Как называется в самарканде город. Отдых в самарканде

Как называется в самарканде город. Отдых в самарканде
Как называется в самарканде город. Отдых в самарканде

Самарканд (узб. Samarqand; согд. Smʼrknδh) - второй по величине и численности населения город Узбекистана, административный центр Самаркандского вилоята (области).

Город расположен на высоте 702 метра над уровнем моря. Исторический центр города - площадь и ансамбль Региста́н. В 2001 году город и его исторические архитектурные и археологические памятники были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Самарканд - перекрёсток культур».

Самарканд - один из древнейших городов мира, основанный в 742 году до н. э (VIII век до н. э.), центр исторической области и государства Согдиана. Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока. В XIV веке был столицей империи Тамерлана и династии Тимуридов. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда. В 1925-1930 годах Самарканд являлся столицей Узбекской ССР.

Этимология

Самарка́нд - восходит к Smʼrknδh (согд.). Город в античной литературе известен также как Согдиана (согд.) (не путать с историческим регионом Согдиана) и Мараканда (Мароканд) (греч.). Гератский учёный историк и географ Хафизи Абру (XV век) объяснял название города как Шамарканд - «селение Шамара». Современные этимологи, признавая во второй части названия канд - «селение, город», первую часть объясняют из asmara - «камень».

Современное называние города «Самарканд» происходит от тюркского «Семиз кент», что означает «Богатое поселение». Об этом сообщают средневековые китайские источники (называя Самарканд, как «Си-ми-се-кан», и также объясняя, что это означает «тучный город»). Эту же версию поддерживал учёный-энциклопедист Абу Райхан аль-Беруни, армянский летописец XIII века Сумбат сообщал, что «Самарканд» значит «жирный или тучный город»; испанский посол ко двору Тамерлана Руй Гонсалес де Клавихо, известный описанием своего путешествия, пишет о Самарканде, как о «Самарканде», но оговаривает, что настоящее его имя - «Симескинт», что значит «богатое селение».

История

Древнейшая история

К верхнему палеолиту относят фрагментарные черепа из Самаркандской стоянки. В культурных слоях Самаркандской стоянки обнаружены очажные пятна, вокруг которых концентрировалась основная жизнедеятельность людей эпохи позднего палеолита.

Самарканд - один из древнейших существующих городов мира, основанный в VIII веке до нашей эры. Таким образом, Самарканд является ровесником Рима и Нанкина. Именно во время первых десятилетий существования Самарканда началось составление Библии, проводились первые Олимпийские игры в древней Греции, на фоне финикийской письменности происходит возникновение греческого алфавита. В эпоху первых столетий существования Самарканда в Средней Азии возникают древние государства и цивилизации, такие как Согдиана, Бактрия, Хорезмия и Парфия.

В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного ещё в VI веке до н. э. в священной книге зороастризма - Авесте.

В сочинениях римских и греческих историков впервые упоминается под именем Мараканда (греч. Μαρακάνδα), которое использовали Квинт Курций Руф, Арриан, Страбон и другие биографы Александра Македонского, который завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укреплённым городом, в 329 году до н. э.

В IV-V веках Самарканд был под властью хионитов и кидаритов - тюркских племён которые говорили на восточноиранских языках. В начале VI века был захвачен эфталитами и включен в их империю, куда входили Хорезмия, Согдиана, Бактрия и Гандхара.

Эпоха раннего средневековья

В 567-658 годах Самарканд, будучи центром Согдианы, находился в зависимости от Тюркского и Западнотюркского каганата.

Тесные тюрко-согдийские связи способствовали заимствованиям из тюркского языка в согдийский и наоборот. В ранних эпиграфических надписях древнетюркских каганов согдийский являлся официальным языком. В согдийских текстах мугских документов встречаются заимствования из тюркского языка. Например, «yttuku» - «посылать», «посольство», «bediz» - «резьба, орнамент» и другое.

В 712 году город был захвачен арабскими завоевателями во главе с Кутейбой ибн Муслимом.

В 806−810 годах в городе произошло восстание Рафи ибн Лейса, в подавлении которого участвовали внуки местного аристократа Саман-худата.

Эпоха Мусульманского ренессанса

В 875−999 годах Самарканд был одним из крупнейших политических и культурных центров государства Саманидов. С 875 года по 892 год Самарканд был столицей этого государства.

При правлении тюркской династии Караханидов, или илек-ханов, в Самарканде были построены первые медресе. Наиболее известным считалось медресе Ибрагим тамгач-хана (1040-1068).

Во время правления Ибрагим Хусейна Караханида (1178-1200) был построен монументальный дворец, украшенный живописью.

В 1212 году после подавления восстания караханида Османа Самарканд вошёл в состав государства Хорезмшахов.

В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен Чингисханом. Возродился на территории спальных и сельских районов - на месте современного Самарканда.

В 1365 году в городе вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари.

Эпоха Тимура и Тимуридов

Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370-1499) являлся столицей его империи. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда в пост-монгольский период.

Тимур ревностно заботился о процветании своей столицы, которую хотел видеть столицей мира. Ремесло и торговля развивались во многом за счёт насильно пригнанных мастеров из завоёванных стран. В городе возводились величественные дворцы, мечети, мусульманские школы − медресе, усыпальницы. Здания Самарканда строились как монументы, прославляющие государство и его создателя, - отсюда огромные масштабы и роскошь убранства. Чтобы подчеркнуть величие столицы, Тимур дал окрестным селениям названия крупнейших городов Востока: Багдад, Дамаск, Шираз. Он стремился собрать видных поэтов, музыкантов, учёных из разных стран.

Самарканд в начале XV века.

(Из дневника кастильского посла ко двору Тимура)

Самарканд расположен на равнине и окружён земляными валом и очень глубокими рвами. За городом выстроено много домов, примыкающих к нему с разных сторон как предместья. Весь город окружён садами и виноградниками. В этих загородных садах много больших и знаменитых построек, и у самого сеньора (имеется в виду Тимур) там есть дворцы и погреба. Сеньор очень хотел возвеличить этот город и, когда завоёвывал какие-либо земли, отовсюду приводил людей, чтобы они населяли город и окрестные земли. Особенно он собирал мастеров по разным ремёслам. Из Дамаска он прислал разных мастеров, каких смог найти всевозможных ткачей, умельцев по лукам для стрельбы и оружейников, тех, кто обрабатывает стекло и глину, и эти мастера считаются лучшими в мире. А из Турции он привёл арбалетчиков и других умельцев, каких смог найти: каменщиков, золотых дел мастеров, сколько их нашлось, и столько их нашлось, и столько их привёз, что в городе можно найти любых мастеров и умельцев.

В эпоху правления Мирзо Улугбека Самарканд стал одним из центров мировой науки. Здесь были построены новые высшие учебные заведения - медресе и обсерватория. Лучшие научные умы мусульманского Востока работали в городе.

Позднее средневековье

Медресе Тилля Кари на площади Регистан в Самарканде

Самарканд оставался столицей Шейбанидского государства при правлении Шейбани-хана и Кучкунджи-хана. В этот период в Самарканде продолжалось архитектурное строительство. Были возведены медресе Шейбани-хана, его невестки Михр султан Ханум. В колониальный период они все были полностью разрушены.

Город потерял значение столичного центра с приходом к власти шейбанида Убайдуллы (1533-1540), который перенёс столицу в Бухару.

Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получил новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура.

Новое и Новейшее время

В XIX веке в одной из медресе Самарканда учился известный татарский просветитель Шахаб ад-дин Марджани.

Медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде

Ансамбль Шахи Зинда в Самарканде

В 1868 году Самарканд был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи и стал центром Зеравшанского округа, преобразованного в 1887 году в Самаркандскую область. В том же году гарнизон Самарканда под командованием генерал-майора и барона Фридриха фон Штемпеля отразил попытку самаркандцев свергнуть российскую власть. В 1888 году к вокзалу города была подведена Закаспийская железная дорога, которая впоследствии была продолжена на восток.

После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925-1930 годах являлся столицей Узбекской ССР, а с 1938 года - центром Самаркандской области данной союзной республики. В 1927 году в Самарканде был образован Узбекский педагогический институт - первое светское высшее образовательное учреждение, которое в 1930 году было переименовано в Узбекскую государственную педагогическую академию, а в 1933 году в Узбекский государственный университет, а с 1961 года в Самаркандский государственный университет, которому было присвоено имя величайшего средневекого среднеазиатского поэта, философа и государственного деятеля - Алишера Навои. В городе также были образованы другие высшие учебные заведения масштаба всей советской Средней Азии: Самаркандский государственный медицинский институт, Самаркандский кооперативный институт, Самаркандский государственный педагогический институт имени Садриддина Айни, Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт, Самаркандский сельскохозяйственный институт, Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище и другие.

Во время Второй мировой войны, с октября 1941 года по 1944 годы в город из Москвы была звакуирована Артиллерийская академия, и многочисленные промышленные предприятия из зон боевых действий.

В советские годы в городе начал активно развиваться туризм, как внутренний, так и иностранный. Большинство иностранных туристов приезжала в Самарканд и другие города советского Узбекистана в основном из стран Варшавского договора, Индии и других стран. Также в эти годы в городе были построены новые заводы и предприятия, благодаря которому Самарканд стал одним из крупных центров Среднеазиатского экономического района СССР.

После распада СССР в 1991 году, Самарканд стал административным центром Самаркандской области (вилоята) уже независимой Республики Узбекистан. В 1994 году в городе был организован один из крупнейших в Узбекистане высших учебных заведений по изучению иностранных языков - Самаркандский государственный институт иностранных языков.


Самарканд - древний узбекский город, овеянный мифами, мистикой и легендами. Этому городу даже по самым скромным подсчетам почти 3 тысячи лет. Самарканд принимал на своей земле воинов под предводительством Александра Македонского, был свидетелем завоеваний арабского войска и переживал буйства Чингисхана. История Самарканда совмещает в себе факты и мифы. По этой причине порой так сложно отличить правду от легендарных преданий.

Война из-за открытия гробницы Тамерлана: пророчество или совпадение?

В июне 1941-го на улицах Самарканда с волнением шептались о том, что русская экспедиция намерена вскрыть могилу Тамерлана, особо почитающегося в Узбекистане национального героя. Местное мусульманское духовенство предпринимало безуспешные попытки остановить раскопки. Дело в том, что согласно древней легенде как только будет потревожен прах Тамерлана (Тимура), в мире начнётся страшная война.


Несмотря на препятствия местных жителей, в ночь на 20 июня 1941 года русская экспедиция вскрыла гроб великого эмира. Самаркандцы резонно связали начало войны с открытием могилы Тимура. Экспедиция была срочно свернута, а останки Тамерлана направлены в Москву для исследований. Сегодня понятно, что все эти события лишь цепочка совпадений, потому как Вторая Мировая началась еще в 1939-м, а Гитлер одобрил план нападения на СССР в 1940-м. Но есть один момент, играющий на руку верующим в предсказание. Как известно, переломным моментом в войне стала победа советской армии в Сталинградской битве. Накануне этого события Сталин распорядился вернуть останки в Самарканд, захоронив их со всеми положенными почестями.

Сколько лет Самарканду: 2750 или все же 4500?

Самарканд, без сомнений, один из древнейших известных городов. Но его точный возраст по сей день не определён. По последним археологическим данным Самарканд основан в VIII веке до н. э. как центр исторической области Согдиана. По свидетельству Священной Книги зороастрийцев – «Авеста» - в 5 веке до н.э. Согдиана уже была развитым густонаселенным образованием земледельцев. То же самое подтверждается греческими летописцами и римскими биографами.


Две тысячи лет Самарканд был главным пунктом Великого шёлкового пути, соединяющего Китай с Европой, а также ведущим научным центром средневекового Востока. Самарканд - ровесник Рима и Нанкина. В первые годы существования города шел процесс составления Библии, а в древней Греции проходили первые в истории Олимпийские игры. Но существуют и более смелые версии. Абу Хафс Омар ибн Мухаммед ан-Несефи ас-Самарканди, известный арабский историк, утверждает, что Самарканд основан куда раньше - во второй половине II тысячелетия до н.э. И что на момент арабского завоевания в 8 веке городу было уже 2,5 тысячи лет.

Отдельные средневековые историки писали, что Самарканд вообще образовался в III тысячелетии до н.э., за 3000 лет до пророка. Археологи не спешат ставить в этом вопросе точку, а раскопки продолжаются. До того момента, пока ученые доберутся до основания культурного слоя, древняя земля Самарканда может преподнести еще много неожиданностей.

Почему самаркандские лепешки остаются неповторимым в мире блюдом. Все дело в местном воздухе?

О самаркандских лепешках знают гурманы всего мира. Эта выпечка славится не только своим удивительным вкусом, но и свойством не портиться. Испеченная в местных традициях самаркандская лепёшка пригодна к употреблению годами, не теряя при этом своих полезных свойств.


По одному из древних преданий как-то эмир Бухары возмутился неспособностью своих кулинаров в точности воспроизвести самаркандские лепешки. Он приказал привезти самого лучшего лепешечника Самарканда, тамошнюю муку, воду и тандыр. Но лепешки все равно получались другими. И тогда все пришли к выводу, что дело в воздухе.


Таинство приготовления является предметом изучения множества кондитеров мира. Лепешки обладают уникальным ароматом и вкусом, выпекаются очень быстро при условии высокой влажности и температуры в 400-800 градусов. Узбеки наделяют национальную выпечку сакральным значением - их круглая форма ассоциируется с солнцем. На лепешки обязательно наносятся узоры из отверстий и линий. Это одновременно и высококачественный хлеб, и произведение кулинарного искусства, и часть самобытной культуры, и узбекский знак качества.

Место, где молятся христианин, мусульманин и иудей

Могила святого Даниила в Самарканде – одно из немногих в мире мест, одновременно почитаемых представителями разных конфессий. По историческим сведениям XVIII века, в мавзолее Ходжа Дониёр захоронен прах ветхозаветного библейского пророка, останки которого вероятней всего привез в Самарканд для погребения среднеазиатский полководец и завоеватель Амир Тимур (Тамерлан). Другие источники утверждают, что останки доставлены в Самарканд ранними христианами.


Дониёр (Данияр) был сподвижником мусульманского проповедника Кусама ибн Аббаса, сыгравшего важную роль в распространении ислама в окрестностях Самарканда. Для христиан пророк Даниил - один из великих ветхозаветных пророков. Подобное отношение к святому Даниелю и у иудеев. Современное здание мавзолейного комплекса построено в начале XX века. По легенде, после постройки мавзолея могила начала расти, достигнув на сегодня почти 18 метров. По этой причине архитектурный комплекс несколько раз достраивался и удлинялся. По другой гипотезе могила целенаправленно сделана такой большой, чтобы нельзя было определить точное место нахождения останков с целью украсть их. В 1996 году самаркандский мавзолей посетил 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На тот момент у склепа стояло засохшее фисташковое дерево. Спустя некоторое время после того, как патриарх решил его освятить, дерево ожило.

Самарканд - один из древнейших городов на земле, он почти ровесник Рима. Его стены помнят скифов, Персидскую империю, воинов Александра Македонского, арабов и монголов. Это главный город Согдианы - древней страны, существовавшей на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана.
Как правило, туристы, посещая Самарканд, довольствуются лишь памятниками эпохи Тамерлана (14 век) и более поздних правителей. Эти строения воистину знамениты и великолепны, но они не раскрывают всей сути древнего города, тем более Самарканд потерял цельность своей исторической застройки, поэтому его часто воспринимают как город всего нескольких исторических сооружений.

Я же хочу показать вам другой Самарканд - город с историей в 2600 лет, великую столицу Согда. Для этого мы отправимся на холмы Афрасиаба - древнего городища, это и есть ядро античного города, здесь располагалась цитадель Мараканды, где останавливался греческий царь из далекой Македонии.


Хочу предупредить, что посещение Афрасиаба требует усилий, как физических так и интеллектуальных. Древняя Мараканда не всем открывает свои тайны, ибо нужно уметь видеть - видеть величие древности. Мне потребовалось три дня, вернее, три посещения городища, чтобы хоть немного понять его сущность. Ибо древний Афрасиаб велик размерами, честно говоря, я никогда раньше не сталкивался с такими огромными археологическими объектами, это город масштабов Константинополя, окружность стен его шахристана около 6 км. Причем, это именно городище, там нет дорог, домов, только холмы, овраги и современное кладбище. По мнению академика В.В.Бартольда, во времена расцвета города здесь могло жить полмиллиона человек, об этом чуть ниже.

И помните важное правило) О нем писал Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи в 12 веке:
>>>В книге “Маариф-аль-баян” повествуется, что каждый царь, который оказывал мягкость жителям Самарканда, находил устойчивое существование, а каждый царь, который им чинил насилие, терял царство. Жители Самарканда горды. С ними можно ладить только мягкостью, ласкою, нежными словами.

Иными словами, Самарканд не любит гордыни пришельцев. Всяк, имеющий этот грех, карается Всевышним, который насылает на иноземца многие злоключения. Про злоключения автора этого поста можно

Внешние стены шахристана городища Афрасиаб. Их высота достигает 40 метров. Они похожи на естественные горы, так как были возведены из сырцового кирпича, такие строения оплывают со временем. Все строения городища имеют сейчас такой вид, поэтому нужны усилия, чтобы обнаружить древние постройки среди ландшафта. Перед стенами до сих пор течет арык, выполнявший роль крепостного рва.

После 12-13 вв. древний шахристан Самарканда пришел в упадок, люди перестали здесь жить, центр города сместился южнее к нынешнему Регистану. Городище превратилось в огромное кладбище, это очень древний иранский обычай - хоронить мертвых в старых строениях, еще зороастрийцы складывали человеческие кости для хранения в наусы, расположенные на территории брошенных городищ и домов.

Сейчас Афрасиаб - это тоже кладбище, особенно его южная часть. Могилы роют даже непосредственно в циклопических древних стенах, это практика, конечно, не способствует сохранности памятников, в Узбекистане есть городища полностью превращенные в кладбища, там невозможно вести раскопки, так как их поверхность покрыта захоронениями в том числе и современными - мертвые лежат друг на друге в несколько слоев.

Нужно раскрыть смысл применяемых мною терминов - шахристан, кухендиз, рабад, первые два иранские, а последнее арабское. Шахристан - это укрепленный посад в любом городе Средней Азии или Ирана, в арабском языке ему соответствует термин медина, кухендиз - это главная цитадель города или касба по-арабски, а рабад, как правило, не укрепленный посад, но бывают и варианты, когда рабад тоже имел внешние оборонительные стены. Кстати, название московского района Арбат тоже произошло от арабского Рабад.

В Самарканде рабад тоже был укреплен внешней стеной - Дивари-кыямат (Стена страшного суда), от нее сейчас мало что осталось. В связи с этим часто возникала путаница, так как не всегда понятно какую часть города средневековые авторы называют рабадом, а какую шахристаном, и главное, сложно понять, как эти части соотносятся с современным городом. Существует несколько ошибочное мнение, что древнему Самарканду соответствует лишь городище Афросиаб, т.е. городской шахристан с кухендизом. На самом деле, это не совсем так, Афрасиаб был ядром города, но целиком Самарканд занимал ту же территорию, что и сейчас.

Это может показаться странным, но нынешний Самарканд - второй крупный город в Узбекистане (после Ташкента) почти не вышел за пределы старого города периода его расцвета при Саманидах и Караханидах в 10-11 вв. Даже население увеличилось совсем незначительно за тысячу лет. Бартольд считал, что все население Самарканда 10-11 вв. можно оценить в полмиллиона человек. Сейчас в Самарканде живет примерно столько же жителей. С большой степенью вероятности, наш крупнейший специалист по Средней Азии допустил ошибку, скорее всего в средневековом Самарканде жило максимум 100 тыс. человек, но все равно, это огромная цифра, 100-200 тыс. это население тогдашнего Константинополя.

На фото хорошо видна одна из башен внешней стены Афрасиаба, она имела округлую форму. Вблизи видно, что стены сложены из крупных глиняных блоков-кирпичей.

Городище Афрасиаб располагается на обширном плато, оно существенно выше уровня современного города. Это плато имеет как естественное, так и искусственное происхождение. За тысячи лет уровень земли в шахристане сильно поднялся, кое-где на десятки метров, поэтому внутренняя часть оборонительной стены не кажется такой высокой как снаружи.

Как видим, могилы здесь располагаются непосредственно на покатых оборонительных валах.

Эта могила находится непосредственно на гребне вала.

Фортификацию таких размеров я раньше никогда не видел. Стены Афрасиаба существенно больше, чем даже Особый интерес представляет то, что таких линий обороны здесь 4 штуки, и это не считая пятой внешней линии укреплений - Дивари-киямат, которая окружала весь самаркандский оазис, именно ее считали настоящей внешней стеной средневековые авторы.

На заднем плане виден массивный бастион, выступающий за линию стен.

В книге Ибн ал-Факиха «Китаб ал-булдан», говорится:
>>>Самарканд построил Искандер Двурогий (Александр Македонский), окружность его стен двенадцать фарсахов. У него двенадцать ворот, и от ворот до ворот расстояние в один фарсах. На вершине стены бойницы и башни для войны. Все двенадцать ворот — деревянные, двустворчатые. В дальнем конце еще двое ворот, а между ними жилище стражи ворот. А когда ты пройдешь посевы, то остановишься в рабаде, где имеются постройки.
>>>Затем ты попадаешь в город, который тянется на пять тысяч джарибов. Там четверо ворот… затем ты входишь во внутренний город, площадь которого две тысячи пятьсот джарибов. В этом городе соборная мечеть, кухандиз и резиденция правителя. В городе есть проточная вода. А внутри большой стены есть реки и каналы. У кухандиза железные ворота в начале и в конце…

Один фарсах это 5550 м., поэтому 12 фарсахов равняется примерно 66 км - это длина внешней стены Самарканда - Девари Киямат. Русские исследователи 19 века считали, что ее длина 40 верст (примерно 43 км). Эта внешняя линия глиняных валов имела 12 ворот, все они не сохранились, как и сама стена. Непосредственно шахристан (городище Афрасиаб) имел только 4 ворот, об этом писал ал-Истахри «Китайские ворота с восточной стороны, ворота Наубахар с западной стороны, Бухарские ворота с северной стороны, Кешские — с южной стороны».

Я зашел в город через проем, который, скорее всего, соответствует Китайским (восточным) воротам, отсюда раньше уходили караван в Кашгар и далее.
Здесь я встретил стайку цыганят и устроил им фотосессию. Самая большая проблема заставить их стоять неподвижно, ибо цыганята увидев меня, тут же начали плясать и остановить их было тяжело)

С юга к городу подходил акведук, он был выложен свинцом. Об этом писал в 10 веке Ибн-Хаукаль в "Книге путей и стран":

>>>В нем имеется проточная вода, которая проникает в него по каналу, частично сделанному из свинца. На нем выстроена плотина, в некоторых местах возвышающаяся над землей. Середина рынка и квартал менял вымощены камнями, поверх которых вода течет из квартала медников и впадает в шахристан через Кешские ворота. Наружная сторона этого протока целиком из свинца. Дело в том, что вокруг шахристана проходит глубокий ров, из которого брали глину для городских стен. Он остался большим в соответствии с количеством земли и глины, которое было вырыто, так что на нем понадобилось устроить плотину для того, чтобы вывести воду к шахристану в местности, называемой «Голова свода», в середине городских базаров, в населеннейшей части Самарканда. Проток этот древний, доисламских времен.

Специальная насыпь была нужна для того, чтобы поднять воду на плато шахристана. Кстати, существует очень обоснованная версия, опровергающая общепризнанное мнение, что Афрасиаб был покинут из-за разрушений после монгольского завоевания. Самарканд часто штурмовали и разрушали, но он постоянно возрождался на своем месте, и только в 12-13 вв. центр города сместился южнее к нынешнему Регистану. Причина этому как раз была связана с водой, дело в том, что уровень культурного слоя в шахристане за тысячи лет сильно вырос, буквально на десятки метров, поэтому доставлять воду наверх на плато стало проблематично, и люди начали постепенно селиться ниже - в рабаде Самарканда, тогдашнем пригороде.

Раскопки в южной части Афросиаба. Абсолютно все строения в городе были глинобитными или строились из необожженного кирпича, крыши были деревянными, поэтому сооружения дошли до нашего времени только в виде оплывших холмов.

До сих пор неизвестно зачем в Афрасиабе тратили столько ресурсов на фортификацию. Видимо готовились к нападению ужасных яджуджей и маджуджей, как известно, эти адские создания проживали к северо-западу от Согдианы. Их сдерживала только железная стена Зулькарнайна (Александра Македонского), которую они могли в любой момент опрокинуть. Халиф Ал-Васик (811-847 гг.) специально посылал экспедицию Саллама ат-Тарджумана, чтобы проверить прочность этой стены, я выкладывал этот

Никаких других объяснений грандиозной оборонительной системы Афрасиаба нет, ведь тут 4 линии укреплений, каждая из которых вполне достаточна, чтобы сдержать натиск сынов Адама. Существовало предположение, что эти стены есть результат роста города - по мере появления новых кварталов на плато, строили новую линию обороны, а старые так и оставались стоять. Но на данный момент это вроде бы разумное объяснение опровергнуто, ибо доказано, что внешние стены Афрасиба (те, что мы видели раньше) уже существовали в 6 в. до н.э. во времена Персидской империи, только, видимо, они были меньших размеров. Т.е. древняя Мараканда соответствовала нынешнему городищу Афрасиаб в полной мере. Это косвенно подтверждали и античные авторы, они считали, что окружность стен Мараканды 70 стадий, т.е. примерно 10-12 км. Это как раз длина стен Афрасиаба с небольшим пригородом, внешняя стена Дивари-Киямат в 43 км появилась позже, возможно уже после арабского завоевания.

План городища Афрасиаб.

Внутренняя стена Афрасиаба, хорошо различаются две башни по краям.

Это та же линия укреплений, только с огромным рвом. Высота стен тут примерно 25 м.

Возможно, стены отгораживали какие-то кварталы в городе, но все это только предположения. Эти стены безусловно имели ворота, но только никто не знает, где они находились, письменные источники молчат по этому поводу. Многочисленные "проемы" в стенах были сделаны археологами за 100 лет раскопок городища.

"Малая Кандия" Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи о Богохранимом Самарканде:

>>>>Он имеет врата и у каждых врат по пяти тысяч ангелов с распростертыми крыльями, оберегающих жителей этого города. Самый главный из ангелов имеет тысячу голов, в каждой голове по тысяче языков, славящих громогласно Господа, ни в чем не нуждающегося: “о Крепкий, о Вечный, о Единый, о Боже, храни сей город спасаемый.

Хранитель Афрасиаба.

Недавно раскопанный один из бастионов Афрасиаба. Вся земля усеяна тут битой керамикой. В Средние века Самарканд был главным центром керамического производства в Средней Азии.

И вот мы приближаемся к историческому ядру города - Цитадели (кухандиз), именно здесь, на севере городища Афрасиаб, зафиксированы самые древние поселения.

Я советую всем осматривать город именно из Цитадели, особенно если есть недостаток времени, это самая высокая точка. Только здесь можно лицезреть весь масштаб Афрасиаба. Все эти зеленые луга на сколько хватает взгляда - древний город. И очень сложно поверить, что весь этот ландшафт рукотворный. Огромные валы, глубокие впадины - все это дело рук человека. Конечно, после того как люди покинули свои дома, природа внесла свои изменения, глиняные постройки исчезли, поверхность сгладилась, а где-то наоборот появились новые овраги. Но основа этих холмов рукотворная - десятки метров культурного слоя, огромные крепостные валы, руины дворцов знати - все это здесь. А многочисленные рытвины на поверхности, это дело рук уже археологов, которые 100 лет рыли городище.

Кто же построил этот город, самый большой в Согдиане? Никаких точных данных нет, источники не зафиксировали факт основания Самарканда, поэтому выводы можно делать только по археологическим и косвенным данным о народах населявших Согд в 8-6 вв. до н.э. Эти народы хорошо известны, они говорили на восточно-иранских языках, античные авторы называли их киммерийцами и скифами, в Азии их называли саками. Эти кочевые иранцы в течении всего I тыс. до н.э. продвигаясь на юг из северных степей, постепенно оседали на землю, при этом они смешивались с местным оседлым населением, жившим в Средней Азии со времен неолита. Иранцы создавали первые государства в регионе - Согдиану, Бактрию, Хорезм, почти везде в них элита состояла из воинственных кочевников.Тут надо добавить, что и далее этот принцип сохранялся, средневековые кочевники-тюрки также брали власть во всех среднеазиатских городах.
В иранской мифологии территорию Согда называли Тураном, страной кочевников, ею правил великий царь Афрасиаб, от имени которого городище Самарканда и получило свое позднее название.

Возможно какой-то толчок к образованию городов и государств в Согде дали персы, когда захватили эту территорию в 6 в. до н.э. Они принесли более высокую культуру из Междуречья, плюс, могли способствовать консолидации местных племен, которые безусловно пытались бороться с персидским завоеванием. По археологическим раскопкам известно, что Самарканд в 6 в. до н.э.занимал ту же площадь, что и городище Афрасиаб, т.е. уже тогда это был очень большой город. Каким образом он мог появится на периферии тогдашнего цивилизованного мира неизвестно, может быть и правда, это была столица легендарного туранского царя Афрасиаба.

Справа, за зелеными лугами видны громадные порталы мечети Биби Ханум, соборной мечети, построенной Тамерланом.

Громадный холм на горизонте и есть Цитадель Афрасиаба.

Этот холм имеет высоту около 60-70 метров. Русский исследователь В.Л. Вяткин в 19 веке определил, что он имеет искусственное происхождение, его насыпали из глины, которую брали тут же у его подножия.

Искусственные глиняные платформы были характерны для архитектуры Средней Азии. Например, цитадель Бухары стоит тоже на искусственном холме, на глинобитной платформе возвели замок Топрак-кала в Хорезме. и т.д.

Вот что писал о Самарканде в своей "Книге путей и стран" Ибн Хаукаль в 10 веке:

>>>>Столица Согда — Самарканд — город, расположенный на юг от Согдийской реки и лежащий высоко над нею. В нем имеется цитадель, шахристан и рабад. В цитадели уже в наше время выстроена тюрьма и находится дворец правителя, впрочем разрушенный. Я поднимался на нее (цитадель) и осматривал прекраснейший из видов, который когда-либо видел взор человека и которым он когда-либо восхищался, а именно: свежую зелень деревьев, блистающие замки, текущие каналы и непрекращающуюся культуру.

>>>>>Выделяются площади и возвышаются украшающие город здания. В нем находятся сделанные из оштукатуренного кипарисового дерева, диковинные изображения животных — лошадей, быков, верблюдов и антилоп, — поставленные так, точно они наступают друг против друга и высматривают один другого, как будто собираются вступать в бой или состязание. Что за вид, сколько на это потрачено средств и как зрелище это пленяет сердца всех людей! Все это отражается в текущих каналах и наполненных прудах, поверхность которых все время волнуется. Остроумная мысль! И замки и высоко построенные башни, прочно сложенные, представлявшие великолепные жилища и драгоценные палаты и вообще обстоятельства, свидетельствующие, что были великие и славные цари…они опустевшие и разрушенные.

Свидетельство Ибн Хаукаля очень интересно. Во-первых, он пишет, что город в середине 10 века, а именно тогда он посещал Самарканд, был полуразрушен. А это ведь время расцвета культуры Средней Азии при Саманидах, правда, их столица тогда располагалась в Бухаре. Во-вторых, очень интересны упоминания об изображениях животных из кипарисового дерева, которые стояли на площадях города. Ведь в 10 веке ислам присутствовал в Средней Азии уже 300 лет, а Халифат уже клонился к упадку.

Какое-то невероятно огромное сооружение рядом с Цитаделью, возможно, участок крепостной стены или отдельный бастион.

Когда арабский завоеватель Кутейба Ибн Муслим захватил Самарканд, он повелел сжечь все статуи богов в городе. Об этом есть отрывок из "Истории" Ат-Табари:

>>>Кутайба заключил с ними мир на условии [выдачи] 100 тысяч голов, [разрушения] храмов огня и украшений идолов. Он взял обусловленное мирным договором, ему принесли идолов и они были обобраны и поставлены перед ним: сложенные вместе, они возвышались как огромная башня (каср), и он велел их сжечь. Неарабы (а’аджам) сказали: “Среди идолов есть такие, что сжегший их погибнет”. Кутайба сказал: “Я сожгу их своими руками”. Тут пришел Гурек (правитель Самарканда), преклонил перед ним колени, и сказал: “О, эмир, благодарить тебя я обязан, не трогай этих идолов!” Кутайба велел подать огня, взял факел в руку и вышел. Тут он произнес “Аллах велик!”, затем поджег их и люди подожгли и идолы загорелись. Среди того, что от них осталось, нашли золотых и серебряных гвоздей на 50 тысяч мискалей.

Идолы Самарканда отомстили Кутейбе, ему отрубили голову по приказу халифа. А через 250 лет Ибн Хаукаль обнаружил на площадях Самарканда множество статуй из дерева...

Вид из Цитадели на юг в сторону центра города Тамерлана и современного Самарканда.

Соборная мечеть Самарканда Биби Ханым.

Вид из Цитадели на восток.

Пасущиеся овцы словно парят на этих зеленых лугах. От ощущения высоты и простора захватывает дух.

Внизу, у подножия Цитадели располагается какое-то странное нечто - гигантская впадина (и не одна). Отсюда безусловно брали глину для построек Афрасиаба, но вот как потом использовались эти ямы неизвестно. Ибн Хаукаль писал о "наполненных прудах, поверхность которых все время волнуется", может быть, это они и есть, но что-то эти впадины слишком велики размерами.

На вершине холма Цитадели археологи прорыли гигантскую траншею. Глубина культурного слоя здесь - десятки метров.

В оплывших стенах все еще можно различить кирпичную кладку.

Идемте, я покажу вам, что такое Афрасиаб.
Для этого нам нужно спуститься в огромную траншею, выкопанную археологами. Здесь можно легко свернуть себе шею, ибо спуск тут очень крутой.

И вот, на дне траншеи показалась груда кирпичей, это плинфа - плоский обожженный кирпич. Оцените глубину их залегания, здесь десятки метров культурного слоя, т.е. все эти земляные стены - плоды человеческой деятельности.

Северный край городища. Здесь начинается одна из внутренних крепостных стен, ее круглая башня все еще хорошо заметна.

Перед Цитаделью рассыпана масса строительных элементов, это кирпичи разной формы.

Но есть и более интересные вещи, вот это часть ганчевого декора стен мечети или мавзолея.

Глиняные стены и терракотовое покрытие пола. У меня не было никакого плана Афрасиаба, поэтому сказать точно, что тут были за строения нельзя. Кстати, известно, что в Афрасиабе были мощеные улицы, но за сотни лет весь полезный строительный материал растащили местные жители.

Нам осталось дойти до западного края города, поэтому движемся дальше, мимо очередных траншей археологов и зеленых лугов.

На пути опять встает внутренняя стена города, возможно, это та же линия укреплений, которую мы встретили раньше, просто это ее западный край. Мы пересекаем Афрасиаб с востока на запад.
Здесь хорошо заметно, что эта линия обороны двойная, как - более массивная стена со стороны центра города и небольшая стенка перед ней, а дальше идет крепостной ров.

Здесь две башни, сдвоенные как ласточкин хвост, это очень характерная (и непонятная) черта среднеазиатской фортификации. Такие городища есть в Хорезме, где на углах крепостей стоит не одна башня, а две, соприкасающееся между собой.

Развалины большого кешка (замка) внутри шахристана и пастух со своими овцами. Кроме пастухов тут, кстати, редко кто бывает. Видимо сооружение состояло из нескольких башен, таких глиняных замков в Средней Азии было великое множество, только в окрестностях Самарканда их тысячи. Сейчас все они превратились в кучи земли.

И вот западная линия внешних стен Афрасиаба, они здесь такие же массивные как и на востоке.

На западной стене построили, видимо, какой-то новодел, имитирующих античные стены Мараканды. Выглядит все это несколько странно, массивные средневековые валы и небольшая стеночка для туристов.

Это строение, возведеное из необоженных кирпичей, тоже уже оплыло и выглядит весьма аутентично. Может это и правда древние стены?

Зато эта стена хорошо демонтрирует, чем средневековые укрепления отличаются от античных. В античных крепостях Средней Азии было много бойниц характерной стрельчатой формы, и они возводились, как правило, с прямыми стенами, а не покатыми, как в средние века. На востанновленные средневековые стены можно посмотреть в Бухаре или Хиве, в Самарканде они пребывают только в естественном своем состоянии в виде земляных валов.

Кандия Малая Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи:
>>>Пророк сказал: “есть город (шахристан) за рекою Джейхуном, который называют Самаркандом, его также именуют богохранимым городом".
Начальник ученых и раис людей сунны и общества, учитель пути шейх Абул Мансур Матыриди (да будет милостив к нему Бог) говорил: На три фарсанга в окружности Самарканд окружают и оберегают ангелы, поклоняющиеся Богу”.

Еще два моих поста про Узбекистан.

Отправить заявку

История Самарканда берет свое начало несколько тысяч лет назад и не уступает таким древним городам, как: Афины, Вавилон, Рим и Мемфис. Люди давали городу много имен. В наши дни столица империи Тамерлана неофициально зовется «Эдемом Востока», «Римом Востока» и «Жемчужиной мусульманского мира». До тех пор пока не побывать здесь и не увидеть все красоты, эти названия кажутся просто словами. Поэтому заканчивайте теоритическую часть ознакомления с «Эдемом Востока» и приезжайте . Вы увидите полный достопримечательностей город, который открывает за своими воротами незабываемые зрелища.

Но становление Самарканда было нелегким, по этой земле ступали войска Александра Македонского, арабских захватчиков и отряды Чингисхана. Этот город мог стать столицей мира, когда Тамерлан занимался расширением своей империи. Древние источники гласят, что здесь произошло становление таких легендарных людей как: Улугбек, Джами, Рудаки, Бабур, Омар Хайям, Мукими, Авиценна, Садриддин Айни и др.

Становление
Первые упоминания о Самарканде встречаются в Священной Книге зороастризма «Авеста» (1 тыс. до н.э.). Мы узнаем, что в устье реки Заравшан жили земледельцы. Они занимали юго-восточную территорию современного Узбекистана, которая в собрании священных текстов как Сугд (Согд). Тут было много воды, высокие горы и большие пастбища. Главным городом этих земель считался Мараканда, на его месте сейчас располагается Самарканд.

Мараканда, как и практически вся Средняя Азия в 6 веке до н.э. был захвачен персами. Но победа далась захватчикам нелегко и сражения велись около 200 лет. Грекоязычный писатель Полиен писал в своих трудах о незаурядном мужестве местных жителей. Со страниц его произведений мы узнаем о героическом подвиге пастуха Ширака из племени саков, который хитростью увел армию царя Дария I от крепостных стен города. Пастух вел персидских воинов по пустыне более семи дней, путая следы и уводя как можно дальше от родного города. Парень понимал, что это путешествие станет для него последним, но не останавливался. Истощив запасы продовольствия и изнывая от жары, персы догадались о вероломстве пастуха. Они предлагали юноше жизнь, если он покажет им правильный путь. Но Ширак не поддался на уговоры и был убит. Отряд еще долго блуждал по пустыне, но не смог выбраться из ее песчаных лабиринтов. Поэтому жертва Ширака не была напрасной и принесла его народу, небольшую, но важную победу.

Греко-македонские завоеватели
Персидские захватчики были изгнаны только в 4 веке до н.э. Но свободными и независимыми жители Маракады были недолго. Войска Александра Македонского схлестнулись с персидской армией и заставили Дария III спасаться бегством. Став властителем Мараканды, Александр не остановился на этом и направил войска на Ферганскую долину, но быстрой победы достичь не удалось. Мараканда не хотела сдаваться, организовывались постоянные восстания.

Одно из самых известных восстаний против македонского ига возглавлял Спитамен. Это был один из самых первых мятежей в истории Средней Азии. Ради борьбы за свою свободу против армии Македонского встали жители нескольких крупных городов. Полководец понимал, что даже факт самого восстания – это оскорбление для человека, который смог завоевать полмира. Поэтому непокорных жителей нужно было жестоко наказать. Улицы городов были залиты потоками крови. Для штурма крепостей греки использовали даже стенобитные машины. Пока шло основное сражение Македонский с небольшим отрядом тайно пробрались в город, пройдя по руслу речки. В итоге практически все жители города были убиты. В это время повстанцы во главе со Спитаменом дали грандиозный отпор военному гарнизону в Мараканде. Александр срочно перебросил часть своих войск в горячую точку. На помощь Спитамену пришли кочевники-дахи и совместно они разбили новый отряд Македонского. Неприятное известие о поражении заставило великого полководца усилить атаку на Спитамена. Лидер ополчения понял, что сила греков слишком велика и скрылся в пустыне. Разъяренные отряды воинов начали показательное уничтожение жителей. Оазис Заравшан был уничтожен мечами тысячной армии. Тем временем Спитамен объединился с племенами массагетов, чтобы нанести новый удар по силам противника. Но выиграть сражение он не смог и снова скрылся в песчаной долине, готовить новое сопротивление.

В 327 года до н.э. армия непобедимого македонца направилась осаждать восстание на склоны Гиссарского хребта. Воинам была обещана значительная награда за проявленную смелость. После успешной спецоперации в плен попал соратник Спитамена, Оксиарт вместе со своей дочерью Роксаной. Чтобы привлечь на свою сторону местную знать Александр женился на девушке и по случаю свадьбы устроил пышный праздник. Задобренная подарками аристократия предала Спитамена и народное сопротивление было подавлено. Спитамена убили в результате коварного сговора, а Мараканда была практически полностью разрушена.

Нельзя сказать, что правление Александра имело для страны только пагубные последствия. За это время отстраивались новые города, земледельцы заняли более высокое место в обществе, усилились рабовладельческие отношения, повсеместно распространялась эллинистическая культура, развивались экономические связи между странами Империи.

Времена после «македонского» периода
Важное место в истории Самарканда занимает город Афросиаб, ведь именно на его территории позже была образована столица империи Тимура. Сейчас от Афросиаба осталось древнее городище, представляющее собой просторный безжизненный холм. Ученые и археологи со всего мира приезжают сюда, чтобы исследовать эту удивительную местность, сохранившую следы древних цивилизаций.

Внезапная кончина Александра Македонского стала причиной разделения территории Средней Азии между династией Селевкидов. Народ не принял новых правителей и восстал, после долгих сражений образовалось Греко-Бактрийское государство, объединившее Согдиану, Бактрию и Маргиану.

В I столетии н.э. Согдиана и Бактрия стали частью царства Кушан. Года правления Канижке стали для государства временем расцвета и расширения за счет присоединения части Восточного Туркестана.

В конце V столетия Кушанское царство прекратило свое существование, не выдержав постоянных нападений кочевников эфталитов. В VI веке в китайских исторических летописях «Северных дворов» впервые упоминается Самарканд, где он называется Сиваньгиней.

Состав населения Самарканда много веков тому назад был очень разнообразным, что объясняется частыми войнами и пролеганием Шелкового Пути. Религией большинства жителей был зороастризм – культ огня.

В VII столетии Самарканд стал важным торговым и политическим центром Средней Азии. Самаркандские земли были захвачены арабами, которые стали распространять здесь ислам. Не все люди хотели менять свою религию, но арабы все-таки смогли переубедить язычников в правильности верованию в Единого Бога.

Но захватив Самарканд, арабы не смогли подчинить себе Согд. Поэтому с 713 года против захватчиков начинаются массовые восстания. Одно из самых крупных повстанческих движений возглавлял Муканна.

В преддверии прихода монголов
Арабское государство не могло сдерживать частые мятежи, они сильно ослабляли его. В итоге правящую верхушку вместо арабов заняла местная династия Саманидов. Ее представители правили с 819 по 899 год. За период с XI по XII века Самарканд часто переходил из рук одних завоевателей к другим (здесь правили Караханиды, Сельджуки, Каракиты и хорезмийцы).

Чингисхан и династия Чингизидов
Весной 1220 года Самарканд заняла армия монгольского завоевателя Чингисхана. Местные жители вооружились и хотели дать отпор врагу, но власти не препятствовали монголам и открыли им ворота. Не все самаркандцы были с этим согласны и пытались сопротивляться. В итоге около 30 тысяч людей отправили в Монголию в качестве пленных, остальные мятежники были убиты. Встреча с войском Чингисхана закончилась для Самарканда глобальными разрушениями, но в руинах он оставался недолго.

Вскоре умер Чингисхан, и его наследники не смогли поделить монгольскую империю, быстро разрушив ее. Но через 150 лет потомок Чингисхана Тамерлан смог объединить земли снова и создать еще более великую империю. В 1370 году Самарканд становится ее столицей.

В 1405 году Тимур умирает, и его империя также быстро рушится, как и государство Чингисхана. Потомки Тамерлана вели провальную политику, междоусобные войны и всеми своими действиями только разрушали некогда огромную империю. Понемногу сужались границы государства, торговые пути через Самарканд перестали иметь первостепенное значение, а экономическое положение страны с каждым годом все больше ухудшалось.

С XVI по XXI столетие
В XVI веке тюрко-монгольские племена были объединены под владычеством династии Шейбанидов. Они пришли к власти после полного уничтожения всех тимуридских аристократов в правящей верхушке. Самарканд продолжает оставаться крупным городом, где развито ремесленничество и активно течет научная жизнь.

Начало XVII вплоть до XVIII столетия стали для города годами упадка. Ситуация улучшилась только с конца XVIII века, когда власти города начали восстанавливать старые кварталы и строить новые. Постепенно Самарканд становился красивей и привлекательней для жизни.

2 мая 1868 года город вошел в Российскую империю, как центр Заравшанского округа. Позже он стал центром Самаркандской области. После прокладки через Самарканд железнодорожных путей, его значение усилилось.

С 1917 по 1991 год в Самарканде правит советская
власть, но затем для города, как и для всего Узбекистана, наступает
долгожданная независимость.

На юго-востоке Узбекистана, в долине реки Зеравшан расположился древний город Самарканд. Этот город был известен еще с 742 года до н.э.

Его часто сравнивают с Римом: он такой же древний, и здесь так же сохранилось много памятников древней архитектуры. За свою долгую историю город пережил взлеты и падения, множество войн и расцветы империй. Долгие годы Самарканд был ключевым пунктом Великого шелкового пути, являлся одним из восточных центров науки и культуры.

Город окружен 13 величественными парками и садами, а его сердцем является одна из самых живописных площадей мира — Регистан.

Если вы отправляетесь в Узбекистан, то не посетить Самарканд будет просто преступлением!

Климат и погода

Здесь резко континентальный климат . Охарактеризовать его можно так: много солнца, сухое жаркое лето, влажная и довольно мягкая зима. Осадки выпадают здесь неравномерно в течение года.

Зима в Самарканде умеренная: средняя температура составляет +1,5 °С. В этот период здесь идут дожди, которые часто превращаются в мокрый снег. Правда, из-за положительных температур, он здесь долго не залеживается.

Весна здесь непродолжительная, зато теплая: в среднем столбик термометра поднимается до +13 °С. Стоит отметить, что погода весной в Самарканде весьма нестабильна. В марте — апреле часто идут дожди и даже ливни.

Лето в Самарканде очень сухое и знойное, осадков выпадает мало. Осенью устанавливается приятная погода: ясная, достаточно теплая и сухая. Правда, к концу осени возможны резкие похолодания.

Самое подходящее время, чтобы посетить Самарканд, — это период с апреля по июнь и с сентября по октябрь. В июле и августе здесь невыносимо жарко: днем температура поднимается до +40 °С, ночью практически не опускается, так что в эти дни лучше отправиться в горы, там прохладнее.

Природа

Самарканд находится на высоте 702 м над уровнем моря. Город расположен в долине реки Зеравшан , это своего рода оазис среди пустынь, что его окружают. Здесь достаточно много зелени: вокруг сохранились древние сады и парки.

В окрестностях города, в степях и пустынях водятся шакалы. Кроме этого, здесь встречаются такие редкие животные, как леопард, винторогий козел, горный баран, джейран. Птиц здесь тоже достаточно много: тут обитают беркуты, фазаны, кукушки, бородачи, сороки и вороны.

В реке Заравшан много разной рыбы. Это и аральский лосось, и щука, и сом, и сазан, и многие другие виды.

Достопримечательности

Сердцем города является живописная площадь Регистан . Ее создание относят к XV-XVII вв. Площадь окружена величественными древними зданиями, минаретами и мавзолеями. Создается впечатление, что это настоящий музей под открытым небом. Очень яркие впечатления остаются от встречи рассвета на Регистане: глубокие тени создают просто фантастическую игру форм и подчеркивают незаметные на первый взгляд детали изящной резьбы по камню, которая украшает стены окружающих площадь строений.

Вообще архитектура Самарканда очень самобытна. Именно здесь искусство глазурованной облицовки достигло самых впечатляющих результатов: среди древних зданий сложно найти хоть одно без такого декора. Такого разнообразия облицовки, позолоты, искусной резьбы не знает ни одна архитектура мира!

Ярким тому подтверждением может служить медресе Тилля-Кари , которую относят к XVII веку. В народе ее называют «Вызолоченная », и это неслучайно: купола здесь расписаны особой техникой «кундаль » — такого количества позолоты не знал ни один другой памятник архитектуры.

Еще один уникальный туристический объект — это мавзолей Ишрат-Хона . В чем его уникальность? В том, что он женский, здесь покоятся женщины рода Тимуридов.

Постарайтесь посетить обсерваторию Улугбека и мавзолей имама Аль-Бухари, который понравится вам своей необычной отделкой купола. Обязательно найдите время для ознакомления с мавзолеем библейского пророка Даниила (XIV в).

Очень важным для жителей Самарканда местом является соборная мечеть Биби-Ханы м. Это, кстати, самое большое средневековое сооружение в Центральной Азии. А неподалеку вас поразит своими правильными формами и идеальными пропорциями мавзолей Тимура и его потомков. Купола мавзолея напоминают голубые тюльпаны: стены выполнены из желто-зеленого мрамора, а затем покрыты синей глазурью и позолотой. Это создает эффект воздушности и легкости, когда находишься внутри здания.

На севере к Самарканду примыкает городище Афрасиаб . Это уникальный памятник истории, его относят к VII-II вв. до н.э. Здесь находится ансамбль усыпальниц Шохи-Зинда , а также мечети и мавзолеи. Тут же расположен и Музей Афрасиаба , в котором собрана коллекция археологических находок.

Кроме всего вышеперечисленного, в Самарканде еще не один десяток достопримечательностей, которые обязательно стоит увидеть.

Питание

Проблем с питанием в Самарканде нет: повсюду открыты уютные кафе и изысканные рестораны. Но, согласитесь, странно побывать в стране и не попробовать национальную кухню. А уж узбекскую — тем более! Это не просто вкуснейшие блюда, это самые настоящие ритуалы приготовления. Традиционные блюда изобилуют мясом, специями и приправами.

Трапезу здесь принято начинать с чая и сладостей. Далее подают на стол овощи и салаты. Затем приходит черед очень вкусных супов: густой маставы или ароматной шурпы . А потом подают мясные блюда: шашлык, плов, манты, лагман. Едят узбеки руками, сидя на полу или за невысоким столиком.

Обязательно попробуйте плов. В каждом регионе страны свой особый рецепт плова, но в Самарканде он особенно ароматный. Не упустите шанс попробовать шурпу, буглама, димлама, манты… Все блюда очень вкусные, поэтому давно популярны во всем мире, но только здесь они будут приготовлены по самым традиционным рецептам.

В блюда обильно добавляют фрукты, овощи, злаки. А кисломолочные продукты обязательны на столе в каждой узбекской семье.

Проживание

Ситуация с отелями и гостиницами в Самарканде намного лучше, чем в целом по стране. Здесь достаточно много хороших отелей разных уровней «звездности», есть гостиницы и общежития для менее прихотливых путешественников.

Самые популярные отели Самарканда — это «Малика Прайм » и «Гранд Самарканд ». Большую популярность в последнее время приобрела сеть мини-гостиниц B&B .

Везде есть горячая вода, хотя если вы планируете также посетить небольшие города, то при заселении в гостиницу стоит уточнить ее наличие.

Как правило, завтрак включен в стоимость проживания. Стоит ночь в небольшом отеле от 70 $ за одноместнй номер. Разумеется, есть и более шикарные варианты проживания. Вне сезона цены значительно понижаются.

Более дешевый вариант проживания — хостел. Здесь они стали появляться недавно. Стоит ночлег в хостеле от 15 €.

Снять квартиру или дом на сутки здесь достаточно сложно, так как таких предложений совсем мало.

Развлечения и отдых

В Узбекистане природой создан уникальный ландшафт, который оптимально используют для активного отдыха. Из Самарканда вы можете отправиться на одну из горных вершин, ведь здесь много горнолыжных курортов, которые работают круглый год.

Также здесь есть прекрасные возможности, чтобы заняться альпинизмом или трекингом. Создано много маршрутов разной сложности, так что вы сможете выбрать самый оптимальный для себя.

Еще одна прелесть гор — это пещеры, ведь в них можно познакомиться с увлекательным миром спелеологии. Именно в Узбекистане находятся самые глубокие пещеры в Азии — Бой-Булок и Киевская . А в западном Тянь-Шане вы сможете наблюдать еще и подземные реки и озера.

Если к горам вы равнодушны, то можете отправиться покорять стремительные узбекские реки: есть здесь отличные возможности для каякинга и рафтинга.

По всему Узбекистану на протяжении всего года проходит множество фестивалей, так что если будете в Самарканде во время одного из них, то обязательно его посетите. Это очень увлекательные действа, с традициями и обрядами, с увлекательными историями и необычными сувенирами.

Один из самых интересных фестивалей — Навруз . Это праздник весеннего равноденствия, обновления природы. Отмечают его 21 марта: проводятся музыкальные выступления, танцы, ярмарки и уличные представления.

Ночных клубов здесь очень мало из-за религиозности местных жителей. Клубы есть лишь при самых крупных отелях.

Покупки

Рынок Чорсу существует в Самарканде с XVIII века. Здесь всегда самый большой ассортимент товаров и самые улыбчивые продавцы, которые любят поторговаться. Можно также отправиться в Ургут , городок поблизости от Самарканда, где находится очень известный рынок. Заодно вы сможете ознакомиться и с этим городом, ведь он тоже богат на достопримечательности.

Из поездки в качестве сувенира стоит привезти керамику. В Узбекистане много школ керамики, у каждой из них есть свой уникальный стиль. Такие изделия будут отличным напоминанием о приятном путешествии.

Можно и нужно приобрести узбекские национальные костюмы: мужской «зарчапан » и женский «камзул ». Конечно же, не забудьте и о головном уборе — тюбетейке. Всю одежду здесь обильно украшают вышивкой ручной работы.

Вышивают здесь еще и картины, так что они тоже будут отличным подарком из Самарканда.

Еще одна удачная покупка на здешних рынках — это ковер. Ткут их здесь из натурального шелка, украшают изумительно красивыми узорами из дорогих нитей. Такие ковры служат очень долго.

Если вы любите музыку, то обязательно приобретите какой-нибудь национальный музыкальный инструмент. Например, домбру, дутар, уд, кобуз, танбур, сурнай. Их прелесть не только в прекрасном звучании, но и в шикарном внешнем виде, ведь их украшают искусной резьбой и узорами.

Транспорт

Не смотря на не самое лучшее качество местных дорог, здесь отлично развито транспортное сообщение. Самарканд со всеми крупными городами соединяют железнодорожные пути: можно добраться как пригородными электричками, так и фирменными экспрессами. Не так давно между Самаркандом и Ташкентом стал курсировать скоростной комфортабельный поезд «Афросияб ».

Альтернативой поездам могут послужить автобусы или маршрутки. Стоимость проезда в них невелика, а вот интервал между рейсами небольшой, только если маршруты пролегают между крупными городами. Если же дело касается маленьких городков, то здесь поезда ходят не так часто.

Если же времени на дорогу много тратить не хочется, то в любой крупный город Узбекистана из Самарканда можно отправиться на самолете. Авиасообщение здесь развито очень хорошо.

Что касается городского общественного транспорта, то в Самарканде есть автобусы и маршрутки. Можно воспользоваться услугами такси. А вот арендовать автомобиль не получится: официальных фирм проката авто здесь нет.

Связь

Крупные российские операторы мобильной связи предлагают роуминг в Узбекистане. Самый дешевый — у МТС.

Можно приобрести сим-карту любого местного оператора. Карты продаются в сервисных центрах или в магазинах. Стоит обратить внимание на стандарт связи местных операторов, так как не все они отвечают типу GSM.

Можно позвонить из любого почтового отделения. Оплата звонка производится по карточкам, которые можно купить там же либо в магазинах.

Во всех отелях и гостиницах есть интернет. Wi-fi можете найти в общественных местах, а также в кафе и ресторанах. В центре Самарканда также есть интернет-кафе.

Безопасность

Уровень преступности в Самарканде невысокий. Здесь не совершают насильственных преступлений, но вот мошенников в городе хватает. Для общественной безопасности здесь много полицейских.

Правда, часто туристы жалуются, что полицейские и таможенники занимаются вымогательствами под угрозой конфискации денег или вещей.

Несмотря на достаточно безопасную обстановку, ходить в одиночку по малознакомым районам в темное время суток не рекомендуется.

Водопроводная вода не подходит ни для питья, ни для гигиены. Все продукты питания нужно тщательно обрабатывать перед употреблением, если не хотите заразиться кишечными инфекциями.

Необходимо сделать прививки перед поездкой: от гепатита В и Е, тифа, дизентерии и других заболеваний.

В целом, обстановка в городе спокойная, подойдет для путешествия семьей с детьми.

Бизнес-климат

За последнее время в Узбекистане и в Самарканде в том числе увеличилось количество желающих заняться бизнесом. Это приветствует правительство страны и старается создать максимально благоприятные условия для этого.

В 2012 году был принят ряд законов, которые улучшают и упрощают работу малого бизнеса. Эксперты прогнозируют, что это положительно скажется на экономике Узбекистана.

Здесь активно занимаются модернизацией производств. Сейчас ведется работа над тем, чтобы уменьшить налоги для малого бизнеса.

Очень перспективными для инвестиций являются туризм и сфера услуг, так как город живет за счет туризма. Очень выгодно было бы открыть фирмы по прокату автомобилей, ведь таких здесь до сих пор нет. Постоянно открываются новые рестораны и кафе, отели и гостиницы, спрос на них есть всегда, но и конкуренция высока.

Недвижимость

До 2008 года рынок недвижимости Самарканда был на подъеме, однако, последствия мирового кризиса заметно ухудшили его состояние. Сейчас здесь строят гораздо меньше недвижимости, чем раньше.

Купить квартиру в Самарканде можно приблизительно по таким же ценам, что и в Ташкенте. Скажем, однокомнатная квартира обойдется вам в 20 000-25 000 $. А вот дом здесь будет стоить в районе 50 000-70 000 $. Также здесь выставлено на продажу достаточно много земельных участков.

На сегодняшний момент сложились весьма привлекательные цены, которые по московским меркам и вовсе невероятно низкие. Если вы хотите приобрести жилье здесь, то сейчас — самое время, пока цены вновь не стали подниматься.

  • Если вы планируете поездку летом, то по стране лучше передвигаться на поезде или самолете: водители маршруток и автобусов часто экономят на кондиционерах.
  • Местные правоохранительные органы очень строго за соблюдением законов. Во избежание неприятных ситуаций лучше всегда при себе иметь паспорт.
  • Запаситесь противомоскитными и солнцезащитными средствами.
  • Чаевые здесь обычно составляют 5-10 % от итоговой суммы, если они уже не включены в счет.
  • С кредитными картами и дорожными чеками проблем в Самарканде не возникнет, но если захотите отправиться в небольшие города, то лучше запастись наличными.
  • На границе потребуется предъявить рецепт врача, если вы везете с собой какие-либо сильнодействующие медикаменты. Драгоценности и валюту необходимо задекларировать.