Храм тесея гефеста в афинах. Храм Гефеста, Греция: описание, история, интересные факты и отзывы

Храм тесея гефеста в афинах. Храм Гефеста, Греция: описание, история, интересные факты и отзывы
Храм тесея гефеста в афинах. Храм Гефеста, Греция: описание, история, интересные факты и отзывы

Храм Гефеста, также известный как Гефестийон или ещё ранее как Тесейон, один из наиболее сохранившихся храмов эпохи Классической Греции. Этот храм в дорическом стиле, окруженный колоннами, находится на северо-западной стороне Афинской агоры.

Храм был построен в 449-415 годах до н.э. в честь бога Гефеста (в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец). Инициировал строительство афинский государственный деятель, оратор и полководец Перикл. При его правлении Афины достигли наивысшей степени экономического и культурного развития, этот период ещё называют «Периклов век». Строительство храма растянулось более чем на 30 лет, так как часть работников была переброшена на возведение Парфенона (447 г. до н.э.). Архитектор этого шедевра так и остался неизвестен.

Храм Гефеста построен из пентеликонского и парийского мрамора. Сооружение имеет длину 31,776 м, ширину 13,708 м и опирается на 34 колонны в дорическом стиле, хотя фризы выполнены в ионическом стиле. 18 из 68 метоп храма были скульптурные, остальные, вероятнее всего, были раскрашены. На восточной стороне храма 10 метоп имели скульптурные изображения подвигов Геракла. Ещё по 4 метопы на прилегающих боковых фронтонах были украшены сценами из жизни Тесея.

По свидетельству древнегреческого географа и писателя Павсания в храме размещались бронзовые статуи Афины и Гефеста. Предположительно автором этих статуй был древнегреческий скульптор Алкамен, правда, убедительных доказательств этому нет.

В 3 веке до н.э. вокруг храма были высажены деревья и кустарники (лавр, мирт, гранат), тем самым образовав небольшой сад.

С 7 века и до 1834 года в храме была расположена греческая православная церковь Святого Георгия.

Храм Гефеста является археологическим памятником и находится под охраной Министерства культуры Греции.

Стоял на том же месте, на котором стоят современные Афины. Древние Афины стоялив пяти километрах от моря, в 7-8 километрах от Пирейской гавани, на северном берегу Илисса, речки, обыкновенно пересыхающей летом. Невдалеке от северного края древних Афин течет на плодородной равнине другая речка, Кефисс. У самого края города на севере подымалась уступами гора Ликабет. Окружность древнего города Афин вместе с Пиреем, который соединен был с городом стенами, составляла около 25 километров. Восточная и северная части древних Афин, составлявшие большую их половину, лежали на равнине; юго‑западная часть была построена на двух грядах холмов, разделенных небольшою ложбиною; передняя гряда идет с севера на юг, задняя, находящаяся к юго‑западу от неё, имеет направление, одинаковое с Ликабетом, с северо‑востока на юго-запад. Передняя гряда состоит, главным образом, из двух скалистых холмов. Восточный холм её – самое высокое место в целом городе. С трех сторон он подымается над равниной крутыми утесами; только с западной стороны можно на него всходить. На его довольно обширной верхней площади стояла цитадель древних Афин – Акрополь. На запад от Акрополя поднимается скалистый холм Ареопага; на восточной окраине этой скалы собирался, по древнему обычаю под открытым небом, афинский трибунал, именем которого называлась она, а под обрывом её восточной окраины, в скалистой ложбине между холмом Ареопага и Акрополем, стоял очень древний и пользовавшейся в Афинах большим уважением храм Эвменид. На северо‑западе от холма Ареопага подымается плосковершинный холм, который ученые называют теперь Тесеевым холмом (Theseion), потому что на северо‑восточной окраине его стоял храм Тесея. Самый значительный из холмов задней гряды находится на южном конце; это холм Муз (Музей, Museion), западный склон которого имеет почти четверть часа пути в длину. (На вершине его впоследствии стоял памятник родственника сирийских царей Филопаппа; этот памятник был виден с очень большего расстояния). На северо‑запад от холма Муз, отделяясь от него лишь узким ущельем, подымается плоскою террасою холм Пникса; на восточном склоне его находится искусственно выровненная терраса, окраину которой поддерживает громадная стена; археологи прежде полагали, что эта терраса была в древнем городе Афинах местом народных собраний, потому назвали ее Пниксом, как называлось у афинян место, где происходили народные собрания. На северо‑западе от холма Пникса, отделяясь от него лишь небольшою ложбиною, стоит скала, которую археологи называют холмом Нимф (потому что на скале есть надпись, посвящающая ее нимфам). Этот холм лежит почти прямо на запад от афинского Ареопага, а холм, примыкающий в нему с севера, прилегает к западной стороне Тесеева холма. Обе гряды составляли сплошную линию высот, служившую естественною защитой древних Афин со стороны гавани. Служивший с давних времен жилищем для эвпатридов, Акрополь вместе с прилегающими к нему с запада и с юга улицами и холмом Ареопага составлял в Афинах древнейший город. Вероятно, очень издавна принадлежала к нему также местность между Акрополем и Илиссом, называвшаяся Лимнами (Limna, «болота»). После персидских войн древний город Афины стал увеличиваться; в особенности разрастался он на север и северо‑запад; в его состав вошли соседние сельские общины: на севере, Ближний Керамик и Дальний Керамик, ставший северным предместьем; на западе Колон Агорский и Коллит, лежавший, вероятно, на восток от Колона. Дипилонские ворота (Dipylon) вели из древних Афин на северо‑восток в ту местность, где находилась Академия, сад с постройками, украшенный фонтанами; из других ворот города назовем Пирейские, Итонские, Диомейские, Ахарнские.

Памятники древних Афин – храм Тесея

Из развалин зданий древнего города Афин самый значительные:

В храме стояла статуя Афины, сделанная из слоновой кости, в золотой одежде; это было превосходное произведение Фидия. «Величественность форм здания, – говорит Прокеш, – блеск мрамора, безукоризненная гармония пропорций наполняли светлым спокойствием душу смотревшего на этот храм. Парфенон – диво совершенства. Самые незначительные, самые закрытые от взгляда части его отделаны с такою же заботливостью, как и самые важные, наиболее бросающиеся в глаза. Работники трудились с благоговейной добросовестностью» – В 1687 году, при осаде Афин венецианцами, Парфенон сильно пострадал. Лорд Эльджин в 1801 и 1803 годах снял те статуи, какие еще уцелели на фронтонах, снял части фриза, уцелевшие на северной и на южной сторонах, собрал изваяния, лежавшие на земле, и перевез в Лондон. Теперь все эти фрагменты искусства древнего города Афин находятся в Британском музее, и составляют драгоценнейшую часть его коллекций. Байрон строго порицал лорда Эльджина, и многие повторяли это порицание; но оно несправедливо: правда, Парфенон лишился дивных изваяний, увезенных лордом Эльджином; но они спасены от разрушения тем, что были увезены из местности, находившейся под варварским владычеством турок. – На севере от Парфенона стоит храм Эрехтея (Эрехтейон), одно из превосходнейших зданий древних Афин и всей греческой архитектуры. Это собственно не один храм, а два, составляющее одно здание: храм Афины Полиады (Афины покровительницы города) и храм, называвшийся Пандрозием, в котором была гробница Эрехтея. По давнему преданию в этом здании находились: священное масличное дерево Афины, соляной источник Посейдона, и там была тайная пещера, в которой, жила священная змея, охранительница Акрополя. Там сохранялось и древнейшее изображение Афины, вырезанное из дерева, черное, похожее видом на мумию. Прежде тут был храм, построенный в первобытные времена. Новое здание, построенное на его месте, осталось во мнении афинян тем храмом, о котором говорили древнейшие и священнейшие их предания, и в нем продолжали совершаться обряды первобытных времен.

Эрехтейон (афинский Акрополь). Рисунок Э. Додвелла, 1821

Весь афинский Акрополь был наполнен статуями: в храмах, в колоннадах, на дворах, на улицах его – повсюду стояли изображения богов, героев и знаменитых людей. Все в нем блестело мрамором, бронзой, золотом. – Между храмом Эрехтея и Пропилеями стояла на высоком подножии колоссальная бронзовая статуя Афины Защитницы (Promachos). Возвращаясь на родину, афинский моряк еще с моря, между Афинами и Сунием, видел конец поднятого копья Афины Защитницы. Под Акрополем, в пещере, из которой вытекал ручей, было святилище Пана и Аполлона. Театр Диониса, развалины которого открыты прусскою ученою экспедициею 1861–1862 годов, стоял на юго‑восточном конце Акрополя, а на юго‑западном в позднейшие времена Ирод Аттический построил великолепный театр, Одеон, и назвал его Одеоном Региллы, в память о своей покойной жене.

Афинский Акрополь в древности. Реконструкция

На праздник великих Панафиней торжественная процессия приносила Афине новую одежду, пеплос, украшенный шитыми узорами. В этом шествии участвовали все уважаемые люди, все красивые девушки древнего города Афин. Процессия шла из Дальнего Керамика через Ближний Керамик, потом по улице Гермов, вдоль северной стороны Акропольского холма к Илиссу, к Элевсинию, потом мимо Пифийского храма, мимо Пеласгика, восходила через Пропилеи к Парфенону, и позолоченные двери храма, звеня, растворялись перед нею.

Афинские гавани

На юго‑западе от Афин вдается далеко в море скалистый полуостров Акте; северо-западная сторона его и общая линия берега образуют большой залив, северо-восточная сторона замыкает собою менее обширную бухту, имеющую лишь узкий вход. Северо‑западный залив, у которого лежало местечко Пирей, имеет тоже узкий вход, так что эта гавань легко может быть защищаема от неприятельских флотов, а она просторна, могла вмещать все многочисленные корабли, привозившие товары для древнего города Афин. В юго‑восточном углу обширной торговой гавани есть бухта, Кантар; она была военною гаванью древних Афин; по берегу этой бухты были расположены верфи для постройки военных кораблей, арсеналы; таким образом, военный флот не мешал торговому движению в Пирейской гавани. На востоке от древних Афин была маленькая бухта Зеа; еще дальше на восток, у Мунихии, была под высоким берегом другая маленькая бухта; обе они были исключительно военными гаванями; в Зейской гавани было построено до 200 сараев для хранения кораблей; в Мунихийской, которая меньше Зейской, до 100 таких сараев (остатки их видны). Всю эта часть прибрежья древние афиняне во время персидских войн по предложению Фемистокла обвели укреплениями колоссального размера. Стена, сложенная из тесаного камня, огибала все эти три бухты древних Афин; начинаясь от Этионейского мыса, она доходила на северо‑востоке до Мунихии; длина её составляла полторы географические мили; в толщину она имела 11 футов, так что по ней могли ехать рядом две телеги с грузом. Камни были скреплены между собою не известью, а железными скобами. На каждых ста футах была башня. Входы в гавани были узки от природы; но поперек их были построены каменные плотины, чтобы сделать их еще более узкими, и их можно было запирать цепями. Особенно сильно был защищен плотинами вход в Пирейскую гавань. По окончании персидских войн были построены две «Длинные стены», соединявшие древний город Афины с Пиреем; они шли в расстоянии стадия (около 180 метров) одна от другой; эта дорога между афинских Длинных стен стала улицею, застроенной домами.

Утраченные миры: Афины - древний город, видео

Гефестейон на Агоре, или храм Гефеста – наиболее сохранившаяся достопримечательность древней рыночной площади Афин. Его сооружение специалисты относят к промежутку между 460-ми и 420-ми годами до нашей эры, периоду почитания древних божеств.

В VII веке храм Гефеста был преображен в христианскую церковь Святого Георгия. Когда в христианстве появились различные течения, храм в XVIII веке стал местом захоронения протестантов. Однако все эти превращения давно забыты, а храм Гефеста навечно остается образцом античной архитектуры.

Сооружен храм Гефеста на прямоугольном основании из массивных каменных плит, уложенных в несколько рядов. Роль ограждающих конструкций выполняют ряды колонн по всему периметру сооружения. Прибывающие в греческую столицу туристы посещают храм Гефеста в составе экскурсий на Агору или других организованных маршрутов, а также самостоятельно.

Афинский храм Гефеста и его окружение

Представление о месте расположения и окружающих храм Гефеста достопримечательностях лучше карт и планов дает высотный снимок. Указателями в виде надписей и стрелок обозначены сам храм, а также приметное восстановленное здание — , о которой мы уже писали.

Именно по Стое легче всего ориентироваться по сторонам света, она протянулась с севера на юг. Храм Гефеста находится от ориентира в западном направлении, рядом с ним законсервированные развалины афинской Агоры , также описанные в одной из публикаций. Сверху видна и окружающая растительность, и другие объекты туристического интереса.

Осматривая оставшиеся фрагменты древнейшей торговой площади, лучшие кадры посетители делают, если захватывают кадром храм Гефеста на заднем плане. Перспектива снимка приобретает завершение, а древние развалины словно оживают. Кустарники словно намеренно расположены так, что делят снимок на логически законченные зоны.

Раскопанные древние фундаменты и остатки стен расположены на нескольких высотных отметках. Каскад развалин выглядит весьма впечатляюще, и храм Гефеста смотрится как логичное завершение панорамы. Очищенные от многовековых наслоений древнейшие остатки построек и сами познавательны, становятся объектами фото- и видеосъемки вездесущими туристами.

Поросший средиземноморской растительностью холм, открывающийся взгляду позади развалин, дает представление об объеме земляных работ, выполненных археологами. Раскопанные древности укрывал такой же толщины слой грунта, что и высота возвышенности. На месте раскопок оставлены только те элементы древних строений, которые нецелесообразно размещать в музейных условиях, которым не грозит расхищение для частных коллекций.

Ценные экспонаты размещены в музее Агоры, который находится в воссозданной в прошлом веке Стое Аттала. Некоторые массивные изделия, числящиеся экспонатами этого музея, оставлены под открытым небом, в частности – женская безголовая статуя. Характер одеяния женщины позволяет предположить, что выполнена скульптура в римскую эпоху.

В музейных каталогах и на пояснительной табличке произведение неизвестного скульптора названо Нереидой. Греческое происхождение этих мифических подводных богинь римскую версию не опровергает, ведь римляне восприняли и сохранили многие легенды древних жителей Эллады. Тем более, что достоверно известно о массовом использовании римлянами греческих статуй как строительного материала.

Конструктивные составляющие Гефестейона

Многие посетители афинских достопримечательностей осматривают храм Гефеста после посещения Стои Аттала, подходя к сооружению с его западного фасада. Здание с этой стороны хорошо освещено, что благоприятно для получения качественных снимков и роликов. Четко просматриваются и каменные плиты основания, и колонны, и другие элементы сооружения.

Древние строители знали о периодически тревожащих Афины землетрясениях, поэтому устойчивая опорная поверхность столь внушительна. Колонны дорического архитектурного ордера по фасаду размещены классической шестеркой, по боковой стороне их 13 штук. На капителях покоятся портики с лаконичными декоративными деталями, на портиках – элементы перекрытия. Крыша воссоздана при реконструкции, которой храм Гефеста подвергли во второй половине прошлого века.

За лицевыми колоннами частично просматриваются внутренние, которыми храм Гефеста разделялся на три нефа. Подобное построение воспроизводили и многие христианские церковные здания более поздних времен исполнения. По поводу внутреннего наполнения Гефестейона опубликованы много предположений, но мы их не приводим, потому что реально подтвердить эти данные не можем.

Для строительства древние мастера использовали мрамор — для колонн и других наружных элементов. Плиты основания изготовлены из более распространенного и прочного камня, предположительно гранита или базальта. Читающие пояснительные надписи туристы вряд ли запомнят эти подробности, если не имеют какого-либо отношения к строительной отрасли.

Храм Гефеста из-за своей неплохой сохранности позволяет получить представление обо всех элементах религиозного здания. Верхние части колонн заканчиваются капителями, служащими опорой для несущих балок портала. Дорическая капитель – самая простая конструкция, лишенная декоративного назначения. Ствол колонны заканчивается круглым эхином, между ним и балкой – квадратная абака.

Балки портала состоят из отдельных блоков, которые поднимали на установленные колонны поочередно. Блочную структуру подтверждают видимые швы. В некоторых из них проросли неприхотливые растения. Верхний ряд блоков имеет плохо различимый рельефный орнамент. Треугольный фронтон невысокий, выступающий вперед, на нем формировался конек крыши.

Рассматриваем храм Гефеста подробнее

Детали колонн древних греков наглядно представлены по отдельности в . Там можно все части видеть по отдельности и фантазировать о порядке сборки, а храм Гефеста такой возможности не дает. Однако и собранные колонны несут информацию о своей структуре, видимую подготовленным людям.

Хорошо различимы швы между отдельными дисками, составляющими стволы колонн. Продольные желоба – каннелюры выполнены вплотную, без площадки между ними, которые появились в более поздних ордерах. Нет у дорических колонн и опорной части (базы), они стоят непосредственно на опорных плитах основания храма.

Следующий фотоснимок иллюстрирует вышесказанное еще более наглядно. Колонны словно вырастают из основания без каких-либо прокладок. Следует обратить внимание на стопорные элементы между плитами основания. В выдолбленных углублениях заложены каменные клинья, не дающие плитам смещаться при подземных толчках.

От подножия колонн при взгляде вверх видны значительные смещения между отдельными дисками колонн. Они не привели к обрушению, потому что внутри заложены стопорные детали, входящие в соприкасающиеся диски.

Выбрав при землетрясениях все зазоры, детали фиксируются в постоянном положении. При этом возникает некоторое прерывание каннелюров, но заметно оно только при близком рассмотрении.

Снизу видима и конструкция кровли, частично восстановленная при последней реконструкции. Состоит она из отдельных кассет, для облегчения подъема выполненных наподобие решеток. Не хотелось бы гадать, но наверняка плиты кровли имеют стопорные детали, не дающие им сползать вниз при толчках или под собственной тяжестью.

Храм Гефеста внутри и со стороны

Сквозь внешние колонны западного фасада частично видно внутреннее устройство храмового пространства. Храм Гефеста имел в середине замкнутое молитвенное пространство — целлу, или наос, куда входили через пронаос – проходное помещение с запада. Внутренний портал украшен скульптурными изображениями подвигов Геракла и Тесея. По преданию, бог Гефест готовил доспехи для воинственных богов и героев.

Окружающая внутренние помещения святилища колоннада именуется периптером, это главное отличие античного храма от христианского. Вообще последователи Иисуса очень многое переняли у древних римлян, а те – от греков. Это и ориентация религиозных зданий, и наличие тайного помещения (алтаря), и изображения божеств. Единобожие христиан – главное отличие от язычества с его сонмом богов, одним из которых и был бог-кузнец Гефест.

Большинство посещающих греческую столицу раньше либо позже попадают на афинский Акрополь, описан этот холм и его храмы и нами. С вершины Акрополя можно увидеть и храм Гефеста, и руины Агоры, и новодел – Стою Аттала. Неплохая по качеству фотография только отчасти передает красоту этого вида, предпочтительно личное зрительное восприятие.

Находясь на Акрополе, можно воочию убедиться в сходстве архитектуры здешних святилищ с храмом Гефеста, по крайней мере принципиальном. Если же на главный холм Афин вы попали раньше, чем в храм на Агоре – не пренебрегайте и его посещением. Не зря считается, что храм Гефеста – наиболее сохранившийся со времен античности.

Адрес: Греция, Афины, Афинская агора
Начало строительства: 449 год до н. э.
Окончание строительства: 415 год до н. э.
Координаты: 37°58"32.2"N 23°43"16.9"E

Содержание:

Краткое описание

Туристы, успевшие побывать во многих уголках мира, советуют «начинающим» путешественникам, мечтающим ближе познакомиться с историей человечества и воочию увидеть древние памятники архитектуры, смело отправляться в Грецию .

Вид на храм с развалин Афинской агоры

Именно на территории этой европейской страны, переживающей в настоящий момент. нелегкие времена, находятся многочисленные памятники истории и архитектуры, удивительные достопримечательности, которые были возведены древними строителями еще до нашей эры. Древняя Греция знала взлеты и падения, увы, большую часть времени ее территория являлась местом кровопролитных сражений между захватчиками, мечтавшими получить полный контроль над Элладой. Естественно, все это не могло не сказаться на состоянии многочисленных храмов и святилищ, многие из которых в начале 20-го века приходилось в буквальном смысле извлекать из-под земли.

Одно из немногих строений, которое чудом уцелело до нашего времени и возвышается на северо-западной стороне знаменитой Афинской агоры – это известнейший во всем мире Храм Гефеста . Во многих источниках упоминается Афинская агора, однако, определение этого термина встречается довольно редко. Для того чтобы понять значение Храма Гефеста, стоит объяснить, чем именно являлась агора для древних греков. Афинская агора – это центр древних Афин , место, на котором проводились различные собрания, языческие обряды, состязания спортсменов и велась бойкая торговля. Проще говоря, агора – это что-то вроде римского форума, который также был построен еще до прихода в наш мир Спасителя всего человечества Иисуса Христа.

Общий вид на храм

На Афинской агоре и поблизости нее возводились лишь самые главные для древних греков здания, храмы, театры и святилища. Одним из таких храмов является Храм Гефеста, на который и в наши дни могут полюбоваться путешественники, посетившие столицу Греции. Удивительно, но сохранился Храм Гефеста не из-за приверженности афинян к языческому культу, а благодаря Греческой Православной Церкви. Однако об этом немного ниже….

Гефест в древнегреческом мифе

Согласно мифу, Гефест был сыном громовержца Зевса и его ревнивой супруги Геры. Существует предание, что во время одной из многочисленных ссор божественных супругов, Гефест был сброшен с Олимпа, и упал на остров Лемнос, который образовался в результате мощного извержения вулкана. Несмотря на то, что Гефест был сыном бога и богини, при падении он сломал ногу, и впоследствии остался хромым. Если внимательно изучить все греческие мифы, рассказывающие о жизни богов, детально рассмотреть уцелевшие фрески и мозаики, можно сделать определенный вывод: все боги Олимпа проводили свое время в празднествах и торжествах. Когда этот «образ жизни» им наскучивал, они принимали непосредственное участие в жизни и судьбах людей и полубогов.

Вид на храм с запада

Лишь один из этих богов был вынужден постоянно трудиться. Это и был знаменитый Гефест, который согласно мифам был богом-кузнецом, покровителем огня и вулканов. По большей части Гефест делал великолепное оружие и надежные доспехи для греческого героя Ахиллеса. Того самого, которого поразили в единственно незащищенное место - «ахиллесову пяту». Вот такая непростая «жизнь» была у Гефеста, который вместо того, чтобы проводить время в торжествах, стоял у пышущего невыносимым жаром горна.

Храм Гефеста - история

По мнению историков и археологов, которые изучали различные летописи и описания, Храм Гефеста был построен во времена правления Перикла. Перикл восседал на царском троне Афин и при помощи слов умел убеждать свой народ, а благодаря таланту полководца, малыми жертвами мог отбить многочисленные атаки неприятеля. Существуют факты, что царствование Перикла можно назвать золотым временем для Афин. Этот царь и приказал возвести на Афинской агоре великолепный Храм Гефеста. Приблизительно его строительство длилось с 450 по 415 год до нашей эры . Стоит отметить, что за такой срок можно было возвести даже несколько подобных храмов. Однако летописи указывают, что большинство рабочих занятых на строительстве Храма Гефеста, были «переброшены» в определенный период времени на постройку легендарного и гигантского Парфенона .

Северо-западный фасад храма

Несмотря на то, что у современных историков имеются в распоряжении описания путешественника Павсания, который в свое время в документах описал и древний Коринф, имя архитектора, разработавшего план Храма Гефеста, достоверно неизвестно.

Правда, некоторые специалисты выдвигают версию о том, что великолепный Гефестейон был разработан знаменитым древнегреческим архитектором Алкаменом. Этому мастеру, опять-таки, по неподтвержденным данным, приписывают авторство проекта Храма Посейдона , расположенного на мысе Сунион. Правда, никаких доказательств, которые бы говорили в пользу этой версии, пока историками и археологами не найдено, поэтому имя архитектора Храма Гефеста в наши дни официально считается неизвестным. В некоторых древних источниках указывается, что на окружающей территории храма бога-кузнеца, был разбит великолепный сад, в котором философы под тенью гранатовых деревьев могли размышлять о вечном.

Юго-западный фасад храма

В VII веке нашей эры языческий храм, посвященный богу Гефесту, православные священники сделали Церковью Святого Георгия. Удивительного в этом ничего нет, в те далекие времена былое могущество Афин кануло в прошлое и свободных финансов, впрочем, как и рабочей силы, в городе не было. К слову, христианская церковь довольно часто использовала древние строения для своих храмов. К примеру, в определенный промежуток времени христианским храмом была знаменитая «Башня ветров» , которая являлась, пожалуй, самой древней на нашей планете метеорологической станцией. Музеем под открытым небом Храм Гефеста стал благодаря баварскому покровителю королю Оттону, при правлении которого христианская церковь была вынуждена покинуть стены древнейшего святилища.

Храм Гефеста - архитектура и внутреннее убранство

Как уже было сказано выше, Храм Гефеста – это одно из хорошо сохранившихся древних зданий, а потому оно и самое удивительное на территории современных Афин . Здание, где почитали бога-кузнеца, возвышается на холме, носящем название Агорайос. Его длина составляет 31 метр и 70 сантиметров, впечатляет и ширина – 13,7 метров. Чудом уцелели не только все 34 колонны, которые были выполнены мастерами, жившими еще до нашей эры, в дорическом стиле, но и крыша. Стоит отметить, что фризы храма сделаны в ионическом стиле, а 18 из 68 метоп представляют собой скульптуры. Метопы восточной стороны Храма Гефеста рассказывают туристам при помощи скульптурных изваяний о жизни и подвигах Геракла. А еще четыре поведают о приключениях на острове Крите героя древнегреческих мифов Тесея.

Колоны и крыша храма

Философ Павсаний, который всегда описывал увиденное им во время путешествий, в своих записях говорит о том, что в центре Храма Гефеста стояли две огромные скульптуры, отлитые из бронзы. Первая, как нетрудно догадаться, была посвящена самому повелителю огня, а вторая, богине-покровительнице города - Афине Палладе. Увы, эти скульптуры, как и многочисленные фрески и мозаики были варварски уничтожены, а многие попросту похищены захватчиками и мародерами.

Авторитетные архитекторы утверждают, что Храм Гефеста был возведен по подобию Парфенона, как и большинство других небольших храмов, некогда стоящих на Афинской агоре. По большому счету они абсолютно правы, ведь во времена правления Перикла многие святилища, в которых поклонялись богам, строились в дорическом стиле. К слову, в результате археологических раскопок, начатых лишь в двадцатом веке, поблизости Храма Гефеста найдены многочисленные развалины кузниц и гончарных мастерских. Это говорит о том, что древние афинские ремесленники старались работать с огнем непосредственно возле храма бога, которому «подчинялась» эта стихия.

Юго-востосточный фасад храма

Было бы несправедливо не упомянуть о том, что многие греки, даже в наши дни считают, что храм был посвящен вовсе не Гефесту, а Тесею, которому удалось победить в лабиринте Дедала кровожадного Минотавра. В пользу этой довольно-таки сомнительной версии говорят скульптуры Тесея, состязающегося с Гераклом. Кстати, ранее существовала версия, что под самим храмом покоится тело легендарного и бесстрашного Тесея. Однако в результате раскопок никаких погребений под самим храмом и поблизости него не найдено. Единственное, что удалось открыть археологам, так это небольшое святилище, построенное задолго до возведения Храма Гефеста. Кому поклонялись в том небольшом здании, от которого осталась лишь горстка камней, так и останется загадкой.


Храм Тесея в Вене - храм несбывшихся надежд.

Если окажетесь в Вене, прогуляйтесь на досуге в парке Фольксгартен. Там сейчас в зените цветения дивный розарий. А фоном ему служит храм Тесея - сооружение с грустной историей.

Все началось в 1805 году, когда Габсбурги проиграли военную кампанию. Наполеон тогда заставил их подписать Пресбургский мир, в результате чего Австрия потеряла Ломбардию, а Наполеон короновался королем Италии. Вскоре после этого скульптор Антонио Канова получил заказ от новоиспеченного итальянского короля на создание скульптурной группы, представляющей греческого героя Тесея, побеждающего кентавра Евритиона.

Кентавр, представитель обреченного на вымирание племени, ассоциировался с вышедшими в тираж Габсбургами, а герой Тесей - молодое победительное поколение, естественно должен был олицетворять окончательную побоеду Наполеона над монархической Европой. Скульптурную группу предполагалось установить в центре Милана. Когда Антонио Канова завершил, наконец, выполнение заказа, по городу Парижу уже отгуляли казаки, а экс-правитель Европы обретался на острове святой Елены.

И произведение Кановы в то время Наполеона ну никак не интересовала.

Между тем, в 1819 году император Австрии Франц Первый Гасбург отправился путешествовать по Италии и, будучи в Риме, посетил мастерскую Антонио Кановы.

Там его взору предстала вышеописанная скульптурная группа. Император увидел в представленной сцене то, о чем мечталось ему: окрепшая, напитавшая свежих сил династия (Тесей) повергла взбесившееся чудовище (Наполеон).
К слову сказать, Наполеона-то, конечно, повергли, но крепче от этого не стали. Революция 1848 года продемонстрировала всегу миру изношенность габсбургской монархии (если бы не наш Николай первый, быстро и жестоко подавивший взбунтовавшихся венгров, не усидеть бы Габсбургам на троне...) Так вот, наполненный новым идеологическим звучанием Тесей, бьющийся с кентавром, отправились по приказу императора неспешным морским путем в Вену (три года ехали и плыли!).

А скульптор Антонио Канова мечтал о своем. Он мечтал, чтобы его любимое детище имело достойное обрамление. Он испросил у Франца Первого согласие на постройку а-ля древнегреческого храма для Тесея с кентавром, и высочайшее разрешение было получено. Тогда, по заданию Антонио Кановы, в Афины отправился архитетор Пьетро Нобиле.

Он снял размеры с храма Тесея на Акрополе, и возвел в Вене, на месте взорванного Наполеоном бастиона Лёвенбастай, его уменьшенную копию.
Все шло, как мечталось Антонио Канова.
В 1823 в парке Фольксгартен торжественно открыли храм Тезея.

В помещении под храмом выставили археологические находки из античного города Эфес, а наверху в самом храме продолжали стражаться кентавр с Тесеем.

Но тут мечта разошлась с неумолимой реальностью. Сначала катастрофически отсырело помещение под храмом. Древнегреческие экспонаты оттуда убрали, а само помещение замуровали. Сейчас о нем вообще мало кто помнит. А потом, все из-за той же сырости, пришлось переместить на другое место и скульптурную группу. С 1890 года Тесей душит кентавра на парадной лестнице музея Истории Искусств.

Больше того, в 20 веке выянилось, что прообразом венского храма, был храм не Тесея, а Гефеста, того самого, что елинственным из богов Олимпа был хроменьким. И венская «копия античности» осиротела. Теперь в Фольскгартене стоит храм Тесея без роду и племени. В течение двух последних лет храм реставрировали. Обошлось это в 2 мл евро. Псевдоантичному строению вернули белый, как настаивали реставраторы, фарфоровый цвет. Только раньше, когда храм был непритязательно серым,

на ступеньках его грелись на солнышке влюбленные пары и утомившиеся от впечатлений туристы.

Теперь же храм обнесли цепью на столбиках и он окончательно замкнулся в свем одиночестве. Вот так.