Главный собор в константинополе история 6. Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Главный собор в константинополе история 6. Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбуле)
Главный собор в константинополе история 6. Собор Святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Собор Святой Софии?

Знаменитый символ великой Византии сейчас официально называется Музей Айя-Софья и располагается в историческом районе Султанахмет – в старом центре турецкого Стамбула.

Кто построил Собор Святой Софии?

История собора Святой Софии была начата в первой четверти IV века в правление римского императора Константина Великого – основателя столицы империи Константинополя. В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески. Лишь после того, как Айя-Софья был объявлен музеем, счистили слои штукатурки с многочисленных фресок и мозаик.

Архитектура Собора Святой Софии

В результате многих перестроек и реставраций от первоначальной постройки не осталось практически ничего. Но в целом архитектура величественного сооружения сохранила черты, присущие византийскому искусству: особое сочетание пышности и торжественности. В наши дни Собор Святой Софии в Турции - четырехугольное строение, образующее три нефа. Базилику венчает гигантский купол, состоящий из сорока арок, поддерживаемых огромными колоннами из малахита и порфира. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев.

Особой помпезностью отличается внутренняя отделка собора: детали из цветного мрамора, причудливые мозаики на золотистом полу, мозаичные композиции на стенах, изображающие библейские и исторические сюжеты, а также цветочные орнаменты. В мозаичных произведениях ярко выделяются три временных периода развития данного вида искусства, отличающиеся особенностями использования цвета и создания изображения.

Достопримечательностями храма являются 8 яшмовых колонн непривычно зеленого цвета, привезенных когда-то из , и знаменитая «плачущая колонна». По поверью, если дотронуться до отверстия в покрытой слоями меди колонне и при этом почувствовать наличие влаги, то загаданное сокровенное желание непременно осуществится.

Особенностью Айя-Софья является сочетание изображений христианских символов, Иисуса Христа, Божьей Матери, святителей, ветхозаветных пророков и цитат из Корана, расположенных на огромных щитах. Особый интерес представляют надписи, сделанные на каменных парапетах за многие века. Самыми древними являются скандинавские руны, оставленные воинами-варягами в Средневековье. Сейчас они покрыты специальным сверхпрочным прозрачным материалом, защищающим рунические надписи от стирания.

В последние годы проводится обширная компания за возвращение Собора Святой Софии православному христианству, как и было задумано первоначально. Христиане во многих странах мира присоединяются к требованиям вернуть древний храм православию, чтобы верующие люди имели возможность молиться в церкви.

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи - создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь - у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели - храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе . Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое - люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II , завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.

ХРАМ СВЯТОЙ СОФИИ

Святая София, церковь Божественной Мудрости, одно из самых важных и самых прекрасных зданий в истории мировой архитектуры. Для всех православных самым главным памятником древнего города является собор Св.Софии. Чудо архитектуры VI века! Напомним вам, что, по русским преданиям, именно сюда направил своих послов Князь Владимир Красное Солнышко, которые должны были ему сообщить, хороша ли христианская религия. После, побывав в храме Святой Софии, были так потресяны увиденным, что сообщили князю Владимиру, что они побывали не просто в велеколепном храме, а в раю. Говорят что именно это определило выбор Владимира и его решение крестить Русь. Вместе же с крещением Русь приняла и великую культуру. Это случилось в X веке.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане. При этом необходимо принять во внимание, что самое древнее из этих сооружений было построено приблизительно через 1 000 лет после Айя-Софии. Наименование Айя-София, одно из 3-х эпитетов, обращенных к богу. Эти три эпитета определяются так: Айя-София (Святая Мудрость), Ая-Ирена (Святое Благодушие) и Ая Динамис (Святая Сила).

Около 330 года сам Константин Великий велел строение храма, на месте сегодняшней Айя-София. А в 360 году, тут сооружается "Мегало Еклесия", что означает "Большая церковь" которая была освещена сыном Константина Великого - Констанцием. Пожар, вспыхнувший 20 июня 404 года, разрушил Большую Церковь, в результате чего, на деревянный фундамент грандиозного сооружения (404-416 гг.) зодчий Руффиос проектирует и строит новое, более устойчивое здание, которое было готово к посещению прихожан 10 октября 416 года. Финансировал постройку новой церкви базиличного типа византийский император Теодосиус. Опорные стены, ступени и фризы на фронтоне здания, расположенного перед сегодняшним музеем Айя-София, сильно пострадали в 532 году (13-14 января) в результате кровавого мятежа, получившего название Ника (Победа); здание было подвергнуто полнейшему разрушению со стороны мятежников.

После подавления мятежа вернувшийся к престолу император Юстиниан в 532- 537 гг., построил церковь, которая сегодня открыта для посетителей и туристов. Строительство церкви император поручил двум выдающимся анатолийским архитекторам своего времени: математику Анфемиосу из Траллеса (сегодняшний город Айдын) и Исидору из Милета. Исидор - знаменитый геометр и математик - отвечал, вероятно, за теоретическую разработку системы равновесия; Анфимиос же воплотил эту систему в камне. Мы мало что знаем о Анфимиосе и Исидоре, разве то, летописец VI века, Прокопий назвал первого из них "образованнейшим человеком своего времени", а другого - "человеком высочайшего ума".

Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев.

СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА


Святая София в известной степени храм-собиратель, ибо для его возведения были привезены остатки многих монументальных сооружений древности Греции и Рима. Из Аврелиановского Храма Солнца в Риме были, например, привезены порфировые колонны, из храма Артемиды в Эфесе (того самого, который был некогда подожжен Геростратом) - колонны из зелёного мрамора, четыре колонны из зеленого гранита, вывезенные из Эфесского портового гимназия, а красные порфирные колонны были привезены из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан). Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Стамбул главным образом из мраморных залежей Анатолии, а также городов Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той знаменитой горы, с Пентеликона близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон - Храм Девы-Афины.Но неправда, что все драгоценные мраморные, гранитные и порфировые колонны выломаны из античных храмов:

И всем векам пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.

(Дескать, из храма Артемиды в Эфесе выдрал, вторит Мандельштам древней легенде.) На самом деле, большая часть колонн была высечена специально для Св.Софии. Святая София была украшена с необычайной пышностью. в какой-то момент Юстиниан в тщеславном порыве решил вымостить пол плитами кованого золота; и даже намеревался покрыть все стены внутри храма золотом, но мудрые люди отговорили его. Много и других чудес связанно со строительством храма: известь для него разводили на ячменной воде, в цемент добовляли масло, а для верхней доски патриаршего престола был создан материал, которого до того не существовало на свете (да и теперь, пожалуй, нет): в расплавленное золото бросали драгоценные камни - рубины, сапфиры, аметисты, жемчуга, топазы, ониксы. Говорят секреты специальног раствора использованного в строительства так и не удалось разгадать.

Император Юстиниан не жалел никаких средств на постройку. Затраты на строительство были огромные, они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София - самая дорогая византийская постройка. Недаром Юстиниан в день открытия храма, в день рождества 26 декабря 537 года, когда работа была завершена, и прихожане посетили церковь, стоя посреди великолепного храма и воздев руки к небу воскликнул: "Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон!" (имея в виду библейский Соломонов храм; свою столицу Юстиниан, кстати, называл Новым Иерусалимом).

Третья (нынешняя) София на протяжении 916 лет была кафедральным собором Константинополя, главной церковью Византийской империи и всего православного мира. После турецкого завоевания ее на 481 год превратили в мечеть и, наконец, в 1934 году сделали музеем.

Когда входишь в саму церковь, перехватывает дыхание так она велика и просторна и таким фантастическим образом освещена (причем надо еще себе представить, что бесчисленные окна, из-за которых стены кажутся прозрачными, на самом деле были еще больше турки некоторые из них частично заложили).

Вопреки очевидному, невозможно поверить, что вся эта гигантская конструкция состоит из каменной и кирпичной "плоти и крови" - настолько она кажется легкой и невесомой. Собственно, в том, чтобы добиться такого эффекта, как раз и состояла главная задача строителей Софии - ведь храм, по идее, должен быть подобием космоса, то есть представлять собой нечто нерукотворное, а никак не плод человеческих усилий. Невероятный купол изображает тут небесный свод, а какие же опоры могут быть у небесного свода? Поэтому все, намекающее на телесную тяжесть, тщательно и хитроумно спрятано, а купол, кажется, действительно "на цепи подвешен к небесам". Идее божественной легкости подчинены и все остальные архитектурные особенности Софии, которая вообще - одно из самых ясных произведений мировой архитектуры: отвлеченные богословские идеи воплощены в ней необычайно наглядно.

Несколько портят картину леса реставраторов, которые уже много лет упираются в купол. Впрочем, в утешение можно заметить, что и сами эти леса - настоящее инженерное чудо.

Главный (а сейчас и единственный) вход в церковь с западной стороны (слева от него видны остатки церкви Феодосия). Перед собором когда-то находился огромный обнесенный колоннадами двор-атрий. Центральными вратами Софии пользовались только во время больших праздников, да и тогда под их аркой имел право проходить только император. В обычные же дни государь попадал в собор по специальному переходу прямо из Большого дворца. Можно последовать его примеру и войти в Софию с юга, где написано "Exit" (чем можно спокойно пренебречь). Попадаешь в сводчатый коридор, который называется Вестибюлем воинов: здесь император оставлял меч, здесь же оставалась его охрана. На темном своде вестибюля видны следы золотой мозаики времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). A над дверью, ведущей дальше в нартекс, мозаика уже X века Богоматерь с двумя императорами, Константином и Юстинианом. Константин держит модель основанного им города, а Юстиниан модель Софии (совсем непохожую).

Из нартекса девять дверей ведут направо, в сам храм. Центральные Императорские двери сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега; мозаика над ними изображает императора Льва VI Мудрого, на коленях кающегося перед Христом в своем четвертом браке (начало X века). Пользоваться этими дверями мог только император, соседними высшие сановники. По обе стороны дверей в мраморных плитах пола глубокие вмятины. Когда понимаешь, что эти ямы протоптаны в камне ногами стражников, в течение сотен лет стоявших у Императорских дверей, голова идет кругом от физического ощущения времени.

Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана. Своды были сплошь покрыты золотой мозаикой, а купол - украшен синим крестом на золотом фоне. Чудесная Богоматерь с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году, а шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом - к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века). Серафимов турки почему-то сочли талисманами и замазывать (в отличие от всех прочих мозаик) не стали - ограничились тем, что прикрыли им лица медными масками.

С трех сторон подкупольное пространство Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками. Вход на хоры - в северном торце нартекса; наверх ведет не лестница, а пологий пандус. По пандусу этому императрица могла подниматься наверх в своем паланкине, не испытывая ни малейших неудобств. Государыню сопровождали принцессы и фрейлины: во времена Юстиниана хоры предназначались исключительно для женской половины двора. Это было весьма светское место. Самая почетная часть хоров - в центре западной галереи, прямо напротив алтаря: круг из зеленого мрамора обозначает место, где стоял трон императрицы. В северной галерее стоит поискать изображение императора Александра (912-913) и древние граффити на столбах и парапете - рисунки и надписи, нацарапанные прихожанами. Среди греческих букв встречаются и руны X века (уже на южной стороне, на парапете балкона): их вырезали во время долгой службы скучающие гвардейцы-варяги. А в южной галерее сохранились части великолепного мозаичного убранства XI-XII веков. Когда-то хоры сплошь были покрыты мозаиками на золотом фоне, но сохранилось всего несколько изображений. На одном из них, сделанном около 1044 года, склоняются перед престолом Христа императрица Зоя и ее супруг Константин Мономах. В руках августейшая чета держит символы благотворительности: кошель с деньгами и дарственную грамоту. Верхняя часть фигур хорошо сохранилась - тем больше бросаются в глаза грубо заделанные трещины вокруг головы Константина и лица Зои. Это следы переделок: мужская фигура изначально изображала не Константина, а предыдущего мужа Зои (всего их было трое). А лицо самой императрицы было разбито, когда к власти ненадолго пришел ее пасынок, страстно ненавидевший мачеху. Когда Зоя, одна из немногих женщин, правивших империей, вернулась на престол, мозаику пришлось чинить.

Еще один императорский портрет, похожий по композиции, но более схематичный, изображает Богоматерь с императором Иоанном Комнином, его женой Ириной и сыном Алексеем (около 1120 года). Но самая красивая мозаика на хорах (и вообще одно из самых главных произведений византийского искусства) - великолепный Деисус: изображение Христа с Богоматерью и Иоанном Крестителем. "Деисус" означает "моление": Богоматерь и Иоанн молят Христа о спасении рода человеческого. Нижняя часть мозаики разрушена, по преданию - крестоносцами.

А прямо против Деисуса под плитой с латинской надписью "Henricus Dandolo" когда-то как раз и лежало тело одного из предводителей Четвертого крестового похода - венецианского дожа Энрико Дандоло. Он умер в Константинополе в 1205 году и был погребен на хорах Софии, превращенной крестоносцами в католический собор. Когда Константинополь был взят турками, султан Мехмед велел вырыть кости старого дожа и бросить их псам.

В период "Иконоклазма", в 726 году, Айя-София в числе других церквей Стамбула была подвергнута значительным разрушениям. Мраморные плиты с изображениями святых были повреждены, заменены более примитивными крестовыми мотивами. В 843 году, с завершением периода "Иконоклазма" интерес к изображениям религиозных мотивов возобновляется. 3 июня 1453 года, Султан Фатих Мехмед, совершивший первый большой пятничный намаз в Айя-София, после захвата города и приказал перестроить ее в мечеть, выделив для этой цели специальный денежный фонд.

К перестройке церкви приступают с пристройки михраба в направлении Киблы (сторона, куда обращаются лицом во время молитвы - направление к Каабе, затем в одном из западных углов мечети строится кирпичный минарет; а на месте Келий священников был построен двор. Медресе на 150 учащихся, имеющем: 12 комнат для занятий, дворик с водоёмом Мозаичные плиты мечети, были покрыты тонким известковым слоем, настенные росписи соскоблены, крестообразные горизонтальной формы засовы над двустворчатой дверью расклёпаны. Таким образом, здание мечети, с лёгкостью, не прибегая к особым переделочным работам, было превращено в пространство для совершения религиозных обрядов. В 1847- 1849 гг., в период османского владычества, осущетвляется самая крупнейшая реставрация в истории Айя-София. Реставрационными работами руководили двое швейцарцев - братья Фоссати, Гаспаре и Тражано.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЛАН И РАЗМЕРЫ ЗДАНИЯ


Определение "Куполообразная базилика", впервые используется применительно к Айя-София; на "пандантифах" сооружения, также впервые были использованы изображения херувимов в (14 в.), прославивших его в истории архитектуры. Купол, высотой 55, 6 м, считается одним из совершеннейших не только в Стамбуле и Турции, но и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира. После землетрясений 553 года, между 558-562 гг., купол сооружения был заново перестроен и увеличен на 6, 5 м. Неполная округлость купола, носит скорее форму эллипса; размеры по первой оси 31 м, по второй 33 м. Сооружение, величиною 7 570 кв.м, и дл. 100 м, имеет основную часть размером 75 м на 70 м. У самого входа - Нартексы, длиною 60 м., шириною 11 м.

Нартексы

Эта часть здания, лишенная каких-либо украшательств и декорирования, была отведена для приготовлений к молитвенному ритуалу. Мозаичные плиты, украсившие здание были привезены из различных мест. Здесь же имеются рельефные изображения XII столетия. Повышенная степень влажности, оказала отрицательное воздействие на потолок здания, на котором размещены 9 крестообразных арок. Три входа из девяти, расположенных в здании, были открыты для народа. Средний, самый большой вход принадлежал императору, а боковые - императорской свите высшего ранга и его окружению.

Покрытия из золота императорского, и серебряные покрытия двух других дверей исчезли в период латинского нашествия. Над императорской дверью находится мозаика, датируемая IX столетием, изображающая Иисуса Христа в центре, справа и слева от него - Св. Мария и Архангел Гавриил, а на мозаичной плите изображен коленопреклоненный император Лев VI (886-912); Иисус одной рукой благословляет людей, другой держит книгу с надписью: "Я являюсь мировым светом". Над дверью под мозаичным панно находится металлическая рака, а под нею изображен трон, ожидающий Иисуса.

Главное пространство (наос)

Следуя из внутреннего нартекса в главную часть, первым делом привлекает внимание помпезность купола, словно встроенного на верхушку церкви и находящегося в полной изоляции от сооружения. В центре купола, окруженного 40 окнами - изображение Иисуса (византийский период). После захвата города турками было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана. На пандативах трехугольной формы, поддерживающими большой купол и между аркадами с четырёх сторон имеются изображения крылатых херувимов. Лица херувимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ангелов покрыты многоугольной звездой. Слева, у входа на боковой стене, под окном изображения: патриарха Константинополя (IX столетие), Игнатия; патриарха Джона Грисостомоса (IV столетие) и Антиохского (сегодняшняя Антакья) патриарха (II столетие).

Справа и слева от главного входа расположены гигантских размеров мраморные шары, привезённые сюда в XVI столетии из Пергама. Слева, у боковой анфилады высится "плачущая колонна", либо "потеющая колонна" - четырёхугольной формы колонна из мрамора. Существует следующее поверье: "Плачущая коллона" имеет чудодейственное отверстие, по которому необходимо провести пальцем и очертя круг, загадать желание, которое непременно исполнится. На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, выгравированы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры. Колонна, именуемая "Капитель корзины", сделана вручную. С боковых стен и углов свисают гигантские плакаты с надписями на арабском языке. По правую сторону михраба - Аллах, по левую - Мухаммед, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты (7,5 м) принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира. Площадь под куполом, выложенная из цветного мрамора служила местом ритуала коронации византийских императоров.

Императорский трон размещен в центре большого круга, а императорская свита занимала свои места в малых кругах. Во внутреннюю часть абсциссы, декорированной цветными мраморными плитами в османский период, встроен михраб, направленный в сторону Каабы, и множество плакатов, написанных арабским шрифтом. Несовпадение осевой точки михраба с центральной частью здания церкви явилось следствием религиозного обычая мусульман, совершающих обряд намаза, обращаясь корпусом тела в сторону святой Мекки, т.е., к юго-востоку Стамбула. Слева от абсциссы находится махфиль хюнкара (место, предназначенное для правителя) датируемое XIX столетием, а справа находятся мимбар, кафедра, с которой в день пятничного намаза имам читает проповеди. А напротив мимбара - памятник XVI столетия, махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве. Справа от абциссы, у точки пересечения главной анфилиады с правой, изображение следа руки, посвященное богоматери, украшает стену у колонн из порфирного гранита. Этот кусок гранита, привезённый сюда, ранее украшал памятник византийского периода, который находится в Стамбуле - церковь Теотокос.

Справа, у правой анфилады, библиотека Айя-София, перевезенная сюда в годы правления султана Махмуда 1, в 18 столетии. Книги, выстроенные в ряд на полках, декорированных изникской керамикой редчайшей работы, сегодня экспонируются в ином музее. Подставки для Коранов, экспонируемые в этой же части здания, весьма своеобразны и вызывают большой интерес у посетителей. Над боковой дверью, которая в византийский период служила выходной императорской дверью (сегодняшний парадный вход), находится прекрасно сохранившаяся мозаика. На ней изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Справа от нее император Константин, слева император Юстиниан. В руках императора Константина макет города, а в руках императора Юстиниана - макет церкви. Оба сооружения посвящены предкам, занявшим место в центре мозаики. Оба императора (годы их жизни IV и VI столетия) на мозаике X в. оказались рядом, минуя столетия.

Галереи

Покатая дорога, ведущая к верхнему ярусу, используемому для совершения обряда богослужения для женщин и церковных синодов, проходит через левую часть анфилады. Дорога, имеющая особый наклон, служила для того, чтобы императрицу могли нести на паланкине, и во избежание излишних сотрясений во время перемещения по галерее, где совершался обряд богослужения. От северной галереи, в левой части верхнего яруса, значительных следов не сохранилось. На средней галерее, расположенной напротив михраба, между аркадами видны крестообразные распятия из дерева. Подобные распятия имеются лишь в монастыре Катерина на полуострове. Правая же галерея (со стороны главного входа), расположенная в южной части, является редчайшим образцом архитектурного искусства.

По преданию, на мраморных табличках слева имеется надпись, повествующая о посещении этих мест викингами. Резная дверь у входа на правую галерею имеет наименование "райские ворота". "Райские ворота" с наружной стороны имеют крестообразные изображения. Слева от входных ворот хранится одна из самых редчайших по красоте мозаичных плит: Иисус, Св. Мария и Иоанн Креститель. Нижняя четь мозаики, подвергшаяся серьезным разрушениям в период латинского нашествия, всё же не утратила свою художественную ценность, ибо состоит из мелких цветных плит, которые придают ей большую значимость. На этой известнейшей мозаике, датируемой XIV столетием и именуемой "Деесис", что в переводе означает "мольба", Мария и Иоанн с печальными, полным грусти лицами, молят Иисуса об отправлении грешных в рай.

В конце галереи имеются еще две мозаики с изображениями двух императоров с семейством, Св. Марии и Иисуса. На одной из мозаик изображена Богоматерь с младенцем Иисусом, император Иоаннес Комненос, его супруга, венгерка Ирене, а на боковой стене их сын Алексиос. На левом мозаичном изображении Иисуса окружают императрица Зоя и ее третий супруг император Константин Мономахос. На этой мозаике, впервые изображена императрица со своим первым мужем Романосом III. Мозаичное изображение (XI столетие) передает все те изменения, которые происходили с императрицей при каждом ее замужестве. В самом конце галереи, если обратить взор на купол абсциссы, можно увидеть мозаичные изображения IX столетия - Богоматерь с младенцем Иисусом с архангелами Михаилом и Гавриилом.

Следы турецкого владычества в интерьере Софии - это прежде всего четыре огромных круглых щита из верблюжей кожи, подвешенных под куполом. Надписи на них - изречения из Корана, имена первых халифов - как считается, самые крупные образцы арабской каллиграфии. Ататюрк, превратив Софию из мечети в музей, велел их снять. Сразу после его смерти в 1938 году надписи водрузили на место.

В алтарной апсиде была устроена молитвенная ниша - михраб; имеются и другие милые сердцу мусульманина мелочи вроде огромных пузатых кувшинов для омовений недалеко от входа. Бронзовая сооружение типа клетки в южной галерее - библиотека, устроенная в XVIII веке. Но все эти добавки остались великому храму совершенно чужды - равно как четыре минарета и месяц над куполом.

Последняя литургия в Святой Софии началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Когда на следующий день в храм, выломав двери, ворвались янычары, священник с чашей в руках чудесным образом скрылся в столбе в северо-западном углу здания.

Докучливые гиды показывают рядом с алтарем пятно на стене, отдаленно напоминающее отпечаток ладони. Пятно высоко: здесь якобы оперся о стену Мехмед Завоеватель, когда его конь поскользнулся на залитом кровью полу. Это неправда. То есть пол-то наверняка был залит кровью, но Мехмед вошел в Софию, спешившись и к тому же посыпав свой тюрбан пылью - в знак смирения.

Исламские фундаменталисты в Турции требуют, чтобы власти снова превратили музей в мечеть. С другой стороны, православные фундаменталисты в Греции выдвигают встречное требование: чтобы полумесяц немедленно сбросили и снова водрузили над Софией крест.

    У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Собор Софии Премудрости Божией … Википедия

    Запрос «Собор Святой Софии» перенаправляется сюда; о других храмах с таким названием см. Софийский собор. Православный собор Софийский собор греч. Αγία Σοφία … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Софийский собор греч. Αγία Σοφία, тур. Ayasofya … Википедия

    I (греческ. Κωνσταντινουπολις, древ. Βυζαντιον, латинск. Byzantium, древне русск. народн. Цареград, серб. Цариград, чеш. Cařihrad, польск. Carogród, турец. Станбол [произн. Стамбул или Истамбул], арабск. Константинийэ, итал. простонародное и у… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - «Святая София» перенаправляется сюда. Для информации о христианской святой, обратитесь к статье Вера, Надежда, Любовь и их мать София. Православный собор Софийский собор Αγία Σοφία … Википедия

    Дата 381 год Признаётся Католицизм, Православие, Англиканство, Ассирийская церковь, Лютеранство, Древневосточные церкви Предыдущий Собор Первый Никейский собор Следующий Собор Эфесский собор Созван Феодосием I … Википедия

    - (миниатюра IX века к сочинениям Григория Богослова) Второй Вселенский Собор, I Константинопольский вселенский собор Церкви; созван в 381 году императором Феодосием I (379 395) в Константинополе. Как на Востоке, так и на Западе признаётся… … Википедия

    Второй Вселенский собор (миниатюра IX века к сочинениям Григория Богослова) Второй Вселенский Собор, I Константинопольский вселенский собор Церкви; созван в 381 году императором Феодосием I (379 395) в Константинополе. Как на Востоке, так и на… … Википедия

    Дата 553 год Признаётся Католицизм, Православие Предыдущий Собор Халкидонский собор Следующий Собор Третий Константинопольский собор Созван Юстинианом I Под председательством Евтихия Число собравшихся 152 (включая 7 из Африки, 8 из Иллирии, но … Википедия

Книги

  • Обреченный рыцарь , Андрей Чернецов , Владимир Лещенко Категория: Отечественная фантастика Издатель: Альфа-книга ,
  • Обреченный рыцарь , Андрей Чернецов , Владимир Лещенко , А знаете ли вы, кто изобрел рецепты "Киевского" торта и котлеты по-киевски, придумал славянскую азбуку, воздвиг в Киеве Софийский собор и предложил переименовать мать городов русских в… Категория: Отечественная фантастика Издатель:

Это грандиозное архитектурное сооружение на берегу Босфора каждый год привлекает множество туристов и паломников из многих стран и с разных континентов. Движет ими осознание того факта, что простое описание Храма в Константинополе из школьного учебника истории не даёт полного представления об этом выдающемся памятнике культуры античного мира. Его необходимо увидеть своими глазами хотя бы один раз в жизни.

Из истории древнего мира

Даже самое подробное описание Храма Святой Софии в Константинополе не обеспечит всей полноты представления об этом архитектурном феномене. Без последовательного рассмотрения той череды исторических эпох, сквозь которую ему довелось пройти, вряд ли получится осознать всю важность этого места. Прежде чем он предстал перед нашим взором в том состоянии, в каком его могут видеть современные туристы, утекло много воды.

Собор этот изначально возводился как высший духовный символ Византии, новой христианской державы, возникшей на обломках античного Рима в четвёртом веке нашей эры. Но история Храма Святой Софии в Константинополе началась ещё до распада Римской империи на западную и восточную части. Самому этому городу, расположенному на стратегически важном рубеже между Европой и Азией, необходим был яркий символ духовного и цивилизационного величия. Император Константин I Великий понимал это как никто другой. И только во власти монарха было начать возведение этого грандиозного сооружения, не имевшего аналогов в древнем мире.

Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Даже несмотря на то что фактическими авторами собора были другие люди, жившие гораздо позже, в эпоху правления императора Юстиниана. Из исторических источников нам известно два имени этих крупнейших архитекторов своей эпохи. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. Именно им принадлежит авторство как инженерно-строительной, так и художественной части единого архитектурного проекта.

Как строился храм

Описание Храма Святой Софии в Константинополе, изучение его архитектурных особенностей и этапов строительства неизбежным образом приводит к мысли о том, что изначальный план его возведения существенно менялся под воздействием различных политических и экономических обстоятельств. Подобного масштаба сооружений в Римской империи до этого не было.

Исторические источники утверждают, что дата основания собора - 324 год от рождества Христова. Но то, что мы видим сегодня, начало возводиться примерно через два столетия после этой даты. От сооружений четвёртого века, основателем которых был Константин I Великий, в настоящее время сохранились лишь фундаменты и отдельные архитектурные фрагменты. То, что стояло на месте современного Собора Святой Софии, носило название Базилики Константина и Базилики Феодосия. Перед правившим в середине шестого века императором Юстинианом стояла задача воздвигнуть нечто новое и доселе невиданное.

По-настоящему поражает воображение тот факт, что грандиозное сооружение собора продолжалось всего лишь пять лет, с 532 по 537 годы. На строительстве одновременно трудилось более десяти тысяч рабочих, мобилизованных со всех концов империи. На берег Босфора для этого доставлялись в необходимом количестве лучшие сорта мрамора из Греции. Средств на строительство император Юстиниан не жалел, поскольку возводился не просто символ государственного величия Восточной Римской империи, но и Храм во славу Господа. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения.

Из исторических источников

Описание Храма Святой Софии в Константинополе можно найти в ранних исторических хрониках придворных византийских летописцев. Из них явствует, что на современников производили неизгладимое впечатление грандиозность и величие этого сооружения.

Многие считали, что совершенно невозможно построить такой собор без непосредственного вмешательства божественных сил. Главный купол величайшего христианского мира был издалека виден всем морякам в Мраморном море, приближавшимся к Босфорскому проливу. Он служил своеобразным маяком, и в этом было ещё и духовно-символическое значение. Так было задумано изначально: византийские храмы должны были затмить своим величием всё то, что строилось до них.

Интерьер собора

Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Но по своему объёму и уровню исполнения интерьеров Храм Софии в Константинополе значительно превосходит всё, что строилось до него. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Его волей из многих городов империи на отделку храма были доставлены готовые колонны и другие архитектурные элементы, взятые из ранее существовавших античных сооружений. Особую сложность представляло купольное завершение.

Грандиозный главный купол поддерживала арочная колоннада с сорока оконными проёмами, обеспечивавшими верхнее освещение всего храмового пространства. С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости. По свидетельству византийских историографов и оценкам современных экспертов, император Юстиниан только на интерьер собора потратил несколько годовых бюджетов своей страны. В своих амбициях он хотел превзойти ветхозаветного царя Соломона, воздвигнувшего Храм в Иерусалиме. Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. И есть все основания полагать, что императору Юстиниану удалось осуществить своё намерение.

Византийский стиль

Софийский собор, фото которого в настоящее время украшают рекламную продукцию множества туристических агентств, является классическим воплощением имперского в архитектуре. Стиль этот легко узнаваем. Своим монументальным величием он, безусловно, восходит к лучшим традициям имперского Рима и греческой античности, но перепутать эту архитектуру с чем-то другим просто невозможно.

Византийские храмы без труда можно обнаружить на значительном удалении от исторической Византии. Это направление храмового зодчества и сегодня являются преобладающей архитектурной стилистикой на всей территории, где исторически доминировала православная ветвь мирового христианства.

Для этих сооружений характерны массивные купольные завершения над центральной частью здания и арочные колоннады под ними. Архитектурные особенности этого стиля вырабатывались веками и стали неотъемлемой частью русской храмовой архитектуры. Сегодня даже не все догадываются о том, что исток её находится на берегу Босфорского пролива.

Уникальные мозаики

Всемирно признанной классикой изобразительного искусства стали иконы и мозаичные фрески со стен Собора Святой Софии. В их композиционных построениях легко просматриваются римские и греческие каноны монументальной живописи.

Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. Сама техника мозаики имеет значительно более сложную технологию по сравнению с традиционно темперной росписью по сырой штукатурке. Все элементы мозаичных фресок создавались мастерами по только им одним известным правилам, в которые не допускались непосвящённые. Это было и медленно, и очень затратно, но средств на интерьер Храма Святой Софии византийские императоры не жалели. Торопиться мастерам было некуда, ведь то, что они создавали, должно было пережить многие века. Особую сложность в создании мозаичных фресок создавала высота стен и кровельных элементов собора.

Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. Византийские иконописцы были первыми в истории мирового изобразительного искусства, кому приходилось учитывать этот фактор. До них такого опыта ни у кого не было. И с поставленной задачей они справились достойно, это могут сегодня засвидетельствовать многие тысячи туристов и паломников, ежегодно посещающих Софийский собор в Стамбуле.

В длительный период османского правления византийские мозаики на стенах храма были залеплены слоем штукатурки. Но после проведённых в тридцатые годы двадцатого века реставрационных работ они предстали взору в практически первозданном виде. И сегодня посетители Храма Святой Софии могут наблюдать византийские фрески с изображениями Христа и Девы Марии вперемежку с каллиграфически выведенными цитатами сур из Корана.

К наследию исламского периода в истории собора реставраторы тоже отнеслись с уважением. Интересно отметить и тот факт, что некоторым православным святым на мозаичных фресках иконописцы придали портретное сходство с правящими монархами и другими влиятельными людьми своей эпохи. В последующие столетия такая практика станет обычной при возведении кафедральных в крупнейших городах средневековой Европы.

Своды собора

Софийский собор, фото которого увозят с берегов Босфора туристы, свой характерный силуэт приобрёл не в последнюю очередь благодаря грандиозному купольному завершению. Сам купол имеет относительно небольшую высоту при внушительном диаметре. Такое соотношение пропорций в дальнейшем войдёт в архитектурный канон византийского стиля. Высота его от уровня фундамента - 51 метр. Превзойдён он по величине будет только в эпоху Ренессанса, при возведении знаменитого в Риме.

Особую выразительность своду Софийского собора придают две купольные полусферы, расположенные с запада и с востока от главного купола. Своими очертаниями и архитектурными элементами они повторяют его и в целом создают единую композицию свода собора.

Все эти архитектурные открытия древней Византии впоследствии много раз использовались в храмовом зодчестве, при возведении кафедральных соборов в городах средневековой Европы, а потом и по всему миру. В Российской купол Собора Святой Софии нашёл очень яркое отражение в архитектурном облике в Кронштадте. Как и знаменитый храм на берегу Босфорского пролива, он должен был быть виден с моря всем морякам, приближающимся к столице, символизируя тем самым величие империи.

Конец Византии

Как известно, любые империи достигают своего расцвета, а потом движутся в сторону деградации и заката. Не минула эта участь и Византию. Восточная Римская империя обрушилась в середине пятнадцатого века под тяжестью собственных внутренних противоречий и под нарастающим натиском внешних врагов. Последнее христианское богослужение в Храме Святой Софии в Константинополе состоялось 29 мая Этот день был последним и для самой столицы Византии. Просуществовавшая почти тысячу лет империя была в этот день повержена под натиском турок-османов. Прекратил своё существование и Константинополь. Теперь это город Стамбул, на протяжении нескольких веков он был столицей Османской империи. Завоеватели города ворвались в храм в момент богослужения, жестоко расправились с находящимися там, и безжалостно разграбили сокровища собора. Но само здание турки-османы разрушать не собирались - христианскому храму суждено было стать мечетью. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора.

Купол и минареты

В период Османской империи внешний облик Храма Святой Софии претерпел существенные изменения. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Существовавшее в пятнадцатом веке здание храма этой цели соответствовало отнюдь не идеально. Молебны в мечети должны совершаться в направлении Мекки, в то время как православный храм ориентирован алтарём на восток. Турки-османы провели реконструкцию доставшегося им храма - пристроили грубые контрфорсы к историческому зданию для укрепления несущих стен и соорудили четыре больших минарета в соответствии с канонами ислама. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. В юго-восточной части интерьера был сооружён михраб, таким образом, молящиеся мусульмане должны были располагаться под углом к оси здания, оставляя слева алтарную часть храма.

Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами. Но именно это позволило реставрировать в девятнадцатом веке аутентичные росписи стен храма. Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Софийский собор в Стамбуле уникален ещё и тем, что в его внешнем облике и во внутреннем содержании причудливым образом переплелось наследие двух великих культур и двух мировых религий - православного христианства и ислама.

Музей Айя-Софья

В 1935 году здание мечети Айя-София было выведено из разряда культовых. Для этого понадобился специальный декрет президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. Этот прогрессивный шаг позволил поставить точку в притязаниях на историческое здание представителей разных религий и конфессий. Лидер Турции смог к тому же обозначить свою удалённость от разного рода клерикальных кругов.

Из государственного бюджета были профинансированы и проведены работы по реставрации исторического здания и территории вокруг него. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. В настоящее время Софийский собор в Стамбуле является одной из важнейших культурно-исторических достопримечательностей Турции. В 1985 году храм внесён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как один из наиболее значимых материальных объектов в истории развития человеческой цивилизации. Добраться до этой достопримечательности в городе Стамбуле очень просто - находится она в престижном районе Султанахмет и заметна издалека.