Один из старейших средневековых монастырей европы. Метеоры – самые труднодоступные средневековые монастыри Европы

Один из старейших средневековых монастырей европы. Метеоры – самые труднодоступные средневековые монастыри Европы
Один из старейших средневековых монастырей европы. Метеоры – самые труднодоступные средневековые монастыри Европы
Елизавета ЗОТОВА

Монастырские комплексы
Инициал Грегор и Моралия за работой. XII в. Баварская Государственная библиотека, Мюнхен

В Средние века монастыри являлись важнейшими центрами духовной и культурной жизни. В романское время на территории Европы возникает множество монастырей, оформляются монашеские ордена, строятся новые монастырские комплексы и перестраиваются старые.

Возникновение монашества

Первые монашеские общины возникают еще в III веке в Сирии, Палестине и Египте. Но это были пока еще не монастыри в средневековом понимании этого слова, а скорее объединения монахов-отшельников (еремитов). Отшельничество - самая ранняя форма монашества. Само слово “монах” происходит от греческого “отшельник”. В Европе монашество появилось во второй половине IV в. Возникновение первых западных монастырей связано с именем св. Мартина Турского. Но до VI в. не существовало какого-либо единого свода правил, призванного регламентировать жизнь монашеской общины. Авторство первого устава принадлежит св. Бенедикту Нурсийскому.

В 530 г. св. Бенедикт основал монастырь на горе Кассино близ Неаполя. В Монте-Кассино он и создал свой знаменитый “Устав”, пользовавшийся непререкаемым авторитетом на протяжении последующих веков, вплоть до появления других монашеских орденов. (Впрочем, бенедиктинские монастыри продолжали довольно успешно существовать на протяжении всей эпохи Средневековья и существуют по сей день.)

Главным средством достижения святости жизни, согласно св. Бенедикту, был принцип монашеского общежития, основанный на добродетелях смирения и послушания. Устав закрепляет принцип единоначалия настоятеля монастыря (аббата). Аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Установлен строгий распорядок дня монаха, расписан суточный круг богослужений, порядок чтения молитв, отводится время для занятий и для физического труда.

Основная особенность монашеской жизни состоит в том, что у монаха нет ни одной свободной минуты, которую он мог бы посвятить вредной для души праздности или греховным мыслям. Распорядок дня монаха подчиняется ходу литургии часов (в строго определенное время осуществляется строго определенное богослужение). Устав также содержит предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Вступая в монашескую общину, монах приносил обет послушания, оседлости (он не имел права без специального разрешения аббата покидать стены монастыря) и конечно безбрачия, таким образом, отрекаясь от всего мирского.

Идеальный план монастыря

В Средние века предпринимались не только попытки регламентировать жизнь монашеской общины, но и создавать сами монастырские комплексы согласно единым правилам. Для этих целей в эпоху правления Карла Великого был разработан план “идеального монастыря”, утвержденный церковным собором (ок. 820), он хранился в библиотеке монастыря Санкт-Галлен (Швейцария). Предполагалось, что при строительстве данного монастырского комплекса будут четко следовать этому плану.

Этот план, рассчитанный на территорию размерами 500 на 700 футов (154,2 на 213, 4 м), включал в себя более пятидесяти построек различного назначения. Несомненно, центром монастырского комплекса был собор - трехнефная базилика с трансептом. В восточной части располагались хоры для монахов. Главный неф традиционно завершался алтарем. Несколько небольших алтарей располагались в боковых нефах и в западной части, однако они не образовывали единое пространство с главным нефом. Собор был спланирован с учетом хода именно монастырского богослужения, отличавшегося от месс, служившихся для мирян. Западный фасад церкви обрамляли две круглые башни, посвященные архангелам Гавриилу и Михаилу. Как архангелы являлись стражами Града Небесного, так и эти башни были каменными стражами аббатства. Первое, что представало перед взором вошедшего на территорию монастыря, был именно этот фасад собора с башнями.

Аббатство Фонтевро. Схема

К собору примыкают здания библиотеки и ризницы (сокровищницы). Справа от собора располагался закрытый дворик для прогулок монахов (в более поздние времена именно такой дворик - клуатр станет центром композиции монастырского комплекса). На плане указаны монашеские кельи, дом настоятеля, госпиталь, кухни, гостиницы для паломников и множество хозяйственных построек: пекарня, пивоварня, амбары, хлева и т.д. Предусмотрено также кладбище, совмещенное с фруктовым садом (такое решение должно было находить философское истолкование у обитателей монастыря).

Сомнительно, что существовали монастырские комплексы, построенные точно по данному плану. Даже Санкт-Галлен, в библиотеке которого хранился план, лишь приблизительно соответствовал первоначальному замыслу (до наших дней каролингские постройки этого аббатства, к сожалению, не сохранились). Но примерно по такому принципу строились монастыри на протяжении всей эпохи Средневековья.

Монастыри-крепости

Многие средневековые монастыри на первый взгляд больше напоминают хорошо укрепленные замки воинственных феодалов, чем обитель смиренных монахов. Это объяснялось многими причинами, в том числе и тем, что такие монастыри действительно могли играть роль крепости. Во время вражеских нападений в стенах монастыря скрывались жители города или окрестных деревень. Так или иначе, местом для строительства монастыря часто выбирались труднодоступные участки. Вероятно, первоначальная идея заключалась в том, чтобы по возможности сократить доступ мирян в обитель.

На горе было построено и знаменитое аббатство, основанное св. Бенедиктом, - Монте-Кассино. Настоящей крепостью является аббатство Монт-Сан-Мишель. Основанное еще в VIII в., аббатство посвящено архангелу Михаилу и построено на скалистом острове, что делало его неприступным.

Клюнийцы и цистерцианцы

В XI–XII веках монастырская культура достигает небывалого расцвета. Строится множество новых монастырей, благосостояние которых иногда позволяет возводить такие архитектурные шедевры, как, например, знаменитый собор в аббатстве Клюни. Основанное в начале X в. бенедиктинские аббатство Клюни занимало особое положение, формально подчиняясь непосредственно папе. Клюни оказывало огромное влияние на духовную и политическую жизнь средневековой Европы. Его главный собор до появления готических соборов был самой большой церковной постройкой христианского мира. Это выдающееся произведение архитектуры было украшено поистине потрясающей каменной резьбой (портал, капители колонн). Роскошные интерьеры церкви Клюни III были призваны поражать воображение.

Полной противоположностью клюнийцам были аббатства новой монашеской конгрегации - цистерцианцев (от названия первого монастыря ордена - Цистерциум). Цистерцианцы резко отвергали даже всякий намек на роскошь, их устав отличался особой строгостью. Физический труд они считали основой монашеского служения, поэтому в цистерцианских рукописях мы часто встречаем изображения монахов за работой. Архитектура цистерцианских монастырей также отличалась лаконичностью. Резной каменный декор, например, был практически запрещен. Но строгость монастырской жизни вовсе не мешала цистерцианским монастырям наряду с бенедиктинскими активно участвовать в духовной и политической жизни Европы. Монастыри обоих орденов были настоящими очагами культуры: здесь писались научные трактаты, переводились и копировались античные и нередко арабские авторы, в их скрипториях создавались настоящие шедевры книжного искусства. При монастырях также существовали и школы для мирян.

План идеального монастыря. Ок. 820 г.

1. дом для свиты знатных гостей
2. хозяйственная постройка
3. дом для знатных гостей
4. внешняя школа
5. дом аббата
6. хозяйственная постройка
7. помещение для кровопускания
8. дом врача и аптека
9. травник
10. колокольня
11. привратник
12. наставник школы
13. скрипторий, библиотека
14. купальня и кухня
15. госпиталь
16. крытая галерея
17. вход в монастырь
18. помещение для приемов
19. хор
20. собор
21. дом для прислуги
22. овчарня
23. свинарник
24. хлев для коз
25. конюшня для кобыл
26. коровник
27. кухня
28. покои для паломников
29. погреб, кладовая
30. сад для прогулок монахов, крытая галерея
31. помещения для отопления, спальня (дормиторий)
32. сакристия
33. помещение для приготовления гостии и елея
34. крытая галерея
35. кухня
36. школа для послушников
37. конюшня
38. хлев для быков
39. бочарня
40. токарня
41. амбар
42. солодосушилка
43. кухня
44. трапезная
45. купальня
46. кладбище, фруктовый сад
47. пивоварня
48. пекарня
49. молотильня
50. мельница
51. различные мастерские
52. гумно
53. зернохранилище
54. дом садовника
55. огород
56. курятник, гусятник

Монастыри возникли из стремления отшельников к духовной жизни вне общества, но в сообществе. Принц Сиддхартха Гаутама отказался от богатства в поисках просветления, став основателем буддийской общины монахов.

Христианское монашество возникло в пустыне Египта, где отшельники искали уединенной жизни. Некоторые были настолько почитаемыми и известными, что обратили своих последователей в ученики, которые сформировали общины в IV веке. Так Антоний собрал отшельников, живущих поблизости в пустыне, которые собирались по воскресеньям для поклонения и общей трапезы. Один из старейших монастырей в мире был основан вскоре после смерти преподобного Антония, названный в его честь, как основателя христианского монашества.

Постепенно монашество распространилось по всей Римской империи. Святой Бенедикт также бежал из мира, но ученики проложили дорогу к его двери. В 530 году он огородил общину стеной и написал правила для монахов, где подчеркнул послушание, умеренность и равномерное чередование труда и молитвы, основав Монте-Кассино - первый монастырь в Италии. Так монашеское движение стало распространяться в Европе. С VI века начали строить монастыри в Англии и Ирландии.

На Киевской Руси иночество началось после принятия христианства. Киево-Печерский - один из первых монастырей Украины, основанный в 1051 году монахом Антонием, родом из Любеча.

Для общинной жизни требовались коммунальные здания. Церковь была приоритетной - молитвы являлись основным занятием монахов. Общежитие, трапезная и другие здания размещались вокруг обители, храмы находились предпочтительно с южной стороны на солнце. Были также кухня, пекарня, цеха и мастерские. Жизнь протекала тихо, без шума и суеты. Гостеприимство было частью монастырского правила, гостевой дом, обычно, находился во внешнем дворе. В популярных центрах паломничества гостевые дома были перегружены, и монастыри строили гостиницы в городе, вне монашеской обители. Принадлежавшие монастырям поместья и гостевые дворы стали основным источником их дохода.

На протяжении столетий монахи и монахини совершали много хороших дел. Они собирали книги и переписывали их, открывали школы и больницы. Монахи были самыми образованными членами общества, а часто единственными образованными. Средневековые монастыри были также местом раздачи милостыни бедным.

В начале XIV века монастыри в Англии были самыми многочисленными. В 1530 году Генрих VIII разорвал отношения с Римом и распустил большинство монастырей. Некоторые из них вблизи крупных селений сохранили как соборы или приходские церкви, другие были проданы богатым семьям, остальные снесены. Монастыри вернулись в Англию лишь спустя столетия.

Престиж религиозных общин пострадал от антицерковного настроения в конце XVIII века (кульминация борьбы с иезуитами), многие из них были разрушены. Особенно во Франции во время Французской революции (например, - одно из самых древних). Монастыри никогда больше не смогли восстановить власть, которой они когда-то обладали.

Тем не менее, в XIX веке вернулись религиозные настроения в обществе, и началось возрождение великих христианских памятников средневековья, когда монашество было на своем пике. К концу XX века в большинстве западных стран монахи снова активизировали свою деятельность в образовательной и благотворительной областях, посвятив себя первой цели монашества - созерцанию.

Цистерцианское аббатство Хайлигенкройц считается одним из крупнейших действующих средневековых монастырей мира, создано оно в 1133 году. Расположен монастырь в 25 км от Вены, на краю Венского леса.

Богословский институт

Аббатство переживало разные времена. Были периоды, когда братия находилась на грани нищеты; обители не раз угрожало закрытие. Однако избежать роспуска удалось, благодаря открытию Богословского института. Монахи всегда опекали отдалённые епархиальные приходы, занимались благотворительностью. Приход и сейчас оказывает психологическую помощь семьям, поддерживает престарелых, занимается добрачным воспитанием молодёжи.

Хор Хайлигенкройца

Монахи отреставрировали все строения, собрали огромную библиотеку из 50 тысяч томов, ведут собственное хозяйство. А ещё аббатство славится традициями григорианского пения. Хор Хайлигенкройца записал несколько альбомов, общим тиражом более 500 000 CD. Диски имели большой успех.

Хайлигенкройц - действующий монастырь. 86 человек насчитывает монашеская братия. Туристы могут осматреть монастырь только в установленное время.

Монастырь Хайлигенкройц (Stift Heiligenkreuz), фото Patrick Costello

Двор монастыря, фото Anu Wintschalek

Средневековые монастыри Европы – одни из самых посещаемых туристами мест. Раньше они были настоящими центрами общественной жизни, потому что совмещали в себе культуру, религию, административное управление, просвещение и даже судебную сферу. Здесь могли найти приют отчаявшиеся и бездомные, а для многих детей из бедных семей воспитание и жизнь в обители означали повышение социального статуса.

Несмотря на то, что в современном мире большинство первоначальных функций этих духовных мест утрачено, они не прекращают вызывать живой интерес.

Во-первых, они представляют собой прогрессивные архитектурные образцы средневековья, во-вторых, являются примерами замкнутых комплексов, которые обслуживали сами себя за счёт выполняемых монахами работ, содержащихся животных и выращиваемых сельхоз культур. По сути, это были образцы «государств в государстве» с особой жизнью и историей. Нередко монастыри Европы становились пульсарами исторических действий, где происходили трагические или великие событий. Многие из них окутаны таинственными и даже мистическими историями, до сих пор волнующими и поражающими воображение людей.

В самом сердце Европы расположился не только один из старейших, но и один из наиболее ценных в историческом смысле монастырь Святого Галла. Находится он в восточной части Швейцарии в небольшом административном центре Санкт-Галлен. Городок является одним из наиболее высокогорных в Швейцарии, но популярным и известным его делает не это, а то, что именно в нём в Средневековье построен центр просвещения Европы – Санкт-Галленское аббатство.

Старейшая обитель была основан ещё в 613 году одиноким монахом-отшельником по имени Галлус. Первым, кто решил уделять большое внимание культурному развитию внутри этих стен, стал настоятель Отмар, пригласивший из разных концов Европы мастеров для организации местной художественной школы. Смешение разных течений и жанров позволило создать уникальные картины и иконы, представляющие собой жемчужины средневековой художественной культуры.

Продолжателем этой традиции стал аббат Вальдо, который в VIII веке собрал в стенах аббатства одну из самых богатых библиотек Европы. Кроме того, здесь находилась сильная певческая школа, в стенах которой виртуозно исполняли песни в григорианском стиле. В X веке тут работали известные поэты и музыканты современности, а немного позже – трудился родоначальник и основоположник немецкой литературной словесности Ноткер Губастый.

Вплоть до XVIII века Санкт-Галлен был настолько же влиятельным монастырём Европы, как собор Парижской Богоматери в Средневековье, но позже значение обители ослабело. Во второй половине XVIII века старейшие здания были снесены, а на их месте воздвигнуты новые храмы, воплотившие в себя архитектурный стиль Барокко, до сих пор способного удивлять туристов и паломников со всего мира.

В 1983 году Юнеско добавил обитель Святого Галла в список Всемирного наследия. В стенах главной достопримечательности города хранится старейшая библиотека, насчитывающая 160 тыс. древних книг, 50 тыс. из которых доступны для ознакомления всем желающим.

Всем, кому посчастливилось побывать в австрийском городе Адмонт, расположенном на реке Энс, никогда не удастся забыть прекрасную картину: старейшие монастырские здания времён Средневековья, отражающиеся в водной глади реки.

Своим появлением живописный Адмонт обязан архиепископу Зальцбургскому, который инициировал его возведение в 1704 году. Здесь проводилась активная просветительская работа, особенно прогрессивными были монахи в естественных науках и в описании исторических фактов. Рядом с монастырской территорией была построена современная школа для девочек, в которой преподавали лучшие из монахов.

Пик процветания пришёлся на средние века, во времена служения аббата Энгельберта. Он был учёным, опередившим своё время, из-под чьего пера вышло много значимых научных работ. Именно в это время в обители начинает функционировать библиотека, по сей день являющаяся крупнейшей монастырской библиотекой не только Европы, но и всего мира. Коллекция книг настолько великолепна, что сюда ежедневно выстраиваются очереди посетителей. За год библиотеку посещает более 70 тыс. человек. Здесь можно увидеть 70 тыс. рукописных текстов и гравюр, а среди 200 тыс. книг есть огромное количество старейших экземпляров, созданных до XIII века.

Зал, где находится библиотека, представляет собой огромное светлое помещение, в котором причудливо смешались элементы неоготики, барокко и романского стиля. Кроме того, на территории действуют музеи естествознания и истории искусств, а в выставочном зале часто проходят музыкальные фестивали. Специальный отдел экспонирует картины для слепых. Можно только представить, насколько уникальны были бы выставки, если бы в 1865 году монастырские здания не пострадали от пожара.

Некоторые сокровища старейшей коллекции были проданы в кризисные 30-е годы XX столетия, которые стали очень тяжёлыми для жизни монахов. Были годы, когда деятельность монастыря прекратилась национал-социалистическим правительством, но с 1946 года духовная деятельность возобновилась, и с тех пор больше не приостанавливалась.

Монтекассино

Монастырь, созданный Бенедиктом Нурсийским на месте бывшего храма Аполлона, считается знаковым местом не только для Италии, но и для истории всей средневековой Европы. Его судьба полна горьких страниц, поскольку он неоднократно подвергался разрушениям. По этой причине тут сбереглась только небольшая часть старейшего величия и красот, наблюдаемых монахами и паломниками Средневековья. Тем не менее потоки гостей в эту обитель, расположенную на расстоянии 120 км от Рима, не прекращаются в любой сезон.

После постройки Монтекассино в 529 году на его территории возник Бенедиктинский орден. Но уже через 33 года строения разрушили лонгобарды. На восстановление ушло полтора столетия, но ещё через 170 лет его разорили сарацины. Отстроил Монтекассино папа Агапит II, понимающий его важность в жизни всей Италии. Военные атаки происходили и во время наступления Наполеона в 1799 году.

Следующее и величайшее разрушение произошло уже в ходе Второй Мировой войны в феврале 1944 года. Тогда возникло подозрение, что на территории монастыря находятся высокопоставленные фашистские военачальники, поэтому территория была разбомблена. От зданий смогли уцелеть только некоторые элементы, но основные ценности коллекций, к счастью, успели эвакуировать до начала бомбардировки, поэтому они остались невредимыми. Во время воздушных атак в стенах Монтекассино погибли сотни мирных людей, нашедших убежище в этих стенах в военное время.

По личному указанию Папы Римского вотчина бенедиктинцев была восстановлена в семидесятых, после чего сюда устремились тысячи паломников, желающих увидеть замок Средневековья. Гости могут любоваться внутренним двориком, храмами, виноградниками и слушать истории из средневековой жизни.

В католической культуре Сен-Морис часто называют местом, где людям открываются небеса. Это старейшее аббатство Западной Европы, расположенное в Италии, пережившее Средневековье и дошедшее до наших дней. На протяжении последних 15 столетий здесь ни на один день не прекращалась духовная жизнь, а Богослужения проходили с чёткой периодичностью.

Основан Сен-Морис в 515 году на месте могилы Св. Мориса, в честь которого аббатство получило своё имя. Защита выбранного святого была так сильна, что монастырская жизнь не прекращалась ни на минуту, не происходило здесь расформирований и значительных разрушений. Из уст в уста многими поколениями монахов со времён Средневековья передаётся легенда о том, что во время очередного Богослужения в стенах одного из храмов молящимся здесь явился святой Мартин, который тоже покровительствует этому месту, как и Маврикий.

Местной чертой являлось то, что служители обители всегда были шутниками и людьми тонкой иронии. Убедиться в этом можно и сейчас, приехав в Сен-Морис. Во многом именно это способствовало тому, что монастырь устоял на протяжении долгих веков, не став жертвой войн, смены политических сил и прочих перипетий. Монахи считают, что причина тому – удачное местоположение: Сен-Морис «прижимается» к скале, как дитя, прильнувшее к матери. Самая большая опасность, тем не менее, за всё время существования старейшего монастыря Западной Европы исходила именно от этой скалы, от которой семь раз откалывались обломки, разрушающие церковь, находящуюся под ней. В последний раз это произошло в средине XX века, когда огромный камень упал на колокольню, оставив от неё только руины.

Много раз Сен-Морис грабили лесные разбойники и опустошали сокрушительные пожары. Случалось, что обитель затапливали горные потоки, но монахи стойко воспринимали все неурядицы, не прекращая своего служения. В 2015 году здесь праздновали Великий 1500-летний юбилей, организованный при участии Юнеско.

Настоящая жемчужина христианства расположена на острове побережья Нормандии на северо-западе Франции. Замок удивительной красоты с высокими башнями, уходящими в небо и отражающимися в морской воде, представляет собой незабываемую картину, увидеть которую ежегодно стремятся более 4 млн туристов со всего мира.

Мон–Сен-Мишель с французского переводится как «Гора Святого Архангела Михаила». Уникальное расположение способствует тому, что добраться на него по сухопутному пути можно только во времена значительных отливов, а приливы отрезают его от материковой суши, оставляя тончайший перешеек, по которому не каждый решается ступить. Это заставляет туристов быть предельно осмотрительными: ещё Виктор Гюго писал, что скорость прилива воды равна скорости лошади, скачущей галопом. По этой причине огромное количество туристов не смогли преодолеть этот путь, утонув в заливе.

История возникновения старейшего монастыря связана с красивой легендой: в 708 году епископу Авраншу Святому Оберу во сне явился Архангел Михаил с указом начать строительство обители монахов на острове. Проснувшись, епископ подумал, что мог неправильно понять видение. После второго подобного сна он продолжал сомневаться, поэтому Архангел приснился Авраншу и в третий раз, оставив на голове ожог. Сразу после этого епископ решил инициировать строительство.

В X веке количество паломников стало так велико, что для них у подножия обители был построен маленький город, а обилие пожертвований позволило собрать нужную сумму, чтобы на вершине горы воздвигнуть огромный храм. На территории Мон-Сен-Мишель к началу XIII века жили несколько сотен регулярных монахов. Но постепенно значение аббатства ослабевало, и уже к 1791 году монашеская жизнь здесь закончилась, уступив место тюрьме, просуществовавшей до конца Великой французской революции. С 1873 года начата масштабная реконструкция, в ходе которой Мон-Сен-Мишель имеет современный внешний вид. Многим он напоминает замок с заставки кинокомпании Дисней, много лет олицетворяющую красоту замков Средневековья.

Во Франции находится один из красивейших древних монастырей – Леринское аббатство. Расположен он на расстоянии трёх километров от Канн, поэтому большинство туристов, посещающих Канны, устремляется сюда, чтобы прикоснуться к истории Средневековья.

Основан Леринский монастырь в 410 году, после того как монах-отшельник поселился здесь в поисках уединения. Ученики не пожелали оставить своего духовного отца, поэтому последовали за ним и обосновали Леринское аббатство на необитаемом острове. К VIII веку это место стало влиятельнейшим регионом Франции и Европы, ему принадлежало много владений, не исключая деревни Канны.

Не имея достойной защиты, это место стало лакомой и лёгкой добычей для сарацинов, разграбивших сокровищницу и убивших всех монахов. Выжил только один из прежних жителей обители – монах Элентер, который отстроил на руинах новый храм. После этого постройки неоднократно разрушались, но упорство монахов превозмогало все неурядицы. После французской революции остров был продан известной актрисе, где 20 лет находился гостиный двор. Только в 1859 году его смог перекупить епископ Фрежюс, чтобы возродить святое место.

Сейчас на территории монастыря живут 25 монахов, которые помимо духовной службы занимаются выращиванием винограда и гостиничным бизнесом.

Старейшие средневековые монастыри Европы

5 (100%) 1 проголосовавших

20 февраля 395 года в Вифлееме был открыт первый в истории женский монастырь. К сожалению, до нашего времени он не сохранился, но до нас дошли другие столь же древние обители, о которых мы сегодня расскажем.

Поскольку монахи не любят мирской суеты (от нее-то они и уходят в горы, пустыни или за высокие неприступные стены), во многие обители посторонних не пускают ни при каких условиях. Поэтому речь пойдет о тех древнейших монастырях мира, которые открыты для паломников и простых туристов.

Немало страниц Библии посвящено полуострову Синай, ведь там, на вершине одноименной горы, Моисею были дарованы десять заповедей, нанесенные на Скрижали Завета. Немудрено, что эта часть Египта уже который век служит местом для паломничества и площадкой для археологических раскопок. Там, где по преданию явился к пророку Господь Бог и выросла Неопалимая купина, в 557 году появился один из старейших в мире христианских монастырей, названный в честь своей создательницы – святой Екатерины. 12 часовен, библиотеку, иконный зал, трапезную, ризницы и даже гостиницу скрывает монументальная обитель, укрепленная во времена императора Юстиниана. За века существования она обрастала все новыми строениями, не прекращая проводить службы и принимать верующих. Храм превратился в настоящий город в пустыне. Главенствует там архиепископ Синая – самой маленькой епархии мира. Из святынь, кроме Неопалимой Купины и часовни ее имени, хранящей древнюю мозаику Преображения, гостей монастыря ждет и колодец, вблизи которого Моисей встретил свою будущую спутницу – одну из дочерей Иосифа. Ни разу не разрушался святой храм: ему оказывали помощь даже пророк Мухаммед и арабские халифы, султаны Турции и Наполеон Бонапарт. Лишь осенью 2013 года из-за политических неурядиц в Египте монастырь святой Екатерины был временно закрыт. О том, когда сюда можно попасть, указано на http://www.sinaimonastery.com/ .

Уже пятнадцатый век существует в таинственном Тибете «Дом Господа» – великий монастырь Джоканг, где проходят посвящения Панчен-Ламы и Далай-Ламы. Легенда гласит, что именно в этом месте и родился тибетский буддизм. Первой ценностью, занесенной в храм, была древняя статуя, освященная лично Буддой Шакьямуни. Вокруг Джоканга выросла Лхаса, а с ней разросся и сам храм: внушительное четырехэтажное строение, украшенное колесом дхармы и золотыми ланями, перестраивалось в 17, 18 и 19 веках. Тяжелая доля выпала буддистской святыне: многое было разрушено в ходе монгольского вторжения, а в годы китайской культурной революции Джоканг использовался как хлев для свиней и военная база. К счастью, в 1980 году монастырь был отреставрирован и вскоре был занесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Много сокровищ скрывается за его стенами: здесь хранится золотая урна, переданная в дар китайским императором Цяньлуном, роскошное издание «Трипитака», созданное из сандала, старинные тханки, относящиеся к 7-9 векам, и покрытые позолотой статуи родоначальников тибетского буддизма – царя Сронцзангамбо и его жен. Монастырь открыт для приверженцев любых религий: здесь проводятся культовые обряды всех школ буддизма и даже коренной религии Тибета бонпо. Узнать больше об истории Джоканга можно на страничке достопримечательности в ЮНЕСКО http://whc.unesco.org/en/list/707 .

Немного сведений сохранила история Свято-Спасского женского монастыря, расположенного близ села Костомарово в Воронежской области. Одна из легенд приписывает его постройку самому Андрею Первозванному, другая относится к 12 веку. Правда иль нет, но в почтенном возрасте уникального русского монастыря, высеченного прямо в скале, сомневаться не приходится. Многое здесь напоминает о Византии: 12 меловых столпов удерживают округлые своды храма, способного вместить до двух тысяч верующих, а его стены украшают прекрасные православные фрески. Длинный и низкий коридор ведет в пещеру Покаяния – чтобы попасть сюда, нужно склониться в поклоне. Лишь чудо спасло Свято-Спасский монастырь во времена правления Советов: последний монах, отец Петр, был расстрелян, а храм затоплен, дабы не отвлекать людей от строительства коммунизма. Но выжила русская Голгофа: в 1993 году здесь прошла первая после забытья служба. Храм был отреставрирован и превращен в женский монастырь, а об ужасных временах напоминает лишь чудотворная Костомаровская икона Божьей Матери, испещренная пулями. Те, кто побывал с Свято-Спасском монастыре, утверждают: это настоящее место силы, где сочетаются природная гармония и божественная чистота. Тем же, кто еще не добрался до российской Палестины, предстоит дорога на электричке из Воронежа в Россошь (выход на станции «Подгорное»), а затем на автобусе, следующем в село Костомарово.