
  • Маршрутное такси домчит за 40 минут при условии, что не будет пробок.
  • Стоимость проезда составит около 40 рублей.

До Царского Села можно добраться с Московского проспекта :

  • Напротив «Макдоналдса» останавливается автобус № 187.
  • Здесь же можно поймать и маршрутные такси с кольца от Дома Советов.
  • Автобус идет до станции (г. Пушкин).
  • Стоимость проезда - 30 рублей.

От станции метро «Купчино» можно добраться на маршрутных такси:

  • Такси №№ 545, 286, 287, автобусе № 186.
  • Время в пути - 30 минут, если не будет пробок.
  • Кольцо маршруток расположено на Витебском проспекте со стороны метро.

До Царского села можно доехать на такси :

  • Поездка будет стоить примерно 500–600 рублей в 1 сторону.
  • Время в пути примерно 30 минут, если не будет пробок.

Я люблю доезжать до Царского Села на маршрутке от станции метро «Московская». Благодаря тому, что маршруток там всегда очень много, можно не спеша подойти, занять сидячее место и быстро с комфортом доехать непосредственно до музея. По пути можно любоваться городскими пейзажами.

Режим работы и стоимость билетов

Екатерининский парк

Время работы :

  • с сентября по апрель с 7:00 до 21:00;
  • с мая по июль с 7:00 до 23:00;
  • в августе – с 7:00 до 22:00.

Билет :

  • с 25 апреля и по 20 октября – 120 руб. В другое время вход свободный.

Екатерининский дворец

Наибольшей популярностью пользуется именно эта экскурсия. Здесь самые длинные очереди. Поэтому, планируя свой день, для начала посетите дворец. Купив билет, имейте в виду, что он действителен в течение часа.

Время работы :

  • с июня по август – с 12:00 до 20:00;
  • в мае и сентябре – с 12:00 до 19:00;
  • Необходимо помнить, что кассы закрываются на час раньше.
  • Выходной день – вторник, а с октября по апрель – вторник и последний понедельник месяца.

Музей предлагает два вида экскурсий :

  1. Маршрут проходит через: Большой Зал, Столовые, Малиновую и Зеленую Столбовые, Картинный и Портретный залы, Янтарную комнату, Китайскую гостиную, Буфетную, Официантскую.
    Стоимость билетов:
    1. взрослые – 580 руб.;
    2. пенсионеры – 290 руб.;
    3. курсанты, члены союзов художников, военнослужащие срочной службы, члены союзов архитекторов и дизайнеров России – 290 руб.;
    4. учащиеся старше 16 лет и студенты – 290 руб.;
    5. посетители младше 16 лет – вход бесплатный;
  2. Маршрут проходит через: Большой и Арабесковый залы, Антикамеры, Янтарную комнату, Картинный зал и выставку «Романовы в Царском Селе».
    Стоимость билетов:
    1. взрослые – 400 руб.;
    2. пенсионеры – 200 руб.;
    3. курсанты, члены союзов художников, архитекторов, дизайнеров России, военнослужащие срочной службы – 200 руб.;
    4. учащиеся старше 16 лет и студенты – 200 руб.;
    5. посетители младше 16 лет – вход бесплатный.

Александровский дворец

В данный момент закрыт на реконструкцию до 2018 года.

Музей-лицей А. С. Пушкина

Находится во флигеле Екатерининского дворца. Вход в музей отдельный.

Режим работы :

  • с 10.30 до 18.00. Касса работает до 17.00.

Стоимость билетов с экскурсией :

  • взрослые – 200 руб.;
  • пенсионеры – 100 руб.;
  • студенты – 100 руб.;
  • посетители до 16 лет – 80 руб.

Стоимость билетов без экскурсии :

  • взрослые – 120 руб.;
  • пенсионеры – 40 руб.;
  • студенты – 40 руб.;
  • посетители младше 16 лет – бесплатно.

Что посмотреть

Посещение Царского Села займет у вас целый день. Столько мест нужно успеть обойти!

Екатерининский дворец

В первую очередь направляйтесь в Екатерининский дворец. Во дворец запускают группами по 20 человек каждые 20 минут. Купив билет, необходимо помнить, что музей нужно посетить в течение часа.


Во дворце безумно красиво! Я бы советовала прогуляться без экскурсии, т. к. экскурсовод очень быстро ведет гостей по залам, и нет возможности и времени более тщательно и детально рассмотреть всю красоту, налюбоваться и восхититься всем. Для себя я выбираю хождение по музеям «дикарем». Тем более, что всегда можно присоединиться к группе и послушать, а затем дальше бродить в своем режиме. Во дворце много прекрасных залов, каждый из них по своему великолепен. Наиболее известные – Большой зал и Янтарная комната.

Большой зал

Он просто изумителен! Все помещение просто утопает в золоте! Каждая деталь интерьера продумана до мелочей, изящна и неповторима в своей красоте. Как известно, здесь устраивались официальные приемы и роскошные балы.


Для этого вечером зажигалось огромное количество свечей, и стены начинали гореть, переливаться золотом! Зал производил неизгладимое впечатление на всех гостей.

Янтарная комната

Невероятно красивый зал. Ее по праву называют одним из чудес света. Не нужно забывать, что оригинальные янтарные панно, украшавшие комнату, были безвозвратно утрачены во время Великой Отечественной войны.


Музей-лицей А. С. Пушкина

После посещения Екатерининского дворца можно дойти до музея-лицея А. С. Пушкина. Он находится во флигеле Екатерининского дворца, который примыкает к ограде парка.


Очень интересная экскурсия по месту, где учился известный русский поэт. Вам покажут аудитории и залы, а также личные комнаты лицеистов. Удивительно, насколько скромны были условия!

Екатерининский и Александровский парки




И еще много всего интересного можно посмотреть здесь.


В данный момент Александровский дворец закрыт на реконструкцию до 2018 года, но можно просто полюбоваться самим зданием. Оно действительно очень красивое и величественное. В Александровском парке также множество интересных памятников и сооружений, которые можно осмотреть. Вход в парк бесплатный, поэтому он пользуется большой популярностью у местных жителей. Здесь можно и прогуляться пешком, и покататься на лыжах, провести время с семьей на пикнике.

  • Большой и Малый капризы объединяют Александровский и Екатерининский парки. Представляют собой искусственные мосты, под которыми проходит дорога к дворцам. На этой фотографии хорошо виден как Большой каприз, так и Малый вдалеке.

  • Большой Китайский мост находится перед передним плацем Екатерининского дворца и ведет в Александровский парк.

  • Белая башня представляет собой комплекс сооружений в средневековом стиле. Его возвели специально для детей императора Николая I. Здесь ребята занимались изучением военного дела, фехтованием и многими другими дисциплинами.

И это далеко нее все, что можно посмотреть здесь!

Надеюсь, мой обзор был интересным. Желаю самых приятных впечатлений от посещения Царского Села!

Достопримечательности

32209

Царское село - это целый музейный комплекс, включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII и XIX веков. Три прекрасных парка, роскошная царская резиденция и несколько павильонов в самых разных архитектурных стилях - все наполнено изысканным очарованием ушедшей эпохи. А еще Царское село - это прежнее название города Пушкин, в котором тоже есть на что посмотреть и где погулять. Предлагаем вам 10 лучших мест, которые надо обязательно посетить в Царском селе.

Музей, Достопримечательность, Дворцово-парковый ансамбль, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Екатерининский дворец представляет собой грандиозное сооружение в стиле русского барокко. Когда-то на позолоту его фасада ушло 100 килограммов червонного золота!

Большой зал дворца и «золотая анфилада» парадных залов поражают роскошью отделки. Нельзя обойти вниманием и всемирно известную Янтарную комнату, возрожденную трудом самых лучших реставраторов России. Волшебные интерьеры и редкие предметы прикладного искусства передают дух елизаветинской и екатерининской эпох. Экспозиция дворца рассказывает о творчестве выдающихся архитекторов и художников XVIII и XIX веков.

Екатерининский дворец не такой большой, как кажется, когда смотришь на него со стороны, пройти его с экскурсией можно за каких-нибудь 40 минут. Но лучше не спешить, вооружиться аудиогидом, путеводителем и собственной фантазией. Только представьте, как по этим комнатам ходила модница-императрица Елизавета, в гардеробе которой было 15 тысяч платьев! И как строго смотрела на изящные завитушки местного декора Екатерина Великая, называвшая этот дворец «взбитым кремом».

Входной билет во дворец стоит для взрослых граждан РФ 500 рублей. Его можно купить, предъявив входной билет (120 рублей) в Екатерининский парк.

Музей открыт с 10.00 до 18.00. Выходные дни: вторник и последний понедельник каждого месяца.

Читать полностью Свернуть

Парк, Музей, Достопримечательность

Неотъемлемой частью Царскосельской императорской резиденции являются парки, прежде всего, два главных - Екатерининский и Александровский, получившие эти названия по находящимся в них дворцам.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Во всяком случае, именно голландские мастера Роозен и Фохт распланировали сад в начале 1720 года. Впрочем, здесь себя проявили многие выдающиеся архитекторы: так, знаменитый Бартоломео Франческо Растрелли построил в парке павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную горку.

На территории Екатерининского парка расположены десятки архитектурных сооружений: от величественных дворцов и мраморных монументов до многочисленных павильонов, мостиков, экзотических построек, придающих парку неповторимый характер. Все эти объекты достойны пристального внимания. На знакомство с богатствами Екатерининского парка потребуется целый, а то и несколько дней. Но если в вашем распоряжении только час-другой, непременно загляните хотя бы в Агатовые комнаты.

По Екатерининскому парку проводится масса экскурсий, в том числе прогулки на электромобилях и в конных экипажах.

Читать полностью Свернуть

Парк, Достопримечательность, Дворцово-парковый ансамбль, Памятник архитектуры

Александровский парк площадью около 200 гектаров примыкает к Большому Царскосельскому (Екатерининскому) дворцу со стороны парадного плаца (двора). Главный вход расположен напротив Екатерининского дворца. В парк также можно пройти через ворота, расположенные у Александровского дворца, или по дороге, проходящей через Большой каприз.

Александровский парк делится на регулярную (Новый сад) и пейзажную части. И то и другое - шедевры паркового искусства.

Одним из лучших образцов классицизма в мировой архитектуре является Александровский дворец. Он был построен по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги. К сожалению, попасть внутрь здания сейчас нельзя, потому что интерьеры находятся на реставрации до 2018 года. Однако ничто не мешает полюбоваться дворцом снаружи.

Александровский парк открыт круглосуточно. Вход в него бесплатный. Проводятся платные экскурсии на электромобилях и лошадях.

Читать полностью Свернуть


Именно здесь с 1811 по 1817 год воспитывался молодой Пушкин, здесь он нашел преданных друзей, до конца дней сохранивших верность лицейскому братству. Ныне в помещениях Царскосельского лицея находится музей - один из четырех филиалов Всероссийского музея А.С. Пушкина.

Музей воссоздает обстановку, в которой жили и учились лицеисты первого выпуска. На основе архивных материалов были восстановлены Большой зал, Газетная комната, Библиотека, учебные классы, спальни воспитанников.

Интерьеры передают особую атмосферу Царскосельского лицея, о которой с большой теплотой отзывались многие выдающиеся выпускники этого учебного заведения. Среди них, помимо самого А.С. Пушкина, дипломат А.М. Горчаков, поэты А.А. Дельвиг и В.К. Кюхельбекер, адмирал, историограф русского флота Ф.Ф. Матюшкин, декабрист И.И. Пущин.

В музей можно купить билет за 200 и за 120 рублей. В первом случае можно пройти по всем помещениям лицея вместе с экскурсоводом. По билету за 120 рублей вы можете самостоятельно ознакомиться с экспозицией и погулять в небольшом лицейском садике.

Музей открыт с 10.30 до 18.00. Касса закрывается в 17.00.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность

Еще одно место, связанное напрямую с именем великого русского поэта - дача А.С. Пушкина. Здесь, в одноэтажном деревянном здании, во многом сохранившем свой первозданный архитектурный облик, также располагается музей.

Пушкин захотел обзавестись дачей в 1831 году. Поэт снял восемь комнат в доме, принадлежавшем А.К. Китаевой, где прожил вместе с молодой женой восемь месяцев.

Интерьеры дачи были воссозданы по воспоминаниям современников. В мезонине дома располагается кабинет поэта, в котором были написаны «Сказка о царе Салтане», «Письмо Онегина к Татьяне» и многие другие произведения. Особый раздел экспозиции посвящается бывавшим здесь Карамзину и Жуковскому: в Царском селе они довольно часто навещали своего ученика и воспитанника.

В доме очень уютно и по-своему красиво. Прогулка по комнатам позволяет прикоснуться к истории русской культуры.

Музей открыт с 10.30 до 18.00. Касса закрывается в 17.00. Выходные дни - понедельник и вторник.

Билеты стоят 50 рублей или 100 рублей, если вы хотите, чтобы вам провели экскурсию.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Памятник архитектуры

Государева ратная палата - это не только редчайший памятник архитектуры неорусского стиля, но и единственный в России музей Первой мировой войны.

Само по себе здание, построенное в 1914 году, представляет собой довольно сложный комплекс причудливых строений. За образец были взяты новгородские и псковские постройки XIV-XVI веков. В итоге Ратная палата обрела форму неправильного многоугольника с внутренним двором.

Интересно, что в Ратной палате изначально собирались разместить музей, но не Первой мировой войны, а истории русских войск. Однако после начала войны с Германией в 1914 году, Николай II повелел устроить музей текущей войны, а главными экспонатами, по замыслу императора, должны были стать портреты георгиевских кавалеров. В советские время музей был закрыт. Восстановить его удалось только в 2014 году. Сейчас в палате действует постоянная экспозиция «Россия в Великой войне».

Посетить Ратную палату можно с 10.00 до 18.00, каждый день, кроме среды и последнего четверга месяца. Стоимость билетов для взрослых посетителей - 300 рублей.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность

В 2016 году в Александровском парке открылся павильон «Арсенал», где была размещена экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия». Собрать эту уникальную коллекцию помогли специалисты Государственного Эрмитажа.

Павильон «Арсенал» был построен в 1834 году, по проекту шотландского архитектора Адама Менеласа. Здание в неоготическом стиле прячется в глубине Александровского парка и представляет собой архитектурную фантазию на тему древних замков.

Центральное помещение павильона - это восьмиугольный Зал рыцарей. Здесь в XIX веке размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшей Николаю I. Для ее осмотра выдавались билеты, то есть, по сути, «Арсенал» стал первым в России публичным музеем оружия.

Больше семидесяти лет «Арсенал» простоял в полуразрушенном состоянии. Но теперь здесь очень богатая экспозиция. Помимо предметов из собственной коллекции, музей приобретал на аукционах ценные предметы европейского вооружения и снаряжения XVI–XVII веков, в том числе доспехи, шлемы, алебарды, мечи.

«Арсенал» открыт каждый день, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Стоимость билетов - 250 рублей.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Федоровский городок - это комплекс жилых и хозяйственных построек в неорусском стиле, напоминающих посад в крепостных стенах. Комплекс строили с 1913 по 1918 год. Образцом служил Царский дворец в селе Коломенское. Городок создали для проживания церковнослужителей и военных. Он был задуман как посад и подворье, по образцу старинных монастырских или боярских усадеб, которые состояли из нескольких палат и теремов, обнесённых оградой. Крепостная стена в некоторых местах носила, кроме декоративного, и функциональный характер, так как служила переходом между зданиями.

Дом причта, трапезная, Императорский павильон, Ратная палата и казармы императорского конвоя, офицерский и солдатский лазареты, здание канцелярии, хозяйственные постройки - все имеет единое стилевое решение и представляет собой крайне любопытный архитектурный памятник. На территории Федоровского городка также находится Феодоровский собор, нижний храм которого был домовой церковью царской семьи.

Читать полностью Свернуть

Академический проспект 12-18, Пушкин

Парк, Достопримечательность

Небольшая прогулка по парку. Парк прекрасен, но обойти все я не смогла, и все же, несмотря на холодный осенний денек и закрытые на зиму скульптуры, красота парка завораживала.


Рыбный канал отделяет Нижний сад от Эрмитажного участка парка. Этот первый из искусственных каналов парка отрыт в 1720-х годах. Он соединяет Большой пруд с Каскадным каналом, идущим вдоль границы парка с жилой слободой. Свое название канал получил потому, что предназначался первоначально для разведения и ловли рыбы. Ряд стройных елей вдоль его берега посажен после Великой Отечественной войны взамен погибших, которые, по преданию, сажал здесь Петр I. Через канал перекинут металлический мостик.

Верхний сад

Павильон Нижняя ванна был построен по проекту архитектора И. В. Неелова в 1778 - 1779 годах и предназначался для придворных. Здание смещено с оси аллей Старого сада; его фасад наполовину скрыт деревьями и кустарниками: хозяйственные сооружения, предназначенные для придворных, таким образом скрывали от взглядов посетителей парка. И. Неелов, строивший ванну, выбрал затейливую форму в виде центрального перекрытого куполом цилиндрического объема с большой ванной внутри и примыкающих к нему шести низких круглых кабинетов, имеющих по три небольших круглых окна.

Мраморные массивные ванны стоят по стенам всех отделений Ванны - круглой средней залы и четырех, также круглых ванных покоев по сторонам, полы помещений - мозаичные. В прямоугольных помещениях с двух сторон павильона размещались две котельные-водогрейни, имевшие самостоятельные входы. Здесь вода разогревалась и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами.Внутренняя отделка павильона не дошла до нашего времени. В некоторых помещениях стены и плафоны были расписаны; комната для отдыха и раздевальня обогревались мраморными каминами, круглую медную луженую ванну окружала балюстрада. Со временем павильон будет частично закрыт группой деревьев, как в конце XVIII века.

Павильон Верхняя ванна находится перед восточным фасадом Екатерининского дворца на берегу Зеркального пруда. Два прямоугольных пруда на нижней террасе по сторонам Эрмитажной аллеи были вырыты еще в 1719 - 1722 годах. В регулярных садах пруды, обрамленные зелеными откосами, служили для создания эффекта отражения архитектурных сооружений. И теперь можно любоваться тем, как в зеркале одного из них отражается павильон Верхняя ванна. Его название связано с расположением - на верхней террасе парка. Он был построен в 1779 году архитектором В. Нееловым. Здание выполнено в стиле раннего классицизма. В 1811 году павильон был перестроен Бетанкуром. Художественное оформление наружных фасадов Верхней ванны достаточно скромны, но внутренняя отделка отличалась нарядностью и изысканностью. Так например, стены зала для отдыха были сверху до низу расписаны художником декоратором А.И. Бельским с использованием мотивов росписи Золотого дома Нерона в Древнем Риме. Центральный плафон передает сюжеты мифа о Фаэтоне, сыне бога Солнца.

До середины 19 века Верхняя ванна служила баней для императорской семьи ("Мыльня их высочеств"). В шести помещениях находились раздевальня, восьмигранный зал для отдыха, бассейн, парильня, котельная и сени. В годы Великой Отечественной войны Верхняя ванна была разрушена, но к 1953 году она была отреставрирована, включая внутреннюю отделку. Сегодня в павильоне проводятся временные выставки.

В 1720-х годах садовый мастер И. Фохт обработал участок Верхнего сада тремя террасами, так как пологая местность не удобна для разбивки регулярного парка. На верхней террасе был разбит цветник и посажены шпалерные куртины из стриженого кустарника. Теперь здесь устроены два партера. Их узоры образованы из угля, толченого кирпича и цветного песка. Орнамент партеров приближен к узорам барочных растреллиевских паркетов. Подобные партеры из "мертвых" материалов устраивались в парках до середины XVIII века. По-настоящему красоту этой декоративной затеи можно оценить, посмотрев на нее сверху, из окон дворца

Сквозь деревья видны Холодные бани и Камеронова галерея.

Здание Холодной бани и Агатовых комнат входят в состав ансамбля Камерона. Оно построено в классическом стиле к 1794 году. Как и во всем комплексе, сразу бросается в глаза контраст отделки нижнего и верхнего этажей. Массивный первый этаж отделан грубым пудостским камнем. На первом этаже павильона располагалась "холодная баня", включавшая в себя Купальный зал, теплую ванную и русскую парную. Архитектор попытался воспроизвести планировку античных римских терм, но особенности северного климата не располагали к долгому времяпрепровождению в такой бане.

На втором этаже расположены шесть комнат для отдыха. На отделку этих комнат ушла довольно крупная сумма денег. Кабинеты и залы облицованы яшмой, мрамором, порфиром. А по богатству лепки, живописи, паркета и декора Агатовые комнаты не уступают убранству самого Екатерининского дворца. Фасады второго этажа прорезаны нишами и украшены скульптурами и барельефами. Если смотреть со стороны висячего сада, то Агатовые комнаты воспринимаются как полноценное одноэтажное здание.

К 1794 году с южной стороны Екатерининского дворца был создан целый комплекс сооружений в модном тогда античном стиле по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, висячий сад и пандус.

Стены первого этажа галереи прорезаны большими арочными оконными проемами. Простенки между окнами выложены пудостским камнем (из села Пудость в окрестностях Санкт-Петербурга). Первый этаж состоит из среднего коридора с небольшими комнатами фрейлин по обеим сторонам, поэтому садик у галереи со стороны дворца называется Фрейлинским. В садик ведут Новые Пудостские (Фрейлинские) ворота, расположенные у Холодных бань. Они сооружены из пудостского камня каменотесом С. Копыловым по проекту В. П. Стасова в 1819 году. Два устоя ворот задуманы автором в виде счетверенных дорических колонн, перекрытых антаблементом и увенчанных чугунными изображениями жертвенников. Створы ворот простого и строгого рисунка состоят из ряда копий, соединенных в верхней части венками.

Владельцы дворца желали иметь строения в новом стиле, чтобы не отстать от художественных веяний Европы.
Екатерина II писала скульптору Э. Фальконе о своем увлечении античностью: "Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как в древности... Я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду". Ее желание выполнил Ч. Камерон, приглашенный в Царское Село из Шотландии, о котором императрица писала М. Гримму: "Теперь я завладела мастером Камероном, шотландцем по рождению,... великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой "О древних банях". Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть". Так модное желание заказчицы "иметь... античный дом", совпавшее с научным изысканием архитектора, привело к созданию удивительного сооружения, которое можно назвать "термами Ч. Камерона".

По обеим сторонам от лестницы возвышаются мощные пилоны, украшенные бронзовыми фигурами Геркулеса и Флоры, выполненные в 1786 году по моделям скульптора Ф. Гордеева

Особенно хорошо Камеронова галерея воспринимается со стороны Большого пруда из регулярной части парка. Кажется, что колоннада парит в воздухе. С каждой стороны галерея украшена четырехколонным портиком.

Сразу бросается в глаза контраст между тяжеловесным цокольным этажом и легкой колоннадой. В цокольном этаже размещались небольшие комнаты придворных дам и фрейлин. В настоящее время там проводятся временные выставки.

Вдоль колоннады из 44 ионических колонн стоят бюсты античных богов, выдающихся деятелей различных эпох - философов, полководцев, политиков, ученых - кумиров Екатерины II. Всего 69 бюстов, среди которых есть изображение великого деятеля российской науки М.В. Ломоносова


Премацци, Луиджи - Пейзаж с Камероновой галереей и Зубовским корпусом

С юга на Камеронову галерею ведет массивный пандус. Этот пологий подъем был создан в 1792 году по приказу Екатерины II. Пандус, как и цокольный этаж Камероновой галереи, сооружен из пудостского камня. Семь арочных пролетов украшены маскаронами мифологических персонажей.

В 18 веке вдоль всего спуска находилось 14 скульптур муз и античных богов и богинь, и пандус стали называть "Лестницей богов". Но после смерти Екатерины II в 1799 году император Павел I приказал перевезти статуи в Павловск. В 1826 году на их месте появились чугунные жертвенники с чашами для цветов.

У подножья пандуса до 1941 года находились две огромные бронзовые вазы, которые исчезли во время фашистской оккупации. В 1811 году пандус был немного передвинут, чтобы располагаться на одной оси с Рамповой аллеей.

Сквозь деревья виден Зубовский корпус. Он начал возводиться симметрично Церковному корпусу в 1779 году по проекту Ю. М. Фельтена. Фасад корпуса исполнен в классических формах с колоннадой большого ордера из попарно поставленных мраморных колонн, охвативших второй и третий этаж. Екатерина II, поклонница нового стиля, велела устроить свои, покои именно в этой части дворца. Строительство корпуса окончено в 1785 году.

В Собственный садик выходит южный фасад Зубовского флигеля, во втором этаже которого находились апартаменты императрицы Екатерины II. В первом этаже этого флигеля были устроены личные комнаты императора Александра II. В годы Великой Отечественной войны эти интерьеры были разрушены и в настоящее время еще не восстановлены.

В таком прекарсном месте очень приятно заниматься физическими упражнениями.

Желтый Кухонный корпус по проекту архитектора В. И. Неелова.

К боковым флигелям примыкают одноэтажные служебные корпуса, представляющие собой две колоссальные дуги - циркумференции. Возведенные в 1744 - 1745 годах по проекту А. В. Квасова, они определили размеры и конфигурацию парадного двора. В них размещались службы дворца, мастерские и комнаты для приезжих.

Циркумференции завершает кованая чугунная решетка с воротами и гербом России.

На плац Парадного двора ведут трое ворот. Двое из них расположены между дворцом и циркумференциями, а главные - "Золотые" - по оси дворца, в разрыве между корпусами циркумференций.

Как пример применения кованого металла в русской архитектуре ворота Екатерининского дворца не имеют равных. Накладные позолоченные детали из прочеканенного железа превращают узор ворот в легкое черное кружево, сквозь которое просматривается лицевой фасад дворца. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы "золотыми". В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота.

Кроме центральных, "Золотых" ворот на парадный двор ведут и двое боковых. Наиболее интересны "Железные", примыкающие к Церковному корпусу. Они выполнены по рисунку Ф.Б. Растрелли в 1749 году слесарным мастером Кордони.

Признан одним из лучших памятников мирового садово-паркового искусства XVIII – XX века. На его территории находится около 100 различных скульптур и павильонов, памятников и мостов. Екатерининский парк является жемчужиной ансамбля и прогулка по нему, как и экскурсия в Екатерининский дворец , можно сказать, входит в обязательную программу посещения Царскосельского комплекса.

В прежние времена Царское село было любимой загородной резиденцией императорской семьи, где высокопоставленные особы отдыхали и развлекались. В настоящее время – это один из самых знаменитых и посещаемых пригородов Санкт-Петербурга .

Вход в Екатерининский парк в летнее время платный, в отличие от Александровского , куда можно попасть свободно. Лучшее время для посещения - летом в хорошую погоду, либо в сезон золотой осени.

Екатерининский парк состоит из регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка, в которых расположены интересные объекты – павильоны и террасы, пруды и памятники.

Екатерининский парк - режим работы в 2019 г.

Парк открыт:

  • май - июль с 7:00 до 23:00
  • август с 7:00 до 22:00
  • сентябрь - апрель с 7:00 до 21:00.

Кассы работают с апреля по октябрь с 9:00 до 19:00.

Екатерининский парк - стоимость билетов в 2019 г.

  • Стоимость билетов в летний период (с 25 апреля по 19 октября):
    • для взрослых - 150 руб.
    • для детей до 16 лет - бесплатно
    • для школьников с 16 лет и студентов - 80 руб.
    • для пенсионеров РФ и Белоруссии - 40 руб.
  • В зимний период (с 20 октября по 24 апреля) вход в парк бесплатный .

Старый сад

Старый сад был разбит в регулярном стиле, в нем была выполнена правильная симметричная планировка. Деревья и кустарники были красиво подстрижены, из них создавались галереи и залы, также в саду построили павильоны и установили скульптуры.

Работы по созданию Старого сада велись голландскими садовыми мастерами Яном Роозеном и Иоганном Фохтом, а позже переустройство парка проводили архитекторы Алексей Квасов, Савва Чевакинский и Бартоломео Франческо Растрелли.

Для справки: Император придавал большое значение мраморным скульптурам, изображавшим мифологических персонажей, выражающих аллегорические идеи могущества и славы Российского государства.

Одна из скульптур на правой стороне Эрмитажной аллеи - амазонка, опирающаяся на щит, на котором изображены сражающиеся орел и лев, представляющие образы России и Швеции .

С левой стороны аллеи возвышается статуя Геркулеса, символизирующая императора Петра I, победившего многочисленных врагов России.

При Елизавете Петровне, дочери Петра Первого, статуи Персей и Андромеда, Геркулес, Марс и многие другие скульптуры приобрели сугубо декоративную роль.

В конце главной аллеи Старого сада построен роскошный малый дворец – Эрмитаж , уникальный памятник русского зодчества XVIII века, предназначенный для небольших приемов и развлечений узкого круга особо приближенных к императрице особ. Красота интерьеров Эрмитажа соседствовала с хитроумными устройствами: подъемными столами, замаскированными дверями и потайными ходами.

Пейзажный парк

Главной чертой пейзажного парка является его сходство с естественным ландшафтом.

Работы по обустройству пейзажного парка в Царском селе проводились при Екатерине Великой, начиная с 1760-х годов. Первоначальный план был выполнен архитектором Василием Ивановичем Нееловым, а исполнителями проекта стали садовые мастера Трифон Ильин и Джозеф Буш, а также сыновья архитектора - Иван и Петр Нееловы.

При обустройстве пейзажного парка были посажены тысячи различных деревьев и кустарников, выкопаны каналы и пруды, созданы насыпные холмы. Также были установлены памятники победам России в войнах с Турцией и построены различные экзотические павильоны.

Большую часть пейзажного парка занимает Большой пруд, в центре которого на острове расположен павильон «Зал на острову» . Особенностью Екатерининского парка является то, что в нем отсутствуют естественные водные ресурсы – реки и озера. Большой пруд был вырыт, а затем заполнен водой из протекавшего здесь ручья Вангази, который был перегорожен запрудой.

В летнее время по пруду можно покататься на гондоле, подаренной представителями Венеции к 300-летию Царского села. Организована также платная паромная переправа на остров и экскурсия по Большому пруду.

Из истории

До начала XVIII века в том месте, где сейчас расположен город Пушкин, находилось Саарское село, принадлежащее шведам. Когда же эта территория была отвоевана Петром Первым, владелицей поселения стала его жена Марта Скавронская, в будущем императрица Екатерина I.

В 1717 году началось строительство дворца, названного Екатерининским, а в 1722 году был заложен парк, в создании которого принимали участие видные русские и зарубежные садовые мастера и архитекторы.

Царское село дорого русскому человеку, поскольку это место связано с жизнью А.С. Пушкина. Поэт учился в Царскосельском лицее и, вспоминая годы учебы, писал: «Воспоминаньями смущенный, исполнен сладкою тоской, сады прекрасные, под сумрак ваш священный вхожу с поникшею главой».

В стихотворении «В начале жизни школу помню я» А.С. Пушкин описывает очарование мраморных скульптур Старого сада:

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум.
Всё - мраморные циркули и лиры,
Мечи и свитки в мраморных руках,
На главах лавры, на плечах порфиры -
Все наводило сладкий некий страх
Мне на сердце; и слезы вдохновенья,
При виде их, рождались на глазах.

Летом 1831 года поэт снимал дачу в Царском селе , здесь он написал письмо Онегина, завершая роман в стихах «Евгений Онегин».

В произведениях поэта упоминаются и другие памятные места Царского села, в том числе Кагульский обелиск и Чесменская колонна . Поэт был горд тем, что среди героев Морей был и его дед, Иван Абрамович Ганнибал.

Для справки: Морейская колонна в Екатерининском парке установлена в честь победы, одержанной русскими войсками на полуострове Морея в Средиземном море.

Екатерининский парк входит в состав Государственного музея-заповедника «Царское село». Это один из самых красивых памятников мирового садово-паркового искусства, являющийся памятником архитектуры Федерального значения.